Общегосударственная автоматизированная система учёта и обработки информации (ОГАС). Часть 2

Полное название ОГАС - Общегосударственная автоматизированная система сбора и обработки информации для учета, планирования и управления. Основная задача учета в системах организационного управления - отслеживать процесс выполнения плана и своевременно информировать соответствующие уровни управления о возникающих отклонениях. Основная задача системы текущего (оперативного) управления — своевременно реагировать на эти отклонения. В правильно спроектированной системе большинство отклонений должно компенсироваться за счет приведения в действие резервов того или иного уровня. При этом сбой как бы локализуется, т. е. остается в рамках породившего его звена экономики, не приводя к «цепной реакции» распространения возникшего сбоя по всем связанным с ним звеньям экономики (по цепочкам поставщики — потребители). В тех относительно редких случаях, когда локализовать сбой не удается, производится согласованный пересчет планов, во всех указанных звеньях.

В соответствии с действующим территориально-отраслевым принципом управления должны были быть созданы как отраслевые, так и территориальные автоматизированных систем организационного управления (АСОУ). В территориальном разрезе АСОУ создавались для отдельных районов, городов, областей и республик. В отраслевом разрезе соответствующая иерархия включала в себя АСОУ цеха, предприятия, объединения, отрасли. На самом верхнем уровне иерархии территориальный и отраслевой аспекты объединялись в общегосударственных органах планирования и управления, включая функциональные союзные министерства и ведомства (Госплан, Госснаб и др.).

Помимо учета и текущего управления главной задачей вертикальных связей в ОГАС являлось обеспечение системы объемно-календарного территориально-отраслевого планирования во всех звеньях экономики (от Госплана СССР до цеха, участка, а в краткосрочном планировании и до отдельных рабочих мест). Формирование заданий по конечному продукту в части удовлетворения потребностей населения должно было вестись в территориальном аспекте с учетом специфических особенностей населения различных районов страны. Начиная с районных и городских АСОУ, велись локальные программы жилищного, культурно-бытового строительства, развития общественного транспорта, торговли, медицины и других систем коллективного обслуживания населения. Вертикальные связи ОГАС обеспечивали интеграцию локальных программ по всем уровням иерархии территориального управления, вплоть до общесоюзного уровня.

В отраслевом разрезе ОГАС обеспечивал процессы агрегации планов, нормативов и данных о наличных и планируемых ресурсах, а также процесс системной оптимизации планов на основе начального формирования и последующей агрегации предложений, направленных на улучшение плана. Система агрегации предложений в ОГАС должна была предусматривать последовательный подъем рационализаторского предложения по уровням иерархии планирования па предмет его возможного использования на других рабочих местах. В случае, когда в процессе такого подъема предложение обретало должный масштаб, оно могло, в конце концов, выйти на общесоюзный уровень системной оптимизации. Глушков считал, что это обеспечит демократизацию процесса общегосударственного планирования и разрешит противоречия между необходимостью дальнейшего развития централизации планирования и полного простора для личной инициативы.

Разумеется, кроме вертикальных связей предусматривались и горизонтальные связи между отдельными отраслями, ведомствами, предприятиями, которые помогали обеспечить организацию эффективного взаимодействия потребителей с поставщиками.

ОГАС и Киберсин по своему устройству очень похожи. У них схожая иерархия от отдельного рабочего места до общегосударственного уровня, объединённая вертикальными и горизонтальными связями. Правда, система Стаффорда Бира основана на схожести системы управления экономикой с нервной системой живого организма, отчего она очень наглядна и достаточно проста для понимания. При этом Бир отрицал возможность машины просчитать все возможные варианты в экономике из-за огромного их числа. Поэтому он предусмотрел в своей системе автономность, когда подсистемы решают свои задачи, не отвлекая без надобности вышестоящие уровни управления. Глушков не основывал ОГАС на нервной системе, но принцип автономности хорошо прослеживается и в его трудах.

Глушков, в отличие от Бира, не ограничивался экономикой, он пытался предугадать, как новая безбумажная информатика повлияет на все сферы жизнедеятельности человека. В его книге есть описание коллаборативных роботов, смартфонов, беспилотных автомобилей, цифровых тренажеров сейчас уже реально применяющихся в жизни человека. Также он кратко описывает возможности автоматизации обработки данных в медицине, научных исследованиях, образовании.

Любая система управления, подобная той, что описана выше, может быть эффективна только в случае, если все основные отрасли экономики целиком соединены под управлением компьютерной сети. ОГАС должен был охватывать всю экономику СССР. В Киберсине из-за нехватки вычислительных мощностей сообщения передавались с помощью телексной сети, но всё равно система связи охватывала около 70% экономики Чили. Попытка управлять отдельными изолированными в рамках отраслей или предприятий системами с помощью старых бюрократических методов не даст почти никакого эффекта. По этой же причине построение такой системы невозможно при капитализме. Сейчас многие отдельные высокотехнологичные компании вводят разнообразные автоматизированные системы управления, однако за пределами этих компаний плановая система производства отдельного предприятия упирается в хаос рыночной экономики, разрушая преимущества компьютерного управления. Поэтому для построения автоматизированной системы управления нужна плановая экономика.

Плановая экономика открывает перед человечеством огромные возможности. Осознанное управление экономическими процессами позволит избежать цикличных кризисов, обеспечить существенную экономию природных ресурсов и более рациональное их распределение, частично решив проблемы истощения природных ресурсов и загрязнения окружающей среды.

Плановую и рыночную экономики можно сравнить с земледелием и собирательством. Первое намного сложнее второго, очевидно, что легче просто ходить и искать съедобные плоды, чем обрабатывать землю. Но земледелия позволяет контролировать процесс выращивания еды и получать огромное, по сравнению с собирательством, количество пищи, что покрывает все издержки по уходу за обрабатываемой землей. Точно так же преимущества плановой экономики, по сравнению с рыночной, покроют издержки на управление экономическими процессами. Однако управление экономикой это очень сложный процесс. Поэтому построение эффективной плановой экономики невозможно без создания автоматизированной системы управления.

Ключевым моментом для управления любой системой является обратная связь. Жизнеспособность системы определяется насколько быстро и полно осуществляется обратная связь. В классической рыночной экономике обратная связь осуществляется по следующей схеме: капиталист производит товар и выставляет его на продажу - товар пользуется спросом или нет - капиталист получает прибыль или нет – капиталист перестаёт производить товары, которые не пользуются спросом, а производит товары, на которые есть спрос. Тот, кто производит товары, на которые нет спроса, вылетает с рынка. Система исправно работает, она понятна и удобна. Однако она очень ресурсоёмка. Огромное количество товаров, на которые нет спроса, просто портятся и выбрасываются в мусор, хотя на их создание потрачены ресурсы. Компании-банкроты, не нашедшие спроса на свой товар, исчезают вместе с ресурсами, которые были потрачены на их развитие. В 21 веке компании начали собирать базы данных из поисковых запросов в интернете, чтобы заранее понимать, какой товар нужен потребителю, чтобы минимизировать потери от отсутствия спроса. Но всё же отдельная компания не может управлять рынком.

Целью автоматизированных систем управления является быстрая обратная связь. Работы Глушкова описывают схемы управления транспортом и промышленностью, которые позволяют минимизировать расход ресурсов с помощью управления в реальном времени, которое позволяет высвобождать мощности, простаивающие при традиционном способе управления экономикой. Бир применял подобные схемы на практике при забастовке водителей в Чили в 1973 году. Тогда хватило 30% грузовиков от обычно использующихся, чтобы решить вопросы снабжения предприятий и населения всем необходимым. Все предприятия в плановой экономике будущего, управляемой АСУ, будут наполнены огромным количеством датчиков и автоматизированных систем учёта, непрерывно отправляющих информацию о текущем положении дел в экономике. Это позволит создать единую базу данных, пополняющуюся в реальном времени. С помощью этой базы данных можно будет осуществлять динамичное регулирование экономики, моментально выявляя и устраняя появляющиеся отклонения.

В рамках АСУ будут действовать системы, позволяющие непрерывно отслеживать мнение людей о состоянии экономики и социальной сферы, что предусматривали и ОГАС, и Киберсин. Таким образом, АСУ предполагают демократичность, свободу действий, открытость, равноправие участников системы, следовательно, позволяют создать экономику, действующую в интересах всех членов общества.

Система Киберсин была уничтожена после военного переворота в 1973 году. Проект ОГАС так и не был создан, его похоронили в ходе бюрократических проволочек. Таким образом, неизвестно насколько успешно функционировали бы эти системы. Тем не менее, очевидно, что без АСУ эффективно управлять плановой экономикой невозможно. Изучение трудов Глушкова, Бира и других учёных-кибернетиков, следовательно, абсолютно необходимо для людей, которые понимают, что пришло время для построения новой плановой экономики, основанной на достижениях научно-технического прогресса в области информационных технологий. Сегодня, большая часть вещей, о которых писал в своих книгах Глушков, стала реальностью. Наконец-то у человечества появилась реальная возможность перейти от покорного следования объективным экономическим процессам к сознательному управлению этими процесами.