Образование: Проект системы автоматизации обучения "Флагман"

Краткая предыстория - в настоящее время в Краснодарском крае проходит выставка научно-технического творчества школьников "Юные техники - будущее инновационной России". В рамках выставки я выдал своим ученикам задание - какой бы они (ученики) сделали систему дистанционного обучения.


До конечного продукта системе пока далеко, однако самый главный результат уже получен - наиболее грамотные ученики в ходе опросов, споров и дискуссий признали, что система образования не может существовать без педагога. Однако существующие системы дистанционного обучения (созданные педагогами) так же являются неудобными для учеников.


Ссылку здесь не дам т.к. во-первых сайт системы довольно сырой, во-вторых контент представлен всего двумя уроками, а в-третьих большинство функционала еще не написано (в конце концов требовать от школьника законченное решение такого уровня несколько наивно).  В ходе работы над проектом была выведена концепция системы автоматизации обучения и вот её описание:


Данный сайт является проектом системы автоматизации обучения созданный в рамках проведения краевой выставки научно-технического творчества школьников "Юные техники - будущее инновационной России" (2016 г.).


Цели и задачи проекта


Цель проекта


Целью проекта является создание программного продукта в форме веб-сайта для эффективного взаимодействия педагогов и обучающихся.


Задачи проекта


Для достижения целей проекта поставлены и решены следующие задачи:


1. Исследование системы образования для определения структурных элементов образовательного процесса.

2. Исследование (путем опроса) обучающихся с целью выявления проблемных элементов во взаимоотношениях педагог-обучающийся.

3. Исследование возможности разделения функций педагога на реализуемые дистанционно и непосредственно, выделение дистанционно реализуемых функций.

4. Выбор программного обеспечения для решения задачи создания модуля автоматизации обучения.

5. Исследование наиболее благоприятной для обучающихся и педагогов формы взаимодействия

6. Написание программного кода системы автоматизации обучения


Объект исследования


Выделение части функций педагогов в автоматизированную систему обучения и создание программного комплекса.


Предмет исследования


Предметом исследования является образовательный процесс, его структура, взаимодействие между педагогом и обучающимся.


Дополнительно исследуется возможность частичной автоматизации образовательного процесса в интересах педагога и обучающегося.


Актуальность


Актуальность системы автоматизации обучения связана прежде всего с тремя факторами:


Развитие вычислительной техники в начале XXI века сделало информатику обязательным к изучению предметом. С каждым годом растет количество и качество вычислительных систем, которые требуют для использования определенные навыки.

Возможности электронно-вычислительной техники лежат в иной плоскости от традиционных систем передачи информации. Электронно-вычислительные машины обладают способностью быстрой многопоточной реализации заложенных алгоритмов (что однако не влечет исключения человека из технологических процессов). В результате наибольшая эффективность достигается при возложении на ЭВМ алгоритмизированных задач при участии человека осуществляющего контроль и управление за реализацией алгоритмов, а так же выполняющего действия выходящие за рамки созданного алгоритма.

Техническое совершенствование вычислительной техники и распространенность электронно-вычислительных машин привели к падению стоимости работы программного обеспечения. В настоящий момент стоимость работы программного обеспечения намного ниже чем стоимость интеллектуального труда. В современных условиях доработка и внедрение систем автоматизации может либо снизить расходы либо при неизменных расходах существенно повысить качество интеллектуального труда (в том числе труда педагогов).


Совокупность указанных факторов делает системы автоматизации обучения одними из наиболее востребованных, актуальных и перспективных программных решений.


Новизна


В настоящее время существует ряд программных продуктов выполняющих функции системы автоматизации обучения. Однако главной особенностью всех существующих программных продуктов является их построение с точки зрения удобства педагога. Ознакомление с рядом программных продуктов и последующий опрос показали, что с точки зрения обучающихся данные программы имеют ряд существенных недостатков. Данная система является первой построенной на принципе "от удобства и интересов обучающегося".


Элемент исследования


В ходе опроса обучающихся были выявлены следующие факторы отмеченные обучающимися как недостатки систем автоматизации образования (дистанционных образовательных систем):


- различная скорость усвоения теории предмета - ввиду строгого лимита времени на образовательных процесс это приводит к потере интереса у наиболее успешных обучающихся и отсутствия необходимого уровня образовательного воздействия к отстающим. Частично эта проблема решается в дистанционных курсах, однако при возникновении принципиального вопроса остается не усвоенным материал занятия независимо от уровня обучающегося.

- различный начальный уровень знаний предмета - каждый обучающийся имеет "свой" уровень владения каждым предметом.

- публичность задаваемых вопросов - около половины времени обучения среднего общего образования приходится на так называемый "переходный возраст". Обучающиеся данной возрастной группы в этот период осознают свое место в жизни, которое выражается в том числе через личный авторитет. В этих условиях обучающийся получает психологический барьер на обращение с вопросом к педагогу. Система анонимизации задаваемых вопросов позволяет наладить контакт между педагогом и обучающимся.

- обратная связь по изучаемому материалу - многие обучающиеся указали, что отдельные части учебной литературы сложны или непонятны. При этом отсутствует обратная связь "Ученик - Автор учебника", что не позволяет в должной мере совершенствовать учебную литературу.

- возможность массового индивидуального обучения - каждый обучающийся представляет собой индивидуальность. Обучающимся с гуманитарным складом ума требуется возможность изложения предмета на понятном языке без углубления, в то время как обучающиеся с техническим складом ума предпочитают занятия по развивающей технологии обучения (стараются не запомнить материал, а понять принципы на которых строится данное событие или явление). Существующая система образования строится на изложении однотипного материала для всех учеников, в результате чего обучающиеся не в полной мере усваивают программу обучения и теряют к ней интерес. При этом существующие алгоритмы ветвления в электронно-вычислительных устройствах позволяют в полной мере создавать вариации изложения материала занятия, что позволит обучающемуся лучше усвоить образовательную программу.


Значимость исследования


Данное исследование может быть использовано для проведения углубленных исследований предмета и построения передовых систем автоматизации обучения.

Работа с сайтом


В настоящее время сайт работает в режиме тестирования. Это означает, что сайт функционирует, однако в ходе работы могут возникать небольшие технические неисправности.


Заключение


Настоящий программный продукт служит важной вехой развития систем автоматизации образования. Так же он служит отправной точкой исследований в направлении гибридного (машинно-человеческого) обучения. Несмотря на открывающиеся возможности при развитии и внедрении таких систем следует помнить, что программное обеспечение это только инструмент в руках педагога, но никак не замена его.


Прошу обоснованное мнение по предмету.