Объект 490 «Тополь»

Проект перспективного танка с экипажем 2 человека, разрабатывавшегося в 80-е годы (~1978-1991) Е. А. Морозовым.

Главными особенностями танка были:

- экипаж состоящий из двух человек – командира-стрелка и механика-водителя. Сокращение экипажа до двух человек и размещение их в компактной, хорошо защищенной капсуле. В зависимости от конкретной компоновки это дает экономию объема до 1,2 м3.

- применение гидропневматической подвески. Поми­мо решения основной задачи - повышение средних скоростей за счет улучшения показателя плавности хода она дает возможность управлять клиренсом танка, что повышает проходимость и живучесть в бою. Кроме того, управляемая гидропневматическая подвеска за счет изменения дифферента машины позволяет увеличить углы наведения пушки в вертикальной плоскости.

- Создание специальной бронированной заправочно-загрузочная машина (БЗЗМ), способной сопровождать танк в одной с ним ко­лонне, преодолевать естественные и искусственные препятствия, проходить зараженные участки местности, функционировать в условиях применения ядерного оружия. В варианте компоновки № 1 и 2 предполагалось реализовать пополнение боекомплекта и дозаправку танка без выхода экипажей из танка и заправочно-загрузочная машины.

Объект 490 «Тополь» Тег, Объект 490, Молот, Танки, Длиннопост

тоит упомянуть, что работы по перспективному танку с экипажем 2 человека «Объект 490», а также его развитием шли до самой смерти Е. А. Морозова в 1991 г. Возможность решения задачи создания танка с экипажем 2 человека так же подтверждается работами над проектом танка Объект 299 (ОАО "Спецмаш").


Исследования возможности создания перспективного танка в США и ФРГ также подтвердили принципиальную возможность такого танка, см. КОНЦЕПЦИЯ БОЕВОЙ СИСТЕМЫ БУДУЩЕГО, СТРАТЕГИЯ РАЗРАБОТКИ ТАНКА БУДУЩЕГО, ПЕРСПЕКТИВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ГЕРМАНСКОГО ТАНКА “ЛЕОПАРД - 2”.


… экспериментальная программа помогла доказать, что всем боевым комплексом могут управлять два человека. Но осуществление данной разработки возможно лишь, если будут получены высокие результаты в следующих областях: автоматизация, оптронная сенсорика и технология дисплеев (из материала CИСТЕМНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ БОЕВЫХ МАШИН).


На заре танковой эры никто не мог представить танк с экипажем четыре или пять человек, в те времена никак не могли обойтись без дюжины. Но эти времена давно забыты.

Объект 490 «Тополь» Тег, Объект 490, Молот, Танки, Длиннопост

Танк 525 "Зигфрид" (Leutnant Bitter), и его экипаж после сражения

Объект 490 «Тополь» Тег, Объект 490, Молот, Танки, Длиннопост

Весьма вероятно, что кроме автоматизации некоторых функций танкистов потребуются органи­зационные мероприятия, пересмотр устаревших взглядов и представлений.


Е. А. Морозов


Описание компоновки


Сокращение экипажа до двух человек и размещение их в компактной, хорошо защищенной капсуле с автоматизацией функций выполняемых танкистами. Принципиальная возможность управления стрельбой и движением двумя операторами не вызывает сом­нений. Рабочие места оснащались аналогичным набором приборов и средств управления танком что обеспечивало полное дублирование функций членами экипажа. Каждое рабочее место комплектовались 2 мониторами, унифицированным пультом управления огнем и движением. Начиная с 2 варианта компоновки ставка делалась на применение перспективных решений по обеспечению обзорности и передаче информации – свето-волоконных связей, БЦВМ, телекамер.

Объект 490 «Тополь» Тег, Объект 490, Молот, Танки, Длиннопост

Изделие «490» вариант 3. Штриховкой показано размещение боекомплекта и топлива


Управление движением предполагалось осуществлять при помощи телевизионной стереоскопической телевизионной системы вождения (СТВ) установленной в носовой части корпуса. Для вождения задним ходом телевизионная камера также размещалась на кормовой части корпуса. Движение назад со скоростью до 30 км/ч позволяет существенно повысить маневрен­ность и живучесть, исключив обстрел кормовой час­ти танка на поле боя. Статический обзор осуществлялся при помощи 8 дневных приборов с свето-волоконной связью. Система обеспечивала обзор 360° для каждого из танкистов без перекрытия обзора установленными на башне элементами архитектуры изделия (отсутствовали непросматриваемые зоны). Установка таких приборов также исключило ослабление броневой и радиационной защиты, вызванное вырезами в крыше, необходимыми для установки перископических приборов.


Дополнительно телевизионную камеру предполагалось установить на воздухопитающей трубе (ОПВТ), что значительно упрощает подводное вождение. Применение камеры предполагалось и при движении в колонне, когда види­мость резко падает от пыли впереди идущих ма­шин. Кроме того, забор воздуха для двигателя че­рез воздухопитающую трубу из верхних, менее запыленных слоев, может увеличить ресурс двигателя. Подъем воздухопитающей трубы на «490»-м не требовал выхода экипажа из танка и мог осуществляться автоматически.

Объект 490 «Тополь» Тег, Объект 490, Молот, Танки, Длиннопост

Телевизионная камера на левой (по ходу танка) надгусеничной полке.


Воздухопитающая труба ОПВТ с телевизионной камерой размещена за башней танка, что не только упрощает подводное вождение, но и позволяет осуществлять движение в колонне и наблюдение за целями скрытыми складками местности.


Важное внимание при создании «Объекта 490» уделялось плотности компоновки (отказ от прокладки торсионов над днищем танка, оптимизация формы и габаритных размеров аппаратуры размещаемой в танке), сокращению массогабаритных характеристик и повышения живучести танка. Предполагалась без роста массы (Вариант 1 и 2 – 41 500 кг) и габаритов создать танк с значительным ростом боевых качеств.


Исключительно ростом габаритов и массы брони этого достичь невозможно. Поэтому наряду с применением новейших разработок в области пассивного бронирования и комплексов активной защиты (КАЗ) в состав схемы защиты танка включены носовые топливные баки, что позволяет пожертвовать второстепенными показателями (часть горючего) ради реализации важнейших – выживание экипажа и сохранение подвижности танка.


Не решенными оставались ряд вопросов, связанных с техническим обслуживанием ма­шины с сокращенным до двух человек экипажем, вопросу управлением подразделением командиром-стрелком в случае командирского танка.


Защита


Важным принципом, реализованным в этом варианте, является условное расчленение всей машины на изолированные друг от друга отсеки.


Первым расположен топливный отсек, разделенный несколькими перегородками на секции для исключения значительной его поте­ри при пробитии брони, с ми­нимально допустимым уровнем броневой защиты (100 мм/68°) от наиболее массовых средств поражения танка. Повреждение этого отсека и частичная утрата топ­лива в бою не приведут к потере танком своей боеспособности. За ним в центре танка размещен отсек экипажа защищенный основным комбинированным бронированием (500 мм комбинированной брони) и экранированный броней носового узла корпуса и топливом.


В данном случае топливо служило «наполнителем» комбинированной брони, см. - ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО КАК НАПОЛНИТЕЛЬ КОМБИНИРОВАННОЙ БРОНИ.


Бронирование лобовой проекции башни имело габарит 780 мм (при угле обстрела 30°). Защита бортов – 300 мм. Борт корпуса 180 мм с силовыми экранами 85 мм. Днище в месте размещения капсулы экипажа оснащалось комбинированной защитой.


Танк изначально проектировался с учетом установки КАЗ создававшейся по теме «Штандарт». На втором варианте мортиры КАЗ устанавливалась по периметру корпуса на надгусеничных полках по шесть с каждого борта. Обеспечивалась защита по азимуту ± 150°. От боеприпасов атакующих сверху танк защищали 6 мортир установленных в бортовых нишах на кормовой части бортов башни (по 3 на каждый борт башни). На третьем варианте компоновке схема установки КАЗ была изменена. Для защиты бортовой и верхней проекции использованы мортиры с защитными зарядами меньших габаритов предназначенные, прежде всего ,для перехвата ПТРУ и РПГ. В позднем варианте на танке также планировалось установить КОЭП «Штора».


Разработка перспективного варианта КАЗ задержалась и его установка была осуществлена на первый опытный образец танка Объект 195 "Т-95" (ОАО "УКБТМ").

Объект 490 «Тополь» Тег, Объект 490, Молот, Танки, Длиннопост

Необходимо обратить особое внимание на габаритные размеры танка и в первую очередь на его высоту, которая могла изменяться благодаря гидропневматической подвеске. Влияние высоты достаточно хорошо известно. С одной стороны, это вероятность обнаружения и первого выстрела в дуэльном бою, а с другой - наиболь­ший вклад в массу танка. По данным ВАБТВ им. Р. Я. Малиновского, снижение высоты танка с 2 400 до 1600 мм при скорости движения около 40 км/ч уменьшает вероятность его поражения в два раза. В то же время прирост массы за счет каждого миллиметра высоты танка с современным уровнем бронирования составляет 15-20 кг, а масса 1 мм длины – 2-3 кг. Длина танка по корпусу – 6790 мм.



С другой стороны в варианте Е.А. Морозова есть и недостатки. Цитата: 9.07.81. Шомин провел совещание по перспективному танку, были Анищенко, Потемкин, Борисюк, Маресьев, Рязанцев, Ковалюх, Мазуренко, Баисов и я. Опять рассматривали два варианта танка. С самого начала было видно, что Шомин делает ставку на вариант Ковалюха. После обоих докладов он начал критиковать вариант Морозова - низкая линия визирования и возможность утыкания пушки в грунт, новое МТО и двигатель, два человека. Вариант Ковалюха он, в основном, поддерживал и, по всей видимости, принял решение принять этот вариант.


Вооружение танка – 125 мм пушка повышенного могущества (прорабатывались варианты 130 мм). На первоначальном варианте автомат заряжания размещен в изолированном автономном отсеке за башней танка, дополнительный корпусной конвейер размещался в изолированном отсеке между боевым и моторно-трансмиссионным отделением. Допустимая длина снаряда составляла 800 мм, длина заряда – 550 мм. В размещенном за башней автомате заряжания (на варианте танк №1 и №2) допускалась размещение выстрелов с длиной до 1400 мм, в том числе унитарных. На последующих вариантах был предложен вариант двухпоточного автомата заряжания с выстрелами раздельного заряжания. Снаряд и заряд размещались в башенном и корпусном конвейере последовательно. Автомат имел электрическую дублирующую систему.


Боекомплект в танке был изолирован от экипажа. Для нейтрализации вы­соких давлений, возникающих в случае детонации зарядов, в крыше отсека корпусного и в днище отсека башенного автомата заряжания предусмотрены «вышибные пластины» (см.- БРОНЕВЫЕ ОТСЕКИ ДЛЯ БОЕКОМПЛЕКТА ТАНКА). Между башенным автоматом заряжания и боевым отделением танка имелась комбинированная бронепреграда препятствующая поражению экипажа при пожаре боекомплекта.


Дополнительное вооружение состояло из спаренного с пушкой пулемета и двух зенитных пулеметов размещенных по бортам кормовой части башни. Также прорабатывались варианты установки автоматической пушки (кожух на правом борту башни, варианта 3). Итоговый вариант дополнительного вооружения так и не был определен.


Прицельный комплекс должен был состоять из двух панорамических прицелов без ночного канала и тепло-телевизионный панарамического прицела, который размещался самостоятельно с дистанционной передачей информации от него экипажу. Прицел-дублер с свето-волоконной связью устанавливался в маске пушки.


Бронированная заправочно-загрузочная машина (БЗЗМ)

Объект 490 «Тополь» Тег, Объект 490, Молот, Танки, Длиннопост

Машина предназначалась для быстрой дозаправки танка в любых ситуациях при необходимости и в боевой обстановке без выхода экипажей. Пополнение боекомплекта танка «490» вариант 2 с помощью БЗЗМ.


При этом заменялся автономный модуль автомата заряжания. Такое решение потребовало размещения приводов АЗ в съемном модуле. БЗЗМ могла обеспечить пополнение боекомплекта 5 танков, также машина несла до 5 тонн топлива и объем патронных коробок пайков и ЗИП в 1000 л.


Доставка боекомплекта и топлива производится армейскими автомобилями по­вышенной проходимости, а поэтому пополнение танка боеприпасами на поле боя затруднено из-за недостаточной проходимости и защищенности средств доставки. Особо стоит отметить, что поле боя 80-х годов не мыслилось без массированного применения тактических ядерных боеприпасов, при этом полноценное функционирование автомобилей в условиях радиационного загрязнения было невозможно, что могло значительно ограничить возможности применения танков. Понимая эту ситуацию, а также пытаясь уменьшить вероятность тяжелых повреждений танков, даже в случае изолированного размещения топлива и боекомплекта, при разработке «Объекта 490» было предложено создать бронированную заправочно-загрузочная машина (БЗЗМ) на его базе.


Эту проблему также можно решить созданием специальной гусеничной машины. Целесообразно использовать для заправки топли­вом и загрузки боеприпасов одну машину. Бронированная заправочно-загрузочная машина (БЗЗМ) должна быть унифицирована по шасси с танком. На шасси БЗЗМ может быть установлена грузовая платформа, на внутренних стенках кото­рой выполнены шахты с помещенными в них кон­тейнерами с боеприпасами. Для вывода контейнеров из шахты на поворотную раму и загрузки бое­припасов в автомат заряжания танка должны быть установлены приводные механизмы.


Танк был оснащен двигателем 6ТД с гидростатической трансмиссией. Ходовая часть была унифицирована с Т-64 по каткам, была использована гусеница шириной 580 мм. Стоит также отметить, что прорабатывалась также версия танка с экипажем из трех человек, в которых водитель был откинут. В октябре 1984 года руководство ГБТУ и ГРАУ прибыли в ХКБМ во главе с генералом Потаповым и Баженовым, чтобы ознакомиться с развитием проекта.


Отношение военных к танку было настороженным. Шомин сообщил о развитии проекта, началась бурная дискуссия, какой калибр следует выбирать. На «490А» была установлена пушка калибра 130 мм, и разговоры о повышении калибра продолжались уже давно. Начались споры о том, какой калибр выбрать - 140 мм или 152 мм. В этот момент генерал Литвиненко, глава НКТ ГРАУ (Научный комитет главного артиллерийского и ракетного управления), сделал диаграмму очень хорошо и четко демонстрирующую насколько эффективен калибра 152 мм для танка. С этого момента калибра 152 мм был принят для будущего проекта, и никто никогда не возвращался к этому вопросу.


В 1984 году было принято окончательные решения по использованию 152 мм для будущего танка, в результате чего «490А» был переомпоноан, получив обозначение 477 «Боксер», в дальнейшем «Молот». Проект «490» Морозова находился в разработке параллельно с «Молотом», а также был перепроектирован для оснащения орудием 152 мм 2А73. Это привело к созданию одного из самых необычных танков в истории танкостроения, отличающегося беспрецедентными уровнями защиты экипажа, мобильности и огневой мощи.


Еще картинки 490-го - http://btvt.info/2futureprojects/490.htm

Танки и БТТ

182 поста1.3K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

В сообществе запрещено:

1 - реклама сообществ, сайтов, страниц и пр. без согласия администрации

2 - пропаганда каких-либо полит. течений , движений и партий

3- дискриминация по полу, возрасту, вероисповеданию, национальностям и расам

4 - пропаганда наркотиков и т.д

5 - оскорбление участников

6 - пропаганда насилия

7 - ватник и тд.

8 - любой спам

9 -любые упоминания, именование танков по их кличкам из игр и т.д. , а так же сравнение техники с техникой из онлайн игр