Об отношениях в Декамероне

Приходит как-то студент в библиотеку и говорит:

"Дайте мне, пожалуйста, книгу. Называется - "Пока чиво"".

Библиотекарь: ??? ...А кто автор?

Студент, сверяясь с записями: Д.К. Мирон.

Итак, "Декамерон". Сию великую книгу написал великий итальянский писатель Джованни Бокаччо аж в 1352-1354 годы. Название "Декамерон" означает "десять дней", а почему, станет ясно чуть позже. Есть у этой книги и фанатское (точнее, антифанатское) название - "Принц Галеото". Так называли сводников (в честь рыцаря короля Артура по имени Галеото, который поспособствовал отношениям королевы Гвиневры с Ланселотом).

Многие на полном серьёзе считали, что "Декамерон" служит одной из основных причин супружеских измен. Скандалов вокруг этой книги было немало. Её запрещали, подвергали жесточайшим цензурным правкам.

Между тем, по современным меркам Декамерон трудно назвать такой уж непристойной книгой. В отличие от маркиза де Сада, заполнявшего сотни страниц гротескными сексуальными фантазиями, Бокаччо описывал жизнь во всех её проявлениях, и секс - лишь часть этой жизни.

В основе многих его новелл лежат литературно обработанные байки, народные предания, возможно - личные наблюдения. "Декамерон", подобно "правдивым" историям из интернет, не давал точного отражения реальной жизни, но вобрал в себя представления очень многих людей о том, "как бывает" и "как должно быть".


Первое, что бросается в глаза, когда мы открываем "Декамерон" - это отношение самого автора к женщинам. Ну, как, по-вашему, может относиться к женщинам сорокалетний средневековый мужик из купеческого сословия?

Коротенькое предисловие посвящено теме влюблённости и проникнуто сочувствием к влюблённым дамам: "Они от страха и стыда таят в нежной груди любовное пламя, а что оно сильнее явного, про то знают все, кто его испытал; к тому же связанные волею, капризами, приказаниями отцов, матерей, братьев и мужей, они большую часть времени проводят в тесной замкнутости своих покоев..." Там ещё дальше про то, что мужчина всегда может развлечь себя путешествиями, разговорами, охотой и торговлей, а у женщин такой возможности нет. Тут сразу видно и положение женщин в том обществе, и отношение к этому автору. Что же, Бокаччо - феминист? Да нет, современные феминистки закидали бы его тухлыми тапочками за то, что он называет женщин слабыми и хрупкими созданиями.


В общем, Бокаччо посвящает свой сборник из сотни великолепных авторских новелл не кому-нибудь, а женщинам, чтобы и они, запертые в своих тесных покоях, имели возможность развлечься (как-то двусмысленно это звучит, ну и ладно).

В обрамляющей истории трое юношей и семь девушек уходят из Флоренции, охваченной эпидемией чумы, и с несколькими слугами селятся на заброшенной вилле. Считается, что Бокаччо через них показал идеальное общество, как он его представлял. Никто друг друга не обижает, все держатся друг с другом, как равные (не считая слуг - они где-то на заднем плане занимаются всякими хозяйственными делами). Каждый по очереди становится "королём" или "королевой" на один день, таким образом, за десять дней все успевают побыть главными.

Об отношениях в Декамероне Книги, Средневековье, Ренессанс, Средневековая литература, Декамерон, Джованни Боккаччо, Клубничка, Длиннопост

Чем можно заняться на заброшенной вилле близ охваченного чумой города, если в твою эпоху ещё не придумали ни телевизора, ни интернета? Нет, не этим. В обрамляющей истории секса нет совсем, это даже специально подчёркивается. Молодые люди целомудренно гуляют по окрестностям, любуются природой, пируют, музицируют, беседуют (это вообще отдельное удовольствие - наблюдать за тем, что делает средневековый человек, когда ему нефиг делать). И, конечно, рассказывают котоламповые истории, которые и составляют основное содержание книги. В течение десяти дней (не считая выходных, когда истории не рассказываются) рассказано 100 новелл. Отсюда и название - "десятиднев".

Герои этих новелл - представители всех сословий: крестьяне, монахи, ремесленники, купцы, аристократы, рыцари, короли. Можно заметить, что сами истории очень разные. Одни похожи на романтические сказки, другие показывают жизнь жёстко и натуралистично (как вам такой сюжетный ход - герой идёт в уборную, проваливается и падает в говно?) Одни комичны, другие трагичны. Одни воспевают целомудрие и сдержанность (таких, впрочем, мало), другие - совсем наоборот...


По моим приблизительным подсчётам, из 100 новелл "Декамерона" 77 так или иначе затрагивают тему любовных отношений между мужчиной и женщиной (при этом только в одной упоминаются гомосексуальные отношения).

Какие моменты наиболее интересны?

1. Боккачо ломает стереотип, что сексуальные потребности женщин в Средневековье никого не интересовали. Женщины в этих историях нередко проявляют инициативу, при этом подчёркивается их страстность и удовольствие, которое они получают от секса.

2. Но не всё так радужно. Если женщина не хочет и при этом не имеет возможности защититься - в большинстве случаев мужчину это не остановит. В ход идут настойчивые уговоры, шантаж, обман, похищение, иногда - насилие. Что интересно, нередко жертва в итоге остаётся довольна.

3. Монахи и монахини часто позволяют себе отнюдь не монашеские развлечения. Понятно, за что церковь так ненавидела эту книгу.

4. Обычный возраст вступления в брак - 15 лет. Но в любовные отношения девушка может вступить и раньше.

5. Если девушка заводит отношения до брака, то наибольшая опасность грозит от её отца и братьев. Особенно если любовник был более низкого сословия. Отец в такой ситуации обычно считает себя опозоренным и запросто может убить как дочь, так и её любовника.

6. Противоречивое отношение к супружеской измене. В одних историях восхваляется супружеская верность, в других - ловкость любовников, устраивающих тайные свидания и умело скрывающих измену от мужа/жены.


Длинноватый пост получился. Будет время - сделаю ещё один, с конкретными примерами.