О цензуре в искусстве

Зашёл у нас сегодня разговор о цензуре в искусстве, типа, это зло. Люди искусства должны самовыражаться свободно, говорить, передавать через свои произведения, что видят и что думают, без ограничений, без боязни притеснений и санкций.

Цензура, бесспорно, есть, была и будет, но настолько ли это плохо, как принято считать – вопрос дискутивный.

Сама по себе цензура ни хорошая, ни плохая. Это всего лишь инструмент, который властьпридержащие используют для своих целей.

И то, что человеку или группе лиц не дают выдавать свою точку зрения публично, иногда это вполне обоснованно. Топором, знаете ли, тоже можно творить всякое: колоть дрова или стучать по головам старушек – и для тех, кто не понимает, что хорошо, а что плохо, и существует цензура.

Взять, например, прошлогодний случай с рэпером Скалли Милано, которому лига безопасного интернета запретила десяток песен из-за чрезмерного упоминания запрещённых веществ в текстах. Вопли поднялись до небес: как же так, где возможность свободного высказывания творца?

Что же плохого, если целевая аудитория исполнителя - детишки 12-16 лет – теперь не слушают песни, в которых на протяжении двух-трёх минут по 40 раз упоминаются мозгоразжижающие «деликатесы».

Или взять кино.

Принято ругать цензуру в СССР, испоганившую жизни многим талантливым режиссёрам.

Как сейчас в Америке продвигают фильмы с гендерным и расовым разнообразием и всяческими меньшинствами, так в Советском союзе на экраны выходили пропагандистские ленты про колхозы, ударников труда – и там, и там всё чётко по повесточке.

Однако, несмотря на цензуру, у поколения наших родителей были фильмы, которые знала вся страна. «Иронию судьбы» или «Москва слезам не верит» растащили на цитаты, которые знают даже те, кто не смотрел сами фильмы и, возможно, не смотрел телевизор, потому что родился в пору мобильных телефонов и мультики смотрел на планшете.

Дальше, после развала СССР, наступила эпоха гласности. Кто-нибудь может навскидку вспомнить фильмы, которые можно назвать знаковыми для поколения зумеров? Наше поколение, скорее, процитирует I'll be back из «Терминатора», чем что-то из российского фильма.

Собственно, как-то так выходит, что и при гласной цензуре, и при цензуре, притворяющейся, что её нет, не выходит таких произведений, которые можно назвать знаковыми. Не выходит назвать 2023 годом «Чебурашки», а 2022 – «Миры», припри том что оба фильма хорошие, а «Чебурашка» ещё и коммерчески успешный.

Как-то так получается, что цензура тормозит больше вредного в искусстве и запрещает откровенный шлак, а раз так, то почему цензура в искусстве - зло?