3

О старообрядчестве в Крыму

Мне поступил вопрос: "Какие еще старообрядцы в Крыму? Не смешите". Отвечаю, обещаю, смешить не буду.

Старообрядческий храм во имя святых апостол Петра и Павла в Краснокаменке

Старообрядческий храм во имя святых апостол Петра и Павла в Краснокаменке

Как моя семья оказалась в Крыму я уже рассказывал по меньшей мере два раза. Коротко повторю. Мой дед был участником ВОВ, затем служил в НКВД/МВД в разных городах и давил всякую гадину. За его заслуги с выходом на пенсию ему предложили выбрать место жительства, он решил перебраться в Симферополь. По всей видимости, дом дали готовый, на западной окраине города, это 1960-е годы, примерно через двадцать лет у его младшего сына появился я (мой отец родился в пригороде города Братск). Деда застал, это был коренастый, абсолютно седой, грозного вида мужчина, его жена и мать детей русская уроженка города Омск.

До никонианского раскола Православной Церкви мой род жил недалеко от Москвы, а когда начался весь тот мрак, мы ушли в леса Вятской губернии (примерно 300 лет назад), до ВОВ была фамильная деревня.

Итак. Старообрядчество в Крыму имеет давнюю историю, вот что указывает кандидат исторических наук Л.С. Моисеенкова:

"После присоединения Северного Причерноморья и Крыма к России возникла проблема всестороннего освоения этого обширного малозаселенного края. Решалась она путем стихийной народной колонизации и правительственными мерами по переселению различных категорий крестьян из других регионов Российского государства, а также иностранных колонистов, которым предоставлялись значительные льготы.

В поисках наиболее подходящих и выгодных правительству категорий населения, которых можно было бы с успехом переселить в южные края, взоры предприимчивого Г.А.Потемкина обратились к русским раскольникам [она использует никонианскую терминологию, правильно говорить - "старообрядцы"]. При этом светлейший князь, как справедливо отмечал еще в конце XIX в. А.Иванов, особые надежды возлагал на их фанатическую привязанность к старой православной вере, учитывал их недовольство гонениями, которым староверы [старообрядцы] подвергались в местах проживания, а также надежды раскольников обрести в новых местах лучшие условия для жизни, в том числе и свободу вероисповедания. Кроме того, правительство рассчитывало этой мерой ослабить идеологическое противостояние в среде русских православных, а заодно надеялось победить раскольническое движение в обширных малозаселенных просторах...

В 1885 г. староверы уже обосновались в Евпаторийском, Феодосийском уездах, в городах Ялте, Евпатории, Симферополе. Всего в таврической губернии в это время насчитывалось 13066 староверов. Число их неуклонно возрастало. В 1904 г. в губернии было уже зарегистрировано 15950 чел. В 1917 г. в Мелитопольском уезде проживало 400 беспоповцев, в Бердянском - 361, в Феодосийском - 238, Днепровском - 53, Евпаторийском - 97, Ялтинском градоначальстве - 14 чел. В это же время беспоповцев насчитывалось в Евпатории - 120 чел., в Бердянске - 2892, Мелитополе - 69, Ялте - 31, Орехове - 10. Значительно меньше было среди староверов губернии поповцев. Их насчитывалось в Феодосийском уезде - 279, Мелитопольском - 294, Бердянском - 373, Днепровском - 34, Ялтинском градоначальстве - 11 чел.

Священники, составляющие отчеты для “Таврических епархиальных ведомостей”, утверждали, что количество староверов увеличивается за счет естественного прироста населения, а, отнюдь, не из-за распространения раскола... Наиболее многочисленными среди старообрядцев губернии были беспоповцы".

Да, можно сказать, что число крымских старообрядцев на то время было незначительным, соглашусь, но факт в том, что они были. Более того, среди местных меценатов широко известен старообрядец Николай Губонин, он основал знаменитый Гурзуф.

Теперь обратимся к публикации писателя, исследователя, члена Петровской академии наук и искусств М. А. Мореходова:

"Старообрядцы, как и прочее русское население, появились в Крыму при Екатерине II, когда шло освоение полуострова русскими. В середине XIX века в Крыму поселились староверы-поповцы из Поволжья, первым поселением компактного проживания старообрядцев стал построенный ими поселок Мама Русская [берег Азовского моря под Керчью, теперь называется Курортное]...

Великая Отечественная война катком прошлась по семьям старообрядцев поселка Мама Русская. Важно отметить, что практически все взрослое население ушло на фронт [как и в моей фамильной деревне, вернулись единицы]. Защита Отечества – это один из святых канонов старообрядцев...

Семьи у старообрядцев в целом были крупнее, чем у православных [никонианцев]. Анкета, проведенная среди старообрядцев в 1909 году, накануне их первого съезда, сообщает: «Старообрядческая семья в большинстве случаев есть большая семья». В среднем она объединяла 8,8 человек (по России – 6), а в северных районах средняя семья насчитывала даже 10 человек. Как я отмечал выше, в Маме Русской в некоторых семьях было 10-12 детей".

Однако история крымского старообрядчества началась несколько ранее. После подавления восстания козака Кондратия Булавина (1707-1708) часть его участников под руководством Игнатия Некрасова ушла в Крымское ханство на Кубань и поселилась рядом с уже существовавшими старообрядными казачьими поселениями. Так появилась этноконфессиональная группа старообрядцев, известная как "некрасовцы", её основу составляли донские казаки, около 2-3 тыс. человек переправились через Дон и поселились на правом берегу реки Кубань. В середине 18-го века некрасовцы перебрались в Крым (1, 2).

"В 1756 г. некрасовцы отправили своих посланцев в Крым к новому хану Хаким-Гирею, жалуясь на притеснения горских народов и прося переселить на жительство в Крым. Переселение это состоялось в 1758 г. – хан поселил казаков к Крыму при «рыбном озере» – Балаклавской бухте. Еще раньше, в 1730-х гг., хан Менгли-Гирей отправил на Кубань своего спецпосланца с предложением перейти на жительство в Крым", - отмечает доктор исторических наук Д.В. Сень.

Подытожим. Старообрядцы начали массово появляться в Крыму начиная с 1758 года, община формировалась по трём основным причинам:

1. Переселенчество (эмиграция и внутренняя миграция);

2. Заселение Крыма в рамках освоения новых территорий (причём им давали льготы и послабления);

3. Переход верующих и атеистов в старообрядчество (таковых немного, но они есть).

В тему: Допустимо ли называть старообрядцев "раскольниками"? Можно говорить, что двуперстие это "символ раскольничества"?

Переходим к современности. До 2014 года территория Крыма находилась в юрисдикции Киевской и всея Украины епархии Русской православной старообрядческой церкви (КУ РПСЦ). В 2015 году все крымские приходы вошли в РПСЦ (Россия), включая храм Введения Пресвятой Богородицы в Симферополе, храм святых апостолов Петра и Павла в Краснокаменке и храм Рождества Пресвятой Богородицы в Маме Русской.

Согласно оценкам председателя Всемирного союза староверов Леонида Севастьянова, возвращение Крыма в состав России оказало стимулирующее влияние на развитие старообрядчества в регионе; после 2014 года в Крыму было образовано пять новых общин, характеризующихся высокой активностью.

Старообрядческий храм Рождества Пресвятой Богородицы в Маме Русской

Храм во имя Введения в Церковь Пресвятыя Богородицы в Симферополе

Храм во имя святых апостол Петра и Павла в Краснокаменке (в Краснокаменке работает детский старообрядческий лагерь, летом он принимает 2-3 смены, это до 100 человек)

Я специально связался с представителем храма в Симферополе, вот что он мне сообщил: симферопольский храм посещают около 100 человек; много беспоповцев живёт в Севастополе; оценивать общую численность старообрядцев в Крыму не взялся.

В силу сложного состава общины, назвать даже примерное число крымских старообрядцев очень сложно. Но по косвенным признакам, поповцев может быть от 1 до 5 тыс. Сколько беспоповцев никто не знает, так как они храмы не посещают.