О социальной пассивности

В 1913 году, Максом Рингельманом была проведена серия очень любопытных экспериментов. Результаты этих опытов остались в психологии под названием «эффект Рингельмана».

Рингельман провёл ряд экспериментов с подниманием тяжестей и перетягиванием каната, в которых фиксировал максимальные достижения отдельных участников, а также команд разной численности, из них состоящих. Эксперименты показали, что достижения, построенные на индивидуальных усилиях участников превосходят аналогичные, в которых последние функционируют сообща. Если человек поднимает 100 кг, то два таких человека должны подымать 200 кг, но в реальных условиях поднятый совокупными усилиями вес был меньше. И чем больше человек было в команде, тем меньше усилий прикладывал каждый. Согласно Рингельману, это объясняется потерей индивидуальной мотивации и необходимостью в координации между участниками группы.

Причина ясна. Когда я рассчитываю сам на себя, я прилагаю максимум усилий. А в группе можно и сэкономить силы: никто ж не заметит. Можно рассчитывать на то, что вместо тебя будет выкладываться кто-то другой. Это осознанный выбор. Снижение продуктивности общего труда идет по инерции. И со временем становится очевидным для всех участников. Но мало кто винит в снижении продуктивности себя. Чаще мы предпочитаем уличить в пассивности партнеров.

Результаты неоднократно подтверждались дальнейшими исследованиями. Нужно сказать что никакие социальные технологии пока не позволили преодолеть эффект Рингельмана. Чем больше группа, тем большую пассивность свойственно проявлять индивиду.