О сокращении нефтегазовых доходов и дефиците бюджета

За прошедшие выходные появилось множество тревожных цидулек о сокращении нефтегазовых доходов и дефиците бюджета. Одной из таких является инстраграмная публикация главы Freedom Holding Тимура Турлова, которую меня попросили прокомментировать. Комментирую всех алармистов сразу.

Во-первых: за первое полугодие нефтегазовые доходы действительно упали на 47% по сравнению с аномально (sic!) успешным с точки зрения экспорта углеводородов 2022 годом. Однако, если мы сравним ситуацию с 2021 годом, то увидим падение не в 2 раза, а «всего» на 18%. При этом в июле ожидается рост за счёт уплаты квартального налога на дополнительный доход от добычи (НДД), что заставит экспортёров больше продавать валюты и, что, кстати говоря, должно несколько укрепить рубль.

Во-вторых: важно понимать, что средняя цена нефти марки Urals, на основе которой определяется объём налогов, вовсе не является фактической ценой продажи отечественных углеводородов. Подробно я писал об этом в феврале и, ссылаясь на данные Китайской таможни по импорту Российской нефти, предполагал, что Правительство через сокращение налоговой базы может намеренно высвобождать капитал, например, для закупки танкеров. То есть далеко не факт, что даже на 18% скукожилилсь источники нефтегазовых доходов. Вполне вероятно, что просто забирать стали меньше из этих источников.

В-третьих: с января по июнь ненефтегазовые доходы выросли на 9%, а в сравнении с тем же периодом 2021 года взлетели на 56% до ₽6.96 трлн. Нефтегазовые доходы составили ₽2.85 трлн. Гуриев, Мовчан или Ходарковский уже записывали ролики как Россия успешно слезает с нефтяной иглы? Почему вообще не слышно восторгов по этому поводу? Меня одного забавляет, что у нас есть комплекс неполноценности из-за дешёвого рубля и богатого сырьевого сектора, но доллар по 55 никому не нужен был, а сокращение нефтеэкспорта вызывает панику? Ну и я хочу напомнить про своё «разоблачение» мифа о стране бензоколонки: доля нефтегазового сектора в ВВП России равна всего 15%. Углеводороды — это внушительная часть экспорта, а не всей экономики.

В-четвёртых: доходы бюджета за июнь выросли до ₽2.56 трлн, рост 30% г/г или 32% к уровню 2021 года. Расходы в июне упали до ₽1.75 трлн — лишь на 8% больше, чем в 2021 году при номинальном росте ВВП в районе 20%. В июне профицит составил ₽0.8 трлн, а сначала года мы имеем дефицит в ₽2.6 трлн. То есть с марта  дефицит сократился (sic!) на ₽0.7 трлн. Хочу напомнить, что когда в марте толпы недоумков верещали, мол, год только начался, а дефицит уже превысил годовой план в ₽2.9 трлн, я писал «всем им невдомёк, что правительственные расходы распределены неравномерно». Так может быть всё идёт по плану?

В-пятых: по плану бюджетного офиса Конгресса суммарный дефицит за 2021 и 2022 годы должен был составить $3.31 триллиона, но по факту оказалось $4.15 триллиона, что значительно хуже прогноза. У нас в военное время план уйти в минус на ₽3 триллиона, а штаты в мирное время уходят в минус на ~₽300 триллионов и ничего... живут. Американская экономика, конечно, значительно больше нашей, но не в сотню раз. Поэтому, даже если вдруг план Минфина по дефициту будет превышен, то это не значит, что там работают идиоты и у нас всё плохо.