О РИТМАХ-РАЗМЕРАХ

Я ещё не потерял способность удивляться...

...и есть надежда, что удивлять ещё тоже в состоянии.

Я удивляюсь, когда на страничках филологически продвинутых интернет-пользователей вдруг вижу щенячьи восторги по поводу записи стихов цифрами. Профессионалам вообще-то не мешает знать, что это старинный трюк, позволяющий при помощи чисел держать перед глазами определённый стихотворный размер без ненужных подробностей.

Трюк очень удобен для пишущих эквиритмичные (полностью совпадающие по ритму) переводы, например, иностранных песен. Хотя и отечественные мастера слова могут быть оцифрованы таким образом. Например:


Тютчев

17 30 48  Люблю грозу в начале мая,

140 10 01  Когда весенний, первый гром,

126 138  Как бы резвяся и играя,

140 3 501  Грохочет в небе голубом...


Маяковский

2 46 38 1  Я достаю из широких штанин

116 14 20  Дубликатом бесценного груза.

15 14 21  Читайте, завидуйте, я — гражданин

11 17  Советского Союза!


Удивительно, что филологи не восторгаются аналогичным музыкантским трюком. А ведь если запомнить всего два слова — пиво и водочка, можно легко считать даже хитрые музыкальные размеры, укладывая эти слова в ритм звучащей мелодии или песни.


Попса обожает простецкий размер 4/4: пиво, пиво, пиво, пиво...

...хотя в этом размере звучат и битловская Yesterday, и гимн Советского Союза.


Вальс — это размер 3/4: водочка, водочка, водочка, водочка...

...будто нарочно для любителей суперхита "Лыжи у печки стоят" Юрия Визбора.


Размер 6/8 — главное слово звучит вдвое чаще, чем в вальсе: водочка, водочка, водочка, водочка...
...поскольку арифметическое правило сокращения числителя и знаменателя в музыке не действует.


Размер 5/4: пиво, водочка...

...и его хорошо знают любители джаза: в этом размере написана нестареющая композиция Take Five саксофониста Пола Десмонда, увековеченная Дэйвом Брубеком в 1959 году и сыгранная с тех пор легионом джазменов на всех мыслимых инструментах. А ещё в этом же размере звучат Seven Days у Стинга.


Размер 7/8: пиво, пиво, водочка...


Музыкальных размеров, конечно, больше. Ну так ведь и напитков больше, поэтому на всё хватает 🙂 А специально для мысленного счёта четвертушек в хитровывернутом размере 11/4 придумана фраза "Римский-Корсаков совсем с ума сошёл". Как раз 11 слогов — благодарность оркестрантов за то, что композитор подложил им такую свинью в заключительном хоре оперы "Снегурочка".