О ПРАВЕДНОМ СУДЕ

Опубликовал я тут несколько баек про Ивана Андреевича Крылова, и конечно же, привлёк внимание комментаторов из числа персонажей желчного пародиста Александра Иванова, сказавшего про них: "Образованность всё хочут показать".

Такие обладатели гладких мозгов, которым показать нечего, но мучительно хочется, пишут в комментариях: "Крылов был всего лишь жалким плагиатором Лафонтена". И понимать это надо так, что Лафонтена комментатры читали в подлиннике и знают вдоль и поперёк. Хотя следующим темпом должен появиться комментарий: "Лафонтен был всего лишь жалким плагиатором Эзопа" — с отсылкой к первоисточникам на древнегреческом. И я бы подождал выступления читателей шумерских текстов...

А вот ещё был случай.
В 1506 году вышла книга проповедника Йоханнеса Паули "Scherz und Ernst" ("В шутку и всерьёз"), полная нравоучительных притч и забавных историй. Триста лет спустя за перевод этих средневековых баек на современный немецкий язык взялись братья Гримм — Якоб и Вильгельм. Ещё двести лет спустя в моём пересказе один из наиболее знаменитых переводов выглядит так.


Купец, ехавший на ярмарку во Франкфурт, в одном из городков по пути потерял кошелёк, в котором было 800 золотых — большие деньги: столько стоили в ту пору 20 лошадей.

На воскресной службе пастор городка по просьбе купца объявил, что за кошелёк назначена награда — 100 золотых. Местный плотник, нашедший кошелёк, принёс его пастору. Пастор вызвал купца.
Купец приехал, взял кошелёк с восемью сотнями гульденов, но вместо обещанной сотни заплатил плотнику пять золотых со словами: "В кошельке было девятьсот монет, а сейчас я насчитал только восемьсот, значит, сотню ты уже получил".
Плотник, обвинённый в воровстве, оскорбился: "Я человек верующий, и не то что сотню, а даже одного гульдена себе не взял".

Пастор отвёл обоих в суд Франкфурта.

При большом стечении любопытных судья предложил купцу поклясться, что он потерял кошелёк, в котором были 900 гульденов. Купец принёс клятву, положа руку на библию. Дальше судья предложил плотнику поклясться, что в найденном кошельке было только 800 гульденов...

...и после того, как плотник тоже принёс клятву, судья огласил своё решение: "Кошелёк, найденный плотником, не принадлежит купцу, поскольку в нём было восемьсот гульденов, а не девятьсот. Кошелёк и восемьсот гульденов передаются плотнику, который имеет право распоряжаться деньгами по своему усмотрению. А купцу надлежит продолжить поиски своего кошелька, в котором было девятьсот гульденов".


Проповедник XV-XVI веков Йоханнес Паули, филологи и фольклористы XVIII-XIX веков братья Гримм и я вслед за ними повторяем, что алчный купец лишился не только денег, но и честного имени, а мудрый и справедливый приговор судьи помог по заслугам наказать зло.


(Картина Андрея Шишкина.)

О ПРАВЕДНОМ СУДЕ История, Литература, Культура, Деньги, Правосудие, Длиннопост