Серия О художниках и картинах

О первопроходце жанровой живописи в России

О первопроходце жанровой живописи в России Картина, Живопись, Искусство, Художник, Длиннопост

"Крестьянский обед" (1774) Государственная Третьяковская галерея

Расцвет жанровой живописи в России пришелся на вторую половину 19 века. Во многом ему способствовало творчество передвижников и их последователей. Оно было в том числе ответом на академический стиль, да и оторванность изображения от реальной жизни в целом. Еще с 18 века картины были, как правило, на библейские и античные сюжеты, иногда исторические (но опять же преимущественно античные) и, разумеется, портреты (парсуны, как говорили в 18 веке, от слова "персона"). Однако жанровые сценки в 18 веке все-таки встречались.

Если держать отсчет истории русской жанровой живописи от первого русского живописца, отошедшего от привычного набора тем, то чаще всего вспоминают картину "Юный живописец" Ивана Ивановича Фирсова. Но она была написана во Франции и под явным французским влиянием. Автором первых картин на бытовые темы, написанных непосредственно в России, обычно называют Михаила Шибанова.

О самом художнике сведений крайне мало. Неизвестно ни его отчество, ни год рождения. Известно лишь, что родился он в селе Мясоедово Переславль-Залесского уезда и происходил из крепостных крестьян. В 1770-1780 годы Шибанов обучался в Академии художеств, в классе бытовой живописи. Известно также, что он выполнял заказы в Москве, Петербурге и южных регионах, писал портреты, иногда образа и иконостасы. Также он работал при штабе прославленного полководца Потемкина. В некоторых документах упоминается, что Шибанов был "живописцем его светлости".

Картина "Крестьянский обед" была написана в 1774 году. Считается, что это первое изображение обычных крестьян в российской живописи. До этого интереса у русских художников они не вызывали. В отличие от более поздних работ эта картина, скорее, просто для услады глаз, без социального подтекста, который вкладывали лет через 100. Поэтому герои далеки от повседневной реальности. Но от "декоративной" картины этого и не требовалось, поэтому родившийся в селе художник и не стремился к достоверности в изображении деревенских жителей. Вероятно, перед нами сразу три поколения семьи, старшее - почтенный мужчина и пожилая женщина, их молодой сын с женой и сыном. Крестьяне Шибанова обедают в праздничных одеждах. Крестьянки в кокошниках, которые носили по праздникам, молодая женщина еще и в нарядном сарафане. Пожилая одета, на первый взгляд, проще, но зато украшена блестящими, возможно, серебряными пуговицами. В то время пожилые женщины обычно и не наряжались, оставаясь в темных одеждах. На одном из мужчин красная рубаха. В обычной жизни крестьяне тогда ходили в рубашках из домотканой неокрашенной материи, а яркие красные считались, скорее, праздничными. Интерьер не прописан, он лишь намечен. Вроде бы просто стена, но позади очертания иконы, а иконы висели обычно в красном углу. Но здесь угол почти не просматривается, на него указывает намек на окно. Стол обычно был сдвинут ближе к красному углу, и места, расположенные ближе всего к иконам, считались самыми почетными. В итоге в композиция может показаться зрителю постановочной. На обороте холста написано: «Сия картина представляет суздальской провинции крестьян. Писал в 1774 году Михаил Шибанов».

О первопроходце жанровой живописи в России Картина, Живопись, Искусство, Художник, Длиннопост

"Празднество свадебного договора" (1777)

В 1777 году художник написал еще одну картину на крестьянскую тему - "Празднество свадебного договора". Это полотно гораздо более проработано. Тут и более детальный интерьер, четкий красный угол, куда посадили гостей, и более интересный сюжет, объясняющий праздничные наряды героев. На картине также имеется подпись: "Картина представляющая суздальской провинции крестьян на празднестве свадебного договору, писал в той же провинции в селе Татарове в 1777 году. Михаил Шибанов".

В этот период художник находит покровителей - адмирала, героя Чесменского сражения Григория Андреевича Спиридова и его семью. В 1783 году Шибанов стараниями Спиридовых был освобожден из крепостной зависимости и стал "вольным живописцем". Сохранились написанные художником портреты членов этой семьи.

О первопроходце жанровой живописи в России Картина, Живопись, Искусство, Художник, Длиннопост

Портрет Алексея Григорьевича Спиридова (1772)

********************************

О первопроходце жанровой живописи в России Картина, Живопись, Искусство, Художник, Длиннопост

Портрет Матвея Григорьевича Спиридова (1776)

***********************

О первопроходце жанровой живописи в России Картина, Живопись, Искусство, Художник, Длиннопост

Портрет Григория Григорьевича Спиридова (1776) Ивановский областной художественный музей источник изображения

Портреты навеяны в том числе творчеством прославленного портретиста Рокотова.

Находясь при штабе Потемкина, художник работал в Екатерининской церкви в Херсоне.

О первопроходце жанровой живописи в России Картина, Живопись, Искусство, Художник, Длиннопост

Святая Екатерина" (1783-1786) Херсонский областной художественный музей им. А.А. Шовкуненко

**********************

О первопроходце жанровой живописи в России Картина, Живопись, Искусство, Художник, Длиннопост

Три святителя" (1783-1786) Херсонский областной художественный музей им. А.А. Шовкуненко

Еще одна известная работа Шибанова - портрет императрицы.

О первопроходце жанровой живописи в России Картина, Живопись, Искусство, Художник, Длиннопост

Портрет императрицы Екатерины II в дорожном костюме (1787) Гатчинский дворец

Этот портрет был написан в Киеве. Императрица изображена во время путешествия по югу Российской империи. Работа ей очень понравилась. Копия была отправлена в Лондон в качестве подарка английской королевской семье. Несколько копий сделал придворный миниатюрист Жарков. Также выпускались гравюры, сделанные английским мастером Джеймсом Уокером. К самому же автору императрица интереса не проявила, и на копиях первоначальное авторство не указано. В 1789 году Шибанов подал прошение в канцелярию Екатерины II назначении ему жалования. Получил ли он ответ, неизвестно. Больше никаких сведений о нем нет.