Неожиданная отмена штрафа за отсутствие пропуска (Москва; МАДИ)

Обратился ко мне в июне этого года, товарищ попавший на штраф в 5000 по ч. 4 ст. 3.18.1 «Кодекса города Москвы об административных правонарушениях».

Изучив дело, я прямо сказал, что на мой взгляд  он виновен, ведь пропуск формата "филькина грамота от Достависты" так себе документ, особенно когда уже вступил в силу указ Мэра о другом формате пропусков.


Но в итоге, после долгих уговоров, я все же согласился составить эту жалобу, раз уж это дело принципа для товарища.

Мягко говоря, я был удивлен решению которое вынесли по моей жалобе:

Неожиданная отмена штрафа за отсутствие пропуска (Москва; МАДИ) Штраф, Москва, Юристы, Коронавирус, Пропуск, Пропускной режим, Длиннопост

Что я могу сказать по этому поводу? За товарища я рад, хотя он и не прав, за себя тоже рад.
Вероятно при поступлении жалобы которую сложно понять, МАДИ руководствуется принципом:

Неожиданная отмена штрафа за отсутствие пропуска (Москва; МАДИ) Штраф, Москва, Юристы, Коронавирус, Пропуск, Пропускной режим, Длиннопост

А нижеуказанной белибердой с вкраплениями дезинформации (Я РЕАЛЬНО НЕ РЕКОМЕНДУЮ ВАМ ЭТО ЧИТАТЬ, ЕСЛИ НЕТ НУЖДЫ) , я обосновывал почему "Рафик не виноват":

II. ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ

2.1. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 25.1 и главой 30 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении. В силу ч. 1-2 ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Я получил данное постановление 24 мая 2020 года.

Согласно пунктам «а», «у», «ф» ч. 1 ст. 11 ФЗ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - ФЗ № 68), органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учётом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы её возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» ст. 10 настоящего федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «а.1» ст. 10 настоящего Федерального закона. Так, в развитие положений ФЗ № 68, Указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» (далее - Указ Мэра Москвы № 12) в городе Москве был введён режим повышенной готовности. Согласно п. 12.3 раздела 12 Указа Мэра Москвы № 12, граждане обязаны не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом, осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории города Москвы, в случае если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом (в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки), ограничения, установленные настоящим подпунктом, не распространяются на граждан в случае наличия у них документов, оформленных в порядке, установленном Указом Мэра Москвы № 43.

2.3. Обязанность иметь документ, оформленный в установленном порядке.
Согласно п. 2 Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве, утверждённого Указом № 43 (далее - Порядок), с 15 апреля 2020 г. граждане вправе находиться вне места своего проживания (пребывания) в случаях, предусмотренных Указом Мэра Москвы № 12, при соблюдении требований, установленных настоящим Порядком. В соответствии с п. 4 Порядка, для передвижения по территории города Москвы с использованием любых видов транспорта граждане обязаны иметь при себе цифровой пропуск, оформленный в соответствии с настоящим Порядком, за исключением случаев, указанных в пункте 3.2 Порядка. Согласно п. 3.2 Порядка, возможность нахождения граждан вне места проживания (пребывания) и передвижения с использованием транспортных средств (в том числе транспорта общего пользования, включая железнодорожный транспорт и метрополитен, легковых и грузовых транспортных средств) подтверждается служебным удостоверением, граждане, имеющие служебное удостоверение, для передвижения с использованием любых видов транспорта обязаны сообщить в порядке, утвержденном Департаментом информационных технологий города Москвы, сведения, указанные в пункте 5 настоящего Порядка.

В моем случае у меня на руках было действующее удостоверение сотрудника курьерской службы ООО «ПОРТАЛ», в котором указано, что я являюсь зарегистрированным курьером и осуществляет деятельность, связанную с оказанием услуг доставки с использованием программного обеспечения «DOSTAVISTA», и его передвижение по г. Москве и Московской области в период с даты выдачи справки и до «31» мая 2020 г. непосредственно связано с оказанием вышеуказанных услуг. Таким образом, в соответствии с п. 12.3 Указа Мэра г. Москвы от 5 марта 2020 № 12-УМ» «О введении режима повышенной готовности» (в ред. от 7 мая 2020 г. № 55-УМ) (далее – «Указ») обязанность не покидать места проживания (пребывания) в период действия Указа на вышеуказанного гражданина не распространяется.

Согласно ч. 4 ст. 3.18.1. Кодекса города Москвы об АПН, невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции с использованием транспортного средства, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей.

2.4. Отсутствие состава и события административного правонарушения. Фиксация якобы допущенного мной нарушения Указа Мэра Москвы № 43 произошла ввиду технической ошибки при передаче данных,  что подтверждается тем фактом, что в материалах указан государственной номер автомобиля ****5ЕР1***, вместо ****4ЕР1*** (Приложения 2 и 3). Данное обстоятельство свидетельствует о том, что я добросовестно соблюдал(а) требования Указа Мэра Москвы № 43 и исполнял(а) правила режима самоизоляции. Таким образом, в моих действиях нет события и состава административного правонарушения, что является, согласно ст.ст. 24.5, 30.7 КоАП РФ основанием для отмены постановления и прекращения производства по делу об административном правонарушении. 2.5. Нарушение порядка возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного главой 28 КоАП РФ Пунктами 3 и 4 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации отнесено установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также установление порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Статья 1.3.1 КоАП РФ не содержит полномочий субъекта РФ по изменению порядка возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении. Согласно ст. 28.1 КоАП РФ, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. Указанные в ч. 1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч. 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном ч. 1 или 3 ст. 28.6 КоАП РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4 (Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором), ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ (уполномоченным на то должностным лицом назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа непосредственно на месте совершения физическим лицом административного правонарушения), ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ (выявление административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации) и 4 ст. 28.6 КоАП РФ (неприменение контрольно-кассовой техники). Таким образом, согласно главе 28 КоАП РФ, упрощенный порядок вынесения постановлений об административных правонарушениях распространяется только на дела, которые в соответствии с КоАП РФ возбуждаются прокурором; на нарушения ПДД, а также нарушения в области благоустройства территорий; при выявлении факта неприменения контрольно-кассовой техники и при назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа непосредственно на месте совершения физическим лицом административного правонарушения. Согласно главе 3 Кодекса города Москвы об АПН, нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы относится к административным правонарушениям, посягающим на общественный порядок и общественную безопасность. Таким образом, режим повышенной готовности и режим самоизоляции не относятся ни к одному из перечисленных в ст. 28.4, ч. 1, 3 и 4 ст. 28.6 КоАП РФ исключений. Следовательно, фиксация правонарушения камерой не влечёт упрощённого порядка вынесения постановления. То есть, необходимо возбуждать административное дело, устанавливать того, кто находился за рулем, проверять цифровой пропуск и составлять в отношении него протокол. Данную правовую позицию подтвердил ВС РФ в Обзоре № 1 по COVID-19: штрафы за нарушение режима самоизоляции могут назначаться исключительно в порядке, предусмотренном федеральным законом. В силу п.1 ст. 28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол. Согласно п. 18 Обзора ВС РФ № 1 по COVID-19, с соответствии с п. 18 ч. 5 и ч. 64 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, вправе составлять только должностные лица. Таким образом, правонарушение не может быть установлено камерой. На основании вышеизложенного, вынесение постановления по ч. 4 ст. 3.18.1 Кодекса Города Москвы об АПН без оформления протокола является нарушением положений главы 28 КоАП РФ, что является, согласно ст.ст. 24.5, 30.7 КоАП РФ, основанием для отмены вынесенного постановления.

2.5. Отсутствие доказательств наличия события и состава правонарушения. В Постановлении по делу об административном правонарушении № ****04301012****02046*** от 23.05.2020 не указано, была ли осуществлена проверка наличия у меня служебного удостоверения. Факты запроса необходимой информации у уполномоченного органа и получения от него доказательств отсутствия права на передвижение не доказаны. В 2018 году ВС РФ разъяснил, что одной фотографии для "автоматического" штрафа недостаточно. 2.7. Нарушение законодательства о персональных данных Орган, вынесший постановление, наделён правами получать сведения, включая персональные данные, о владельцах транспортных средств, только в целях рассмотрения дел о нарушениях правил остановки и стоянки. Доступ к базам данных МВД России и право получать из них персональные данные для рассмотрения дел о нарушениях порядка получения и использования цифровых пропусков органу не предоставлены.

С учетом позиции изложенной в п. 4, ст. 1.5. КоАП РФ, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. В настоящем случае, при вынесении относительно меня постановлении об административном правонарушении, возникают значительные сомнения в том, что мной допущено административное нарушение, в силу чего ПРОШУ:

Отменить постановление по делу об административном правонарушении № ****04301012****02046*** от 23.05.2020. Прекратить производство по делу об административном правонарушении. Рассмотреть жалобу в моё отсутствие и направить копию решения мне по электронной почте ************************.