Неоднозначный эксперимент. Лёгкий крейсер Yubari

Обычно крейсеры Японского Императорского флота получали свои имена в честь рек. Не стал исключением и лёгкий крейсер Yubari, названный в честь реки Юбари, что протекает на острове Хоккайдо. Небольшой изящный корабль был единственным в своём роде, существенно отличаясь от предыдущих кораблей данного класса. Он являлся экспериментом, призванным проверить новые технологические решения.

Неоднозначный эксперимент. Лёгкий крейсер Yubari Флот, Крейсер, Япония, Эксперимент, Длиннопост

Японский экспериментальный лёгкий крейсер IJN Yubari, 1924 год

В то время как в Европе шли кровопролитные бои, Япония приняла новую программу строительства флота, получившую обозначение «8 — 4». Она предусматривала постройку 8 линкоров и 4 линейных крейсеров. В дополнение к ним должны были быть построены 9 крейсеров, 6 из которых 3500-тонные типа Tenryu, а ещё 3 — эскадренные разведчики. Но это не устроило Морской Генеральный штаб, и программу изменили. Был выдан заказ на восемь 5500-тонных крейсеров, плюс экспериментальный проект. Поскольку 8 крейсеров были в приоритете, строительство экспериментального корабля откладывали. Тем не менее он уже имел первоначальное имя — Ayase.

Тем временем глава бюро проектирования Юдзуру Хирага предложил интересную идею. Вес корабля можно снизить, если включить в корпус такие силовые элементы защиты, как бронепояс и другие. Освободившееся место можно было занять чем-нибудь полезным: вооружением, оборудованием, топливом и так далее. Такая концепция 7500-тонного корабля была согласована и впоследствии воплощена в виде крейсеров типа Furutaka. Пока же для проверки идей Хираги был выбран Ayase. Его строительство уже было одобрено, а 23 декабря 1921 года он получил новое, уже окончательное имя — Yubari. Корабль был заложен 5 июня 1922 года. Спущен на воду 5 марта 1923. В июле этого же года, после ряда работ по достройке, новый крейсер вступил в состав флота.

Неоднозначный эксперимент. Лёгкий крейсер Yubari Флот, Крейсер, Япония, Эксперимент, Длиннопост

IJN Yubari в Токийском заливе, 1923 год.

Yubari существенно отличался от всех предыдущих крейсеров. Форштевень имел плавный изгиб, а на конце носа красовалась золотая хризантема Императорского флота. Большое число дымоходов объединили в одну трубу, что снижало задымлённость надстроек. Артиллерия главного калибра располагалась в диаметральной плоскости по линейно-возвышенной схеме.

Характеристики Yubari были следующими. Длина — 139 м, ширина — 12 м, осадка — 3,5 м. Водоизмещение составляло примерно 4000 тонн при ⅔ загруженности припасами, что было больше запланированного на 14 процентов. Силовая установка была представлена тремя турбозубчатыми агрегатами и восемью котлами, какие использовались на эсминцах типа Minekaze. Это позволяло крейсеру иметь максимальную скорость хода 34,7 узла, что на 1 узел было меньше требуемой. Из-за перегруза дальность плавания равнялась 3300 морских миль, в отличие от 5000 предполагаемых. Экипаж крейсера состоял из 328 человек.

Защита машинного отделения отводилась бронепоясу в 38 мм, встроенному в обшивку. Данный пояс состыковался с бронепалубой толщиной в 25 мм. Нижняя часть дымовой трубы и воздухозаборники вентиляторов защищались 32-мм бронёй. Основное вооружение корабля составляли шесть 140-мм орудий в 4 башнях. Причём во втором ряду башни №2 и №3 были двухорудийными. Артиллерия позволяла вести огонь на дистанцию 19 км, с максимальной скорострельностью 8 выстрелов в минуту и 6 выстрелов в минуту для одноорудийных башен. Торпедное вооружение — 2 двухтрубных 610-мм торпедных аппарата. Зенитное вооружение — одно 76-мм орудие в центре корпуса и два 7,7-мм пулемёта. Также крейсер мог нести до 48 мин.

Неоднозначный эксперимент. Лёгкий крейсер Yubari Флот, Крейсер, Япония, Эксперимент, Длиннопост

Крейсер IJN Yubari на базе в Сасебо, 1923 год. Видно, что дымовая труба ещё не увеличена в высоту

Вступив в строй в июле 1923 года, Yubari совершил поход в Китай. После данного похода были устранены некоторые недостатки, например, была увеличена труба. В декабре 1924 года крейсер вывели в резерв, но это не означало, что его карьера закончена. На следующий год он ходил в Австралию, принимал участие в учениях с американским флотом у Гавайских островов. Так, до 1932 года крейсер был и флагманом флотилий эсмицев, и учебным кораблём для курсантов.

Боевое крещение Yubari принял в 1932 году недалеко от Шанхая, когда подавлял позиции китайской артиллерии во время Первого Шанхайского инцидента. После этого крейсер ждал ряд ремонтных работ и небольших модернизаций. Так он получил 13,2-мм пулемёты, которые перед самой войной заменили на 25-мм автоматы Type 96. Кроме того, мостик обшили стальными листами, а также установили новую радиоаппаратуру. Все эти изменения увеличили водоизмещение до 4400 тонн. В таком виде 3 декабря 1941 года крейсер прибыл на атолл Кваджалейн.

Неоднозначный эксперимент. Лёгкий крейсер Yubari Флот, Крейсер, Япония, Эксперимент, Длиннопост

Крейсер IJN Yubari в Шанхае, 1932 год.

7 декабря 1941 года Императорский флот нанёс удар по базе американского флота Пёрл Харбор. Одновременно с этим начались наступательные операции в Малайзии и на острова Океании. Yubari, совместно с крейсерами Tatsuta, Tenryu и 6 эсминцами, вышел для захвата американской базы на атолле Уэйк. Первая попытка завладеть им оказалась неудачной — при атаке были потеряны эсминцы Hayate и Kisaragi. Yubari не получил прямых попаданий, но было несколько близких разрывов. В 20-х числах декабря операция повторилась и крейсер вновь прикрывал десантные корабли. И на этот раз японцы достигли успеха, захватив атолл.

На начало 1942 года Императорская армия и флот победоносно продвигались на юг, одерживая победы над союзниками. В основном Yubari сопровождал транспорты с десантом. Во время одной из таких миссий, 5 марта, соединение подверглось атаке американской палубной авиации с авианосцев Yorktown и Lexington. Близкие разрывы бомб вызвали пожары и повреждения корпуса, погибли 14 моряков. Повреждённый крейсер ушёл на ремонт, продолжавшийся почти месяц. Корабль успели подготовить к операции «МО», назначенной на начало мая. В результате с 4 по 8 мая японские и американские авианосцы наносили удары друг по другу, а само столкновение стало известно как Сражение в Коралловом море. Артиллерийские корабли не приняли активного участия в сражении, предоставив всю работу авиации. В ходе боёв Yubari не получил повреждений.

Летом 1942 года стратегическая инициатива перешла к американцам. В августе их морские пехотинцы захватили японский аэродром на Гуадалканале. За данный остров начались кровопролитные бои. Уже 8 августа соединение Императорского флота под командованием адмирала Микавы вышло в регион для атаки американских кораблей. В ночном бою у острова Саво японцы одержали одну из самых ярких побед. Yubari, входивший в состав эскадры, участвовал в потоплении тяжёлого крейсера Vincennes, а также тяжело повредил эсминец Ralph Talbot. Сам же экспериментальный крейсер не получил ни царапины.

После этого боя Yubari долгое время не сражался на передовой. Он занимался патрулированием и сопровождением транспортников. Вновь на фронте крейсер появился только в июле 1943 года. Yubari с группой из 8 эсминцев отправился на бомбардировку острова Рендова. Американцы атаковали отряд торпедными катерами, но безуспешно. На обратном пути японский крейсер подорвался на американской мине. Несмотря на повреждения, корабль дошёл до Рабаула. Ремонт в Японии занял несколько месяцев и закончился только в октябре.

Снова оказавшись на передовой, крейсер почти сразу же попал под налёт американской авиации. За ноябрь он 3 раза получал повреждения в результате атак самолётов. Но если от налётов 3 и 11 числа урон был незначительным, то после атаки 24 числа крейсеру пришлось идти домой. В Японии с декабря по март следующего года Yubari прошёл серьёзную модернизацию. Орудия главного калибра №1 и №4 были демонтированы. Вместо первого установили 120-мм универсальную зенитную установку. Помимо этого были установлены дополнительные 25-мм зенитные автоматы, число которых теперь составляло 25 штук. Также на крейсере установили гидролокатор и радар Type 22.

Неоднозначный эксперимент. Лёгкий крейсер Yubari Флот, Крейсер, Япония, Эксперимент, Длиннопост

Крейсер IJN Yubari в 1932 году.

22 марта 1944 года из Японии вышел конвой в составе 12 транспортов. Эскорт состоял из 1 крейсера, 3 эсминцев и ещё нескольких кораблей сопровождения. Американские подводные лодки неоднократно атаковали конвой, но безрезультатно. Yubari вместе с крейсером Kinu и эсминцами Samidare и Yuzuki вышел с миссией доставить войска на остров Сонсорол. Японский отряд поджидала американская подводная лодка Bluegill. Она не смогла сразу выйти в атаку, поэтому отряд кораблей Императорского флота выполнил задачу, высадив солдат. На обратном пути подлодка атаковала японские корабли. Из 6 выпущенных торпед одна попала в носовое котельное отделение правого борта. Близлежащие отсеки быстро заполнились водой, и крейсер получил крен на правый борт. Вскоре начались пожары в нефтяных хранилищах. Аварийные партии начали упорную борьбу за живучесть корабля. Ближе к вечеру эсминец Samidare взял Yubari на буксир. Но на следующий день дифферент на нос достиг критических значений — вода доходила до палубы. Было ясно, что крейсер не спасти. Экипаж перешёл на эсминцы, и вскоре крейсер затонул. На нём погибли 19 человек.

Неоднозначный эксперимент. Лёгкий крейсер Yubari Флот, Крейсер, Япония, Эксперимент, Длиннопост

Лёгкий крейсер IJN Yubari, вид с кормы.

Так закончилась история одного из самых необычных кораблей Императорского флота. Идея использовать бронеконструкции в корпусе была реализована на последующих проектах тяжёлых крейсеров. Они также унаследовали от Yubari S-образный форштевень, обобщение дымоходов в одну трубу и другие нововведения. Башни ГК со спаренными 140-мм орудиями стали прототипом артиллерийских установок для эсминцев. Имелись и недостатки, самым главным из которых был перевес почти на 14 процентов. Это повлекло снижение как дальности, так и скорости хода корабля. К тому же на начало Второй мировой войны крейсер уже считался устаревшим. Ему отводилась роль лидера эсминцев, которые превосходили Yubari по характеристикам.

Неоднозначный эксперимент. Лёгкий крейсер Yubari Флот, Крейсер, Япония, Эксперимент, Длиннопост

Тем не менее назвать проект провальным нельзя. Крейсер прошёл почти всю войну, принимал непосредственное участие в нескольких крупных сражениях. Проект Yubari показал, что идея создать лидер эскадренных миноносцев из лёгкого крейсера имеет смысл.


Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS.