Немного о Гулливере

Немного о Гулливере Литература, Джонатан Свифт, Гулливер, Текст, Длиннопост

Если Данте Алигьери слишком тонко подошел к сатире и довольно вычурно завуалировал все стёбные намеки в адрес тех или иных людей, то Джонатан Свифт, написав «Приключения Гулливера», решил пойти по прямой дороге толстого троллинга и безжалостно высмеял не только людские пороки, но и ряд политических и общественных тем того времени.


К примеру, когда главный герой попадает в Лилипутию, то узнает, что в стране безобразничают две партии коротышек – остроконечники и тупоконечники. Первые любят разбивать яйца с острого конца, а вторые с тупого.


Цитата: "Кроме того, наши летописи за шесть тысяч лун не упоминают ни о каких других странах, кроме двух великих империй — Лилипутии и Блефуску. Итак, эти две могущественные державы ведут между собой ожесточеннейшую войну в продолжение тридцати шести лун. Поводом к войне послужили следующие обстоятельства. Всеми разделяется убеждение, что варёные яйца при употреблении их в пищу испокон веков разбивались с тупого конца; но дед нынешнего императора, будучи ребёнком, порезал себе палец за завтраком, разбивая яйцо означенным древним способом. Тогда император, отец ребёнка, обнародовал указ, предписывающий всем его подданным под страхом строгого наказания разбивать яйца с острого конца. Этот закон до такой степени озлобил население, что, по словам наших летописей, был причиной шести восстаний, во время которых один император потерял жизнь, а другой — корону.


… Насчитывают до одиннадцати тысяч фанатиков, которые в течение этого времени пошли на казнь, лишь бы не разбивать яйца с острого конца. Были напечатаны сотни огромных томов, посвящённых этой полемике, но книги Тупоконечников давно запрещены, и вся партия лишена законом права занимать государственные должности. В течение этих смут императоры Блефуску часто через своих посланников делали нам предостережения, обвиняя нас в церковном расколе путём нарушения основного догмата великого нашего пророка Люстрога, изложенного в пятьдесят четвёртой главе Блундекраля (являющегося их Алькораном). Между тем это просто насильственное толкование текста, подлинные слова которого гласят: «Все истинно верующие да разбивают яйца с того конца, с какого удобнее.»


Как итог — это противоборство вылилось в настоящую войну, по которой потом были написаны сотни томов, размышлений философов и сочинены даже скабрезные частушки. Ничего не напоминает?

Конечно же, нежно любимые нами религиозные войны между католиками и протестантами. Таким образом автор показал всю бессмысленность идеологической вражды. В Лилипутии нашлось место и едкой шпильке в адрес тори и вигов, парочке королей, причем Свифт не постеснялся даже хромоту одного из них высмеять. Ну а в целом, Лилипутия и лилипуты – это наши с вами пороки, во главе которых стоит то, что Свифт ненавидел больше всего. Гордыня.


Защитники либеральных и религиозных ценностей тут же набросились на автора, посмевшего в столь прямой и резкой манере пройтись по тому, что им дорого, но самому Свифту на их мнение было фиолетово.


Внимательный читатель каждый раз после прочтения книги будет находить что-то новое. И в этом прелесть «Приключений Гулливера». Книга буквально сочится сатирой, она сдобрена сарказмом и уникальным авторским цинизмом. За это и за красочность образов она любима множеством людей по всему миру.