Немного интересного о звуке

Звуки – это неотъемлемая часть нашей жизни. И у человека в организме есть своеобразный приемник этих звуков – слух. Он помогает нам ориентироваться в пространстве, наслаждаться музыкой, вербально общаться, а так же выполняет множество других функций. «Удовлетворительно объяснить феномен слуха оказалось необычайно сложной задачей. Человек, представивший теорию, объяснявшую бы восприятие высоты и громкости звука, почти наверняка гарантировал бы себе Нобелевскую премию» - такой цитатой встречает Википедия в статье о слухе. Впрочем, я не хочу разбирать научную часть и говорить о длинах звуковых волн или о диапазонах частот.

Поговорить же я хотел о влиянии этих самых звуков на центральную нервную систему. Всем известно, что слишком громкие звуки причиняют боль, слишком резкие – неприятны, а слишком низкие и тихие звуки мы попросту не слышим. Но так же есть звуки, или наборы звуков, которые приносят удовольствие. И это не обязательно музыка. Человеку может нравиться звук дождя, или шум прибоя, или пение птиц, или шум леса.

В интернете есть жанр творчества, называемый асмр. Сразу объясню, что это такое. Асмр – автономная сенсорная меридиональная реакция, простым языком это ощущение «мурашек по коже». Так вот, в жанре асмр люди пытаются запустить эту реакцию с помощью аудиоряда (триггеров) или, реже, видеоряда (приятных картинок, изображений). Триггеры у каждого человека разные – кому-то нравится шепот, кому-то шуршание листвы. И при длительном прослушивании триггера, который подходит человеку – у него возникает та самая реакция, «мурашки».

У дельфинов и летучих мышей есть интересный способ передвижения – эхолокация. Они издают ультразвуковые волны, которые отталкиваются от объектов, рисуя в мозгу своеобразную карту. Таким образом, дельфины понимают, куда им плыть, а летучие мыши – куда им лететь. Эхолокация помогает этим животным ориентироваться в условиях полной темноты. Человек тоже в какой-то степени обладает этой способностью. По звуку он может определить, к примеру, насколько объемное помещение, насколько оно заполнено мебелью, какие стены в этом помещении. Ни для кого не секрет, что у слепых людей звуковой центр в мозгу развит лучше. Это, грубо говоря, помогает им в выживании, в повседневной жизни. Слепые люди слышат больше звуков, слышат их отчетливее, по сравнению с людьми, у которых есть зрение.

Кинокомпания «Marvel» решила создать сюжет на этой почве, и, начиная с 2015 года, снимает сериал по мотивам комикса о Сорвиголове – слепом человеке, который борется за справедливость в одном из районов Нью-Йорка. В комиксах он может слышать дыхание своих соперников, биение сердца, таким образом вычисляя их местоположение. Хоть все это и кажется фантастическим, особенно в сериале, однако до сих пор эта область слуха остается не изученной, и, возможно, при тренировках и развитии, слепой человек способен услышать биение сердца или дыхание, как и в сериале.

Так же эта тема не обошла и игровую индустрию. Студия Deep End Games разрабатывает хоррор-игру Perception, где в главной роли будет слепая девушка. Идея очень необычная и интересная, но смогут ли разработчики хорошо ее реализовать? Впрочем, игровой процесс построен на звуках и той самой эхолокации. Игрок может видеть на экране так же, как это отражается в голове слепого человека. Любой шум, звуки и прочее — всё отражается от поверхности объектов и прорисовывает изображение в зависимости от силы шума и дальности нахождения удалённого объекта. Охотиться на игрока чудовища будут так же — ориентируясь по издаваемому игроком звуку, что, как бы, мотивирует меньше шуметь, а значит меньше видеть перед собой.

Вот и все, о чем я хотел поговорить. Получилась не то чтобы научная статья, но, как по мне, интересная работа.