Неизвестные люди

Добрый вечер! Я - диспетчер!

Неизвестные люди Авиадиспетчер, Авиация, Atc, Длиннопост

Каждый из нас сталкивался с вопросом: « А кем ты работаешь?» Мой ответ - Авиадиспетчер, постоянно ставил всех в тупик. Да именно мы (как думают многие):

- объявляем посадку на рейс в аэропорту,


- летаем в кабине пилота,


- настраиваем связь,


- стоим на полосе и машем светящимися палочками,


- обзваниваем пассажиров с информацией о задержках рейсов.


Немного развеем мифы и туман тайны. Ранее были посты о нашей работе (авиадиспетчеров), коротко напомню - именно эти специалисты контролируют полет самолета на протяжении маршрута от точки А в точку Б.


Диспетчер он как «мать», контролирует своих «детей» - самолеты; разрешает делать то или иное; посоветует, куда лучше не лететь; поможет во время проблемы; расскажет, что ждет впереди.


Знания.


Все мы люди с профессиональным узким образованием, некоторые имеют корочки лейтенантов запаса по военной специальности. Данное образование бывает высшее и средне специальное. По сути, они мало чем отличны, разница чувствуется только во время построения карьеры. Предметы изучаются в сущности узки – авиационные (метео, навигация, ртс и т.д..)Думаете отучился и забыл о граните науки?! НЕТ! Каждые 3 года курсы поддержания квалификации. Каждые 3 года сдача на уровень владения английским языком, каждые полтора курсы поддержания, освежения знания английского. А ещё постоянные тех. учебы. Знания основа, они должны быть актуальными на всем времени работы.


Здоровье.


Каждый проходит ВЛЭК – это медицинский контроль здоровья для всех авиаторов. Жесткие требования (не такие как к пилотам) качества здоровья применяются на всём профессиональном пути. По мимо этого ВЛЭК перед каждой сменой проходится медицинский осмотр. Алкогольный выхлоп – до свидания, температура – до свидания, покраснение горла – до свидания, частота пульса зашкаливает – до свидания. Всё строго и регламентировано.


Специальность.


Диспетчера делаться на несколько «типов», по месту работы. Контроль, подход, круг, зоны взлета и посадки, наземные, местных линий. Буду рассказывать про тех, которых знаю, а именно первых трёх. Так как работаю в Московском центре управления воздушном движением, а там мы контролируем только воздух.


Где же мы находимся.

Наземные диспетчера (простите брать, что я вас так). Находятся на вышке либо специальных пунктах (домиках). Им важен обзор летного поля и территории маневрирования. Воздушные сидят в комнатах не имеющих визуального выхода на летное поле, так как он им не нужен. Весь дальнейший полет контролируется по данным мониторов. На этих индикаторах отображается вся нужная информация для обеспечения безопасности. Согласитесь было бы глупо пытаться с земли рассмотреть в бинокль самолет на расстоянии 500 км. от диспетчерского центра.


Наземные диспетчера находятся на каждом аэродроме, а вот воздушные сидят кучками вместе и обеспечивают большое пространство. К примеру московский центра контролирует не только небо над московской область но так же Пенза, Воронеж, Нижний Новгород, Владимир, Тула, Тверь. От центра Москвы радиусом порядка 500 км и более.

Неизвестные люди Авиадиспетчер, Авиация, Atc, Длиннопост

На картинке показано деление воздушного пространства. Каждый цвет свой диспетчер. Этак так скажем классическое деление. Высота зоны ответственности, как и ширина устанавливается отдельно.

Под итожим мы здоровые, образованные, разделенные по обязанностям специалисты занимающиеся неизвестно чем. Согласно интернет энциклопедии – мы обеспечиваем безопасность и экономичность полетом. Что же скрыто под этим.


Говоря обычным языком. Диспетчер наблюдает за каждым самолетом в его зоне ответственности. Контролирует ход полета согласно маршруту. Передает информацию о погоде на аэродроме назначения (при необходимости), информацию о опасных метеоявлениях. Предотвращает возможные конфликтные ситуации в небе. Обеспечивает приоритет на посадку в случае нештатной ситуации. Создает очередность на посадку. Даём необходимый эшелон полёта. Информируем экипажи о других самолетах и их траектории движения.


Меня как то друг спросил: «А зачем вы вообще нужны? Ведь в самолете куча электроники, которая сама может развести самолеты в небе. Я как водитель лучше бы без вас летал и не было проблем».


Точка зрения интересная, только есть одна маленькая проблема. Самолет не автомобиль, он не может остановится в небе и подождать, самолет двигается с большой скоростью, от сюда радиус разворота порой более 10 км.. Самолет не может стоять в пробке и ждать «зеленый свет». Вот для этого всего мы. Для вашей безопасности.


П.С. получилось весьма сумбурно, первая попытка написать. Если будет интересно людям, расскажу все тонкости и особенности профессии, по очерёдности, так всего слишком много. Может именно ваш ребёнок затем станет диспетчером и свяжет жизнь с авиацией.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
4
Автор поста оценил этот комментарий

Точка зрения интересная, только есть одна маленькая проблема. Самолет не автомобиль, он не может остановится в небе и подождать, самолет двигается с большой скоростью, от сюда радиус разворота порой более 10 км.. Самолет не может стоять в пробке и ждать «зеленый свет». Вот для этого всего мы. Для вашей безопасности.

Я тебя удивлю, но компьютер вполне может разрулить все самолёты и без необходимости что бы они там висели в воздухе. Вполне уверен, что лет через двадцать, воздушных диспетчеров точно заменят компьютеры.

раскрыть ветку (14)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Соглашусь через 20-30 может быть, через 50-60 более вероятно. В данным момент это не реально по многим факторам, раскрою в отдельном посте.

раскрыть ветку (3)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Я тебе как КИПовец скажу, что электронике доверять( целиком и полностью) нельзя. Если один проводок отойдет, то может произойти сбой, который заставит десятки самолетов лететь не туда. Есть зоны, где показаниям приборов вообще верить нельзя.

На объектах первой категории еще долгое время будут дежурить люди, ибо им свойственно включать смекалку в тех случаях, когда инструкции бессильны. Так что я делаю ставку, что наше поколение не застанет такой херни
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Ну так и людям доверять целиком и полностью тоже нельзя.
1
Автор поста оценил этот комментарий
Ты наверное охуеешь, но такие системы многократно дублируют, и никакой отошедший проводок не заставит самолёт лететь не туда, на крайняк пилот и инженеры в диспетчерской получат сообщение об ошибке, и какой нибудь резервный диспетчерский центр подменит сломавшееся оборудование.

А людей туда ставят, потому что мало кому хочется стать первопроходцем в создании автоматизированной системы и собрать на себя кучу шишек и вполне возможно тюремных заключений.

8
Автор поста оценил этот комментарий
Иллюстрация к комментарию
1
Автор поста оценил этот комментарий
Да все просто же. Не работает это так. Точнее работает, но будет дохрена дорого и неудобно с текущим развитием технологий.
Это как задачу комивояжора решать в трехмерном пространстве на 60-80 объектов при том, что многие факторы меняются каждую секунду и некоторые - непредсказуемо.
Ну и кроме того, вопрос коммуникации никто не отменял.
Как ты разрешение на изменение системы захода просить будешь?
А внештатные ситуации решать? Типа КВС или второй такой погоди погоди, у нас тут аварийный заход, ты пилотирующий, пока за всем следи, а я тут в менюшке натыкаю что у нас случилось чтобы приоритет поднять.
На текущий момент такое взлетит только на эшелоне разве что, но там диспетчера не сказать чтобы особо нагружены, ну имхо. Это конечно если есть трассы, а не как в некоторых регионах, где уже от них отказываются/отказались. Вот там, думается мне, работы у них сильно побольше.
2
Автор поста оценил этот комментарий

Для сложной ежесекундно меняющейся системы САМОЛЁТ-ЧЕЛОВЕК-СРЕДА

первый пункт - самолёт  - в него вносит изменения ЧЕЛОВЕК или автопилот, но контролирует человек.

второй пункт - человек - изменения в его поведение вносят другие люди, состояние системы САМОЛЁТ,  и СРЕДА

третий пункт - среда - она меняется сама или по пути следования.

Присутствие других бортов рядом усложняет взаимодействие систем на порядок и не свой борт яаляется тоже средой.

Вся суть УВД - дать максимально точную информацию о среде, второму в системе - человеку, чтобы самолёт оставался максимально безопасным и в качестве САМОЛЁТА и в качестве СРЕДЫ для других.

Автоматизация процесса не может предусмотреть ВСЕХ нештатных ситуаций а творить, выдумывать и находить не стандартные решения она АСУВД не научится ещё долго.

Пример: Если в Ту-154 попала молния и пережгла тягу управления элеронами попутно вывела всё электросеть из строя. До включения ВСУ нужно время на снижение, а крен постепенно нарастает. Как в регламентированном узком пространстве занятым соседними бортами АСУВД даст совет спуститься из салона в задний багажник, снять переднюю стенку, вставить шток в рулевой агрегат, управляющий гидравликой бустеров элеронов (мы-то констукцию изучали и знаем что РА управляется штурвалом ±10º, а от автопилота ±20º!) и остановить установившееся медленное сваливание на крыло? Вручную. Не прописанным ни в одном рукдоке.

раскрыть ветку (7)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ту-154 <...> конструкцию изучали
Может вы еще говно мамонта свежее видели?

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Это Ан-2 что ли 1949 г.в?

Автор поста оценил этот комментарий
Ты серьезно приводишь в пример морально устаревший Ту-154, который впервые полетел в 70 годах? Его сейчас используют только те, кто не может купить нормальные самолеты.

Да и пример с молнией неудачный, ибо все более менее современные самолеты без проблем переживут удар молнией и штатно продолжат полёт.

раскрыть ветку (4)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Морально устарела установка ПВО убившая Ф-117 Стелс на Балканах.

Она на лампах была.

Посмотрим как новейшие Бобики и Арбузы с Эмбрионами выдержат удар Красухи...Без экипажа привыкшего летать "на руках"

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

С темы то не уходим, мы обсуждаем возможность автоматизации диспетчеров, а не военные действия и навыки пилотов пассажирских самолетов. Если вдруг забыли.

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Автоматизация идёт хорошими темпами. Те АП что переоборудованы ИЛС по ИКАО уже в автомате могут рулить самолётом от исполнительного до заруливания к рукаву на гейт на перроне, а те кому бюджета не досталось, или умерли как а/п или летают "на руках" и "по трубке". Дисп выдаёт только условия и точки входов в схему, каждый на своём участке.

Я тоже УВВАУГА закончил по ЛЭВС и УВД.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Так радостно за Вас, диплом УВВАУГА в кармане, и Вы понимаете все эти ИЛС и ЛЭВС, но в следующий раз в скобочках напишите, пожалуйста, что эти буквы означают. Для тех, кто закончил ЛГУ им.А.С. Пушкина, например.
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку