Негосударственная гуманитарная организация. Взгляд изнутри.

Решил написать свой первый пост по данной теме, т.к. особо нет информации изнутри, и тема весьма закрыта для большинства людей.


Я работаю в международной гуманитарной организации (не буду называть название и страну, скажу только, что организация работает по «emergency response»-, что значит-есть высокая степень нужды организации в данной стране)и хотел бы описать всё как есть и, если это будет интересно, то в дальнейшем напишу подробнее, а также раскрою множество случаев и интересных историй.


Первое, что спрашивают друзья «как ты сюда попал вообще?». Во время поиска работы по специальности я наткнулся на профильный сайт и решил подать своё резюме, т.к. должность была связана с полученным образованием.


Теперь, собственно, о главном.


Существуют несколько типов организаций: есть крупные международные организации и региональные или национальные, различные фонды и организации. Отличаются они кардинально (для этого можно написать отдельную статью). Если в двух словах, они отличаются масштабами- это и цели, и средства, и количество сотрудников. Международные часто работают с огромным количество местных организаций, в тоже время местные работают с несколькими международными, для получения больших фондов.


Из чего вообще состоит офис организации? Есть два типа секций «programs» и «support». Программы — это конкретно те, кто реализует проекты и зачастую работает на прямую с «конечным покупателем» «beneficiaries», суппорт - всё остальное – это и финансовый отдел, и логисты и HR и отдел мониторинга, и колл центр и много других департаментов, которые напрямую не помогают людям, но без их участия работа организации невозможна.


По поводу финансовой составляющей– деньги уходят на содержание «лишних» людей – организация не нанимает ни одного человека из своего собственного бюджета (по факту, у неё и нет своего бюджета), есть проекты и каждый человек приписан к определенному проекту (либо нескольким) и нанимают его только в случае необходимости. Так, например, в отделе финансов в разное время года (в зависимости от активности) может быть 2 человека, а может и 5. Да, у некоммерческой организации нет прибыли, поэтому для измерения её эффективности используются другие методы, один из которых «per dollar ratio», т.е. количество денег из 1 доллара которое «дошло» до “beneficiary”,вообще минимально принятым значением является 70 центов. Т.е. 2\3 всех денег уходит непосредственно людям, часто это значение 80-85 центов на доллар.


Откуда вообще берутся деньги? Подобные организации не собирают деньги как привычные «fundraiser» по балам, банкетам или на улицах – есть доноры, в основном это правительства (у нашей организации это были правительства США, Британии, Евросоюза, Австралии (да-да той самой Австралии, где люди ходят вверх ногами), а также деньги ООН). Есть и частные инвесторы или корпорации, но их малая часть. В основном, они передают деньги не на прямую организации. Так вот, у каждого донора есть свои обязательные требования, даже когда он уже подписал соглашение на определенный проект. У нас был 1 проект, где главным условием донора было «99% денег должно дойти до конечного пользователя». Проект заключался в раздаче еды. Это был очень сложный проект с точки зрения реализации. Как я писал выше, люди нанимаются в случае поступления денег на проект, т.е. в этот 1% должен был войти весь персонал, затраты на логистику, сохранность продукции, затраты на раздачу, колл центр поддержки, перемещения персонала, техника (да-да техника, на которой работают люди к примеру ноутбук – так же покупается на проект). Да, она остается после ухода сотрудника, но так или иначе техника тоже ломается, а чернила в принтерах заканчиваются. Было очень сложно вместится всеми затратами, т.к. нельзя просто «снять склад» есть процедуры и минимальные стандарты по всем пунктам, которые жестко прописаны. И владельцу склада абсолютно всё равно с какой целью снимают его склад, коммерция есть коммерция, ему надо сдать склад за цену Х то же самое с арендой фур и ЗП персонала.


Про ЗП персонала. Люди не получают миллионы, но и не работают за бесплатно т.к. любой труд должен быть оплачен, тем более там работают люди, которые конкурентно способны на рынке труда и могут найти работу в другом месте. Если данный труд был бы не оплачиваемым, остались бы люди, которые не материально зависимы (в плане что их способны обеспечивать другие, а не они сами). Я бы охарактеризовал зарплату так: среднерыночная для специалиста хорошего уровня. Т.к. компания международная, «минимальный уровень зарплаты» видится по-другому, таким образом люди (например, грузчик, или работник колл центра) получают выше среднерыночной, в то же время люди (директор организации страны, менеджер (не путать с менеджером среднего звена) получают ниже средне рыночной в виду не прибыльности организации.


Несколько слов о проектах. Обычно проект занимает 3-4 месяца. Несколько недель планирования 1-2 месяца реализация и несколько недель на мониторинг, сбор результатов, оценку, работу над ошибками. Проекты бывают различными. Это и раздача еды (порой деньги не лучший способ помочь, например, речь идет о пенсионерах, которым до магазина тяжело добраться, либо о сельской местности, где и раньше был 1-2 магазина, а ввиду «происшествия» и те могли не остаться) или денег (суммы не большие, но такие что бы хватило на 2-3 месяца семье на еду, или другие нужды если они обеспечены едой, раздача одежды (новой, купленной в магазине), обновление школ, театров, детских площадок и так далее. У каждой организации есть свои специализации – есть даже те, которые оказывают юридическую помощь на «гуманитарной основе».


Ну и вопрос, который часто поднимается про «распил» «уклонение от налогов» и прочее – скажу так, это зависит от людей – я был в местных фондах, целью которых есть распил, я был в местных фондах, которые не получают вообще ЗП т.к. делают это для своего города\села. В больших организациях дело обстоит немного по-другому, но всё опять же зависит от людей. Я знаю крупную международную организацию, в которых логист считал, что он «много работает и уж слишком мало получает» поэтому жил на откатах, в другой организации всё было построено через тендеры. Воруют везде и всегда, но одно могу сказать точно- это не главная цель данных организаций.


Немного про бенефициаров. 99% людей благодарны нашими проектам, тому, что делает организация – был 1 проект, который откровенно затянулся по временным рамкам - была раздача «товаров к зиме», которая из-за всей бюрократии происходила в марте и люди всё равно были благодарны за то, что им помогли, хоть к следующей зиме пригодится. Но есть и люди, которые поставили это дело на «поток», они могут даже не знать, какая организация им сейчас помогает, или куда они позвонили что бы узнать о помощи. Они получают помощь от 5-10-20 организаций, это даже становится их видом жизни, и да, многие из них не благодарны. Часто люди жалуются что их соседка была выбрана для участия в проекте, а они нет, и вот она "такая-сякая и вообще зарплата у неё высокая и помощь её не нужна", очень часто они забывают, что эта соседка с высокой зп мать одиночка с 3 детьми на 2 работах. Есть кстати и такие, которые жаловались и на братьев-сестер «почему им, а не мне?» а уж на соседа, односельчанина и подавно. Но большинство людей чуть не до слез (а некоторые и со слезами «не знаю, как бы мы зиму прожили с дыркой в крыше» (была программа по восстановлению жилья) ) рассказывали отделу контролинга как помогла им программа организации.


P.S. Если пост был вам интересен, могу продолжить на постоянной основе, рассказав намного подробнее и с большим количеством историй. Ну, а если нет, то надеюсь, что он хотя бы немного дал вам представление о том, что такое НГО и какова их цель.