Недостижимый секрет успеха

Я очень много работаю с людьми. Они разного возраста, из разных семей, с разной внешностью, сообразительностью, скоростью реакции, с разными привычками и разными антипатиями. Но, на самом деле, я обычно с первого-второго занятия могу предположить, как будет строиться наше взаимодействие, и насколько человек будет успешен в выбранном виде деятельности - неважно, математика это или самопознание. И люди очень редко меня удивляют в этом отношении.

Например, ходит ко мне гипотетический Коля. У Коли проблемы с математикой, причем начались они далеко не в этом году.

Всех учеников я прошу приходить с большой толстой тетрадкой - желательно формата а4 и на 96 листов. Коля приходит с зеленой тоненькой тетрадочкой на 12 листиков - мы исписываем её за два занятия.

Всех учеников я прошу приходить вовремя - Коля упорно приходит то за 20 минут, то спустя 15 от начала занятия, причем живет он в соседнем доме.

Почти всем ученикам я даю домашнее задание - Коля выполняет его в среднем раз через два.

Периодически мне звонит Колина мама и отменяет занятия - потому что Коля, например, устал в школе. Или хочет погулять.

Я думаю, очевидно, что проблемы с математикой до конца не уйдут?

Да, конечно, какой-то результат Коля получит, как минимум, необходимой базе я его все равно научу (если не психану и не откажусь от такого ученика), но новые пробелы в знаниях будут появляться быстрее, чем мы будем успевать закрывать старые.

Или, например, на консультации ко мне приходит Александра.

Александра носит с собой толстенный потрепанный ежедневник, заведенный специально для нашей работы - там страницы, исписанные мелким бисерным почерком, конспекты наших сессий, четко выполненные домашки, рисунки и вопросы, появляющиеся между консультаций. Александра таскает этот блокнот везде - и в бассейн, и на работу, и каждую спорную или интересную мысль она записывает.

Александра никогда не приходит ни заранее, ни позже - по ней можно сверять часы. Как-то она рассказывает, что если не рассчитывает время и приезжает заранее, то гуляет в соседнем парке, а если опаздывает - вызывает такси.

Александра несет в терапию все - реально все, она озвучивает свои мысли и ощущения, сообщает мне, если ей что-то не нравится, высказывает каждое предположение или гипотезу. Я ни разу не слышала от нее слов "Я не знаю".

Запросы Александры мы часто разбираем за одну консультацию.

На первый взгляд кажется - Александра просто более заинтересована в результате, а Коля менее мотивирован.

Но парадокс в том, что у Коли от математики зависит мечта всей его жизни - поступление в элитный питерский лицей, и Коля реально горит этой идеей. Он готов на все, чтобы не оставаться в местной школе, где его откровенно не любят.

А вот для Александры психология - это даже не хобби. У нее нет острых запросов, она просто прочитала, что ходить к психологу полезно, и копается в своей голове на досуге.

Разница в дисциплине. Александра выросла спортсменкой, она к любому вопросу подходит с определенным уровнем ответственности и отдачи. А Коля вырос в семье, в которой к дисциплине относятся...не относятся.

Вот и все.

Конечно, я сейчас описала крайности, а мы помним, что никакие крайности до добра не доводят и по факту Александре действительно есть, над чем поработать. Но каждого человека, который ко мне обращается, условно можно расположить на шкале от Коли до Александры. И от этого будет зависеть успешность нашей работы.

А как у вас с дисциплиной? Умеете ее применять, когда надо?

Замечаете взаимосвязь успеха и дисциплины?