Наше кино и Оскар

Вы когда нибудь задумывались о том, что такое «наше кино»? Как определить, наше оно или нет?

На мой взгляд, нашим кино, независимо от года нашего рождения, являются фильмы всех советских киностудий. То есть, например, я родился в 1994, но фильмы Одесской киностудии, Арменфильма, Киевнаучфильма, Узбекфилтма или Беларусьфильма все равно для меня являются «нашими». Хотя я и родился уже в границах РФ 1991 года.

Являются ли нашими фильмы, снятые американскими киностудиями, но с российскими актерами?

Ну скажем Последний богатырь, Сталинград, Батальон и множество других, в которых сначала показывается логотип Каламбий, Диснеев и прочих 20 веков фокс.

На мой взгляд нет. Да и в целом в российских фильмах слишком много голливудских штампов, которые прямо таки лезут из всех щелей. Можно согласиться со словами Жени Лукашина всея Руси (Андрея Мягкова) о том, что «Это не русское искусство. У Советского кино было своё лицо, а теперь его повернули затылком и нарисовали американскую физиономию. Кино стало бесчувственное, бессердечное». Действительно, «добрый» персонаж, чтобы мы поняли, что он добрый, должен в одиночку победить нескольких гопников, напавших на девушку; должен бросать пафосные фразы (Вы знаете руса; За себя и за Сашку; За трамвайчик до Сокольников, за булочку только из печки; ну или фразами Виктор Палыча Антибиотика)). Ну и конечно бросаться в драку по любому поводу. Хотя, если учесть, что против нескольких огребают даже чемпионы по боксу или единоборствам (и они при этом прощаются с жизнью), успех такого мероприятия крайне сомнителен. Но не в кино!

А теперь об Оскаре. Его у нас ошибочно считают чем то вроде кубка мира. Мол, лучший фильм получает эту премию. На самом же деле это всего лишь премия АМЕРИКАНСКОЙ киноакадемии. То есть получает ее не лучший фильм мира такого-то года, а фильм, который понравился критикам американской киноакадемии. Если учесть, что менталитеты и вкусы у населения разных стран разные, то в разных странах лучшими иностранными фильмами будут становиться совсем разные фильмы.

Скоро Новый год, и на экранах страны снова появятся наши любимые фильмы. Все мы знаем, что это будут за фильмы, все мы их смотрели десятки раз и будем смотреть ещё, даже зная каждый диалог наизусть: Кавказская пленница, Операция Ы, Джентельмены удачи, Иван Васильевич меняет профессию, Афоня, Бриллиантовая рука, Карнавальная ночь, Гараж, вечный Новогодний хит Ирония судьбы, Весна на Заречной улице, Королева бензоколонки, Девчата, Ночь перед Рождеством, Обыкновенное чудо, Тот самый Мюнхаузен, Служебный роман, Покровские ворота, Неуловимые, Берегись автомобиля, Любовь и голуби и другие, несть им числа. И среди них будет всего один оскороносный фильм Москва слезам не верит. При всём уважении, это далеко не самый лучший советский фильм. Даже не самый лучший фильм Меньшова (хотя это субъективно, конечно). Ещё два оскороносных полотна: «В**на и мир» и «Утомленные солнцем-1» показаны не будут, и вряд ли кто-то вообще сможет их назвать своими любимыми фильмами. Да и у Михалкова с Бондарчуком-старшим это не самые лучшие картины (опять субъективно).

С момента развала Советского Союза прошло более 30 лет. Значит каждый год американская киноакадемия выдавала премию множеству картин в различных номинациях. То есть более сотни оскороносных фильмов увидели свет за эти 30 лет. Сможете ли вы хотя бы назвать 10 из них? Вряд ли.

Фильмы сравнительно новые, приправленные постельными сценами и спецэффектами, но люди все равно смотрят любимые фильмы, в которых ничего из этого нет, и которые не провоняли насквозь голливудскими штампами. В них нет ни экшена, ни крутых драк, ни спецэффектов, ни суперсложной псевдопсихологической фигни. Но в них есть душа, искренность, героям сопереживаешь, и невозможно оторвать глаз.

К сожалению, сейчас нашего кино почти нет. РФ с самого начала своего существования и по сей день равняется во всем на Запад (как бы с высоких трибун нас не пытались убеждать в обратном), и кино тоже плывет по течению.

И все таки хочется верить, что однажды у нас снова появятся и своя страна, и своё кино, и свой космос, наука и спорт. И фильмы 50,60,70,80-х годов все забудут. Но не потому, что пипл схавал очередной ушат с экрана, а потому, что фильмы стали только лучше, современнее и душевнее.