1583

Наезд поезда на человека - что делать машинисту?

Поводом для написания этого поста явилась очередная несправедливость в комментариях по отношению к людям, которые пытаются объяснить обитателям Пикабу суть травмирования людей железнодорожным транспортом. Я в этом деле имею, так сказать, непосредственный опыт, сам наезжал, сам применял, поэтому за слова свои отвечаю.

Итак, как обычно, в комментариях к постам, где хоть как-то затрагивается тема наезда тут же появляется человек, которому друг-брат-сват-сосед по купе рассказывал, что локомотивные бригады экстренное торможение не применяют при определенной скорости. Отчасти это утверждение являлось верным. Не скажу точно дату, но где-то в период с 2008 по 2010 год было отменено отдельное распоряжение по Октябрьской железной дороге (каюсь, номер не вспомню), согласно которому, машинисту скоростного поезда разрешалось не применять экстренное торможение при угрозе наезда на человека, если скорость следования поезда в этот момент составляла более 140 км/ч. Дело в том, что долгое время ОКТ ЖД являлась монополистом на подобные скорости. Когда же в России появился Сапсан, для него была написана отдельная инструкция, введенная распоряжением 2528р "О порядке обслуживания и организации пропуска высокоскоростных электропоездов "Сапсан" по железнодорожным путям общего пользования ОАО "РЖД"". В этой инструкции уже было отдельно сказано о том, что машинистам Сапсана не нужно применять экстренное торможение при скорости свыше 140 км/ч:

Порядок действия локомотивной бригады электропоезда «Сапсан» при наезде на человека (группу людей).
Если при следовании электропоезда «Сапсан» происходит наезд на человека (группу людей), локомотивная бригада действует в соответствии с требованиями, установленными приказом Минтранса России от 08.07.2008 № 97 «Об утверждении положения о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий, повлекших причинение вреда жизни или здоровью граждан, не связанных с производством на железнодорожном транспорте».
В случае, если наезд на человека (группу людей) происходит со скоростями движения ЭВС «САПСАН» 141 км/ч и выше, машинист, не останавливая поезд, немедленно сообщает о случившемся по поездной радиосвязи ДСП ближайшей станции и машинистам встречных поездов.
Однако тут же добавлялось:
В случае наезда на человека или группу людей при скорости до 140 км/ч включительно, машинист применяет экстренное торможение.

Слова о том, что Сапсан никогда не применяет экстренное, прозвучавшие однажды в комментариях, на поверку также оказались мифом. Для чего отдельно прописали в инструкции? Сапсаны закупили двух родов тока, с перспективой открытия скоростного движения на Казань, однако сначала решили пустить их на Нижний Новгород. О родах тока уже неоднократно писали, но небольшой ликбез для тех, кто не в теме - в России магистральные железные дороги электрифицированы по-разному. Московский узел и Ленинградский, к примеру, работает на постоянном токе, номинальным напряжением 3000В, поэтому на главном ходу без проблем можно ездить одним локомотивом/электричкой. На других направлениях всё не столь радужно - примерно в 200-250 км от Москвы начинаются линии, электрифицированные переменным током, номинальным напряжением 25000В промышленной частоты. Логично, что постояннотоковый подвижной состав не сможет работать на переменном токе. Тут мы имеем на станциях стыкования перецепки локомотивов. Однако были придуманы электровозы двойного питания, которые могут работать и там, и там. Такими же закупили и партию Сапсанов. Одни работают только на постоянном токе и имеют обозначение ЭВС1, другие - на постоянном и переменном и обозначаются ЭВС2. Но запустить движение Сапсанов со скоростями 120 км/ч - это как-то тухло, поэтому на Московской и Горьковской железных дорогах прошли масштабные работы по переустройству инфраструктуры. По итогу работ максимальные скорости на отдельных участках были подняты аж до 180 км/ч. Однако это уже конкретно скоростное движение по трём дорогам и приказ октябрьской дороги на двух других уже не действовал. Появилась вышеозначенная инструкция, которая стояла выше дорожных приказов.

Так и работали локомотивные бригады Сапсанов до 15 февраля 2012 года. Именно тогда были введены поправки, после которых процитированный пункт стал выглядеть так (почему-то больше цитирование не срабатывает, поэтому далее по тексту цитаты будут выделены жирным шрифтом):


При выявлении нахождения человека (группы людей) в габарите подвижного состава в пределах видимости по маршруту следования поезда машинист обязан применить экстренное торможение с одновременной подачей звуковых сигналов большой громкости.

В случае транспортного происшествия, повлекшего причинение вреда жизни или здоровью граждан, не связанных с производством на железнодорожном транспорте, машинист действует в соответствии с требованиями, установленными Положением о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий, повлекших причинение вреда жизни или здоровью граждан, не связанных с производством на железнодорожном транспорте, утвержденным приказом Минтранса России от 8 июля 2008 г. N 97, немедленно сообщает о случившемся по поездной радиосвязи дежурному по ближайшей станции, машинистам встречных поездов и после зарядки тормозной магистрали поезда продолжает движение.


При этом инструкция действовала уже не только на Сапсаны, но ещё и на высокоскоростные поезда Аллегро, курсирующие между Санкт-Петербургом и Хельсинки.
ОК, мы разобрали скоростные поезда, но что же делать с остальными? Усмотрел я великолепную цитату пользователя с ником @Lepestov , не могу не поделиться:


где то читал, на пикабу уже в комментах отписывались. Инструкция выглядит так (данные примерно пишу, не помню точно, но суть такая). Если скорость до 40 км/ч, экстренное торможение, первая помощь, вызов скорой, скорость 40-100, остановка, проверка, ели труп, вызов скорой/передать инфу и ехать дальше, скорость 100+, без торможения, передать информацию и ехать дальше.


Итак, чем же руководствуются машинисты, когда наступает угроза наезда на человека? Всё до банальности просто - существует распоряжение 2817р (да-да, на железной дороге на каждый чих, наверное, есть своё распоряжение), утверждающее "Регламент

взаимодействия локомотивных бригад с причастными работниками ОАО «РЖД», деятельность которых непосредственно связана с движением поездов, при возникновении аварийных и нестандартных ситуаций на инфраструктуре ОАО «РЖД»"

Согласно этому регламенту:


20. Порядок действий при наезде на человека или столкновении

с автотранспортным средством.

20.1. Если на железнодорожном пути, который входит в маршрут движения поезда, находится человек или автотранспортное средство локомотивная бригада обязана:

- подавать оповестительный сигнал до того момента, пока человек или автотранспортное средство не покинет опасную зону;

- применить экстренное торможение в случае возникновения угрозы наезда или столкновения (человек не реагирует на подаваемые звуковые сигналы, автотранспортное средство не покидает опасную зону).


20.3. При наезде на человека машинист обязан:

- о причинах остановки по радиосвязи сообщить поездному диспетчеру, дежурному по станции и машинистам встречных и попутных поездов, находящихся на перегоне, а в пассажирском поезде начальнику поезда;

- направить на место происшествия помощника машиниста, который обязан определить состояние пострадавшего и в случае, если пострадавший жив, оказать первую медицинскую помощь, а в случае смертельного исхода, тело пострадавшего вынести за габарит подвижного состава и доложить машинисту о принятых мерах;

- после получения информации от помощника машиниста о положении на месте происшествия, дальнейшие действия согласовать с ДНЦ (в случае остановки поезда на перегоне) или с начальником станции (ДСП), в случае остановки поезда в пределах станции;

- при необходимости через ДСП вызвать скорую помощь или, в зависимости от обстоятельств, доставить пострадавшего до станции в вагоне пассажирского поезда или на локомотиве грузового поезда.


Всё! Все рассказы машинистов, как они на своих грузовых сбивают и едут дальше, потому что за спиной шесть тысяч тонн, разбиваются об ту инструкцию. На данный момент ВСЕ поезда, колесящие по нашей необъятной Родине ОБЯЗАНЫ останавливаться при наезде на человека. И не служебным, а конкретно экстренным торможением.
Тут критик с недоумением воскликнет - а если с рельс поезд сойдёт от экстренного торможения? Сразу хочу успокоить всех - от обычного экстренного торможения на исправном пути ни один поезд сойти не может. Бывает, что журналисты про какую-то аварию пишут такую ересь - знайте, это неграмотные журналисты. Во всём подряд разбираться невозможно. Если я ни черта не смыслю в авиационных двигателях, я не возьмусь утверждать, что взрыв двигателя произойдёт из-за бедной топливной смеси или как-то так. Однако, если мне нужно какую-то информацию опубликовать, я её прежде всего проверю, не смогу сам - обращусь к специалистам. Многие журналисты себя такими телодвижениями не утруждают. Вполне вероятно, что в описываемом ими случае было-таки применено экстренное торможение, однако применил его машинист, когда увидел угрозу безопасности движения, и оно было следствием неисправности, повлекшей сход, но никак не причиной. На железной дороге в принципе при любой угрозе безопасности движения применяется экстренное торможение и никак иначе. И по сети дорог за день их применяются тысячи, ведь стоп-кран также инициирует экстренное торможение - выходит, террористу не нужно закладывать взрывчатку на путях, достаточно просто дёрнуть рукоятку в вагоне? Конечно же нет.

Давайте разберемся, побеседуем о тормозах - а что же из себя представляет пресловутое экстренное торможение?
В голове у многих сразу рисуется картинка, как поезд колом встаёт на месте со 120 км/ч, вагончики складываются следом за ним, крушение, крики, жертвы. Ничего этого конечно же не будет. Экстренное торможение фактически представляет собой полное служебное торможение. В чём суть? В полном наполнении тормозных цилиндров воздухом - это происходит и в том и в другом случае. Самое главное условие - колёса при торможении никогда не должны блокироваться. Блокировка колеса - это неисправность, которая грозит вылиться в ползун (об этом есть хороший пост: http://pikabu.ru/story/polzun_3714857 ). В пассажирском поезде служебные торможения происходят посредством ЭПТ - электропневматических тормозов. Можно было бы вдаться в подробности, но не стоит - очень грубо, электрический клапанок открывает доступ воздуха в тормозной цилиндр, когда машинист подаст управляющий сигнал на такие вот клапана каждого вагона. В грузовом поезде тормоза управляются только воздухом. Машинист посредством крана в кабине выпускает определенное количество воздуха из тормозной магистрали, и в цилиндры поступает также определенное количество воздуха из запасных резервуаров каждого вагона.

Наезд поезда на человека - что делать машинисту?

Не мог не вставить картинку - тонны текста утомляют читателей, хоть как-то разбавлю. Справа - тот самый кран машиниста.

Машинист пассажирского, при отказе ЭПТ, также может воспользоваться такими пневматическими тормозами. При экстренном торможении воздух выпускается из тормозной магистрали весь и повышенным темпом. Тормоза срабатывают несколько быстрее, чем от полного служебного торможения, однако и важный фактор - после применения полного служебного торможения машинист имеет возможность тормоза отпустить и поехать дальше. Экстренное торможение применяется исключительно до полной остановки. Тем самым мы выяснили, что экстренное торможение - это, фактически, служебное и от него 100% никаких последствий для состава и путей быть не должно.

ОК, с двумя проблемами мы разобрались. Теперь поработаем со свидетельскими показаниями.


"А вот я видел, как сбил и не остановился!", "А я видел, как труп не убрали!"


Безусловно, мы тут обсуждаем как должно быть и жизнь может отличаться от бумаг. Но при всём при этом надо тут же сделать ремарку - машинист или помощник был должен и обязан. Если же он не сделал - его ждёт наказание. Какое?


Машиниста электропоезда сообщением Орехово — Рыбное и его помощника, которые сбили двух пожилых женщин на железнодорожных путях, осудили в Подмосковье, оба члена локомотивной бригады получили сроки в колонии-поселении © https://riamo.ru/article/127570/mashinista-elektrichki-i-ego...


В Ростовской области осудили машиниста, насмерть сбившего мужчину © http://161.ru/text/newsline/79067537985536.html


Машинист электрички осужден за наезд на мужчину, переходившего пути © http://www.rosbalt.ru/moscow/2012/06/06/989491.html


В Ивделе осудили машиниста тепловоза Эксплуатационного локомотивного депо Серов — Сортировочный © http://serovglobus.ru/v-ivdele-osudili-mashinista-teplovoza-...


И это, конечно же, далеко не всё. Машинист и помощник машиниста - это профессии, которые несут на себе большую ответственность, однако, к сожалению, далеко не все, кто приходит работать на эти должности, эту ответственность осознаёт.


Да, отдельно скажу за выходные, так как они часто упоминаются в подобных постах. В Московском Метрополитене есть, так называемая, "премия за сбитого", на данный момент, насколько я знаю от коллег, с которыми раньше работали на большой железной дороге, составляет эта сумма 12 тысяч. Приказ был подписан ещё предыдущим начальником Бесединым и на тот момент сумма составляла 10 тысяч. И конечно же три дня оплачиваемых выходных. Что же у нас? Машининист или помощник может попросить три дня выходных за свой счёт - это прописано в нашем коллективном договоре. И всё. Как правило, эти три дня никто не берёт, потому что потом придётся работать с утроенной силой, нагонять норму часов - кушать от наезда меньше не хочется. И ходит легенда о том, что взявший эти три дня машинист потом ездил к психологу, проходил стандартные тесты на скорость реакции. Подтвердить или опровергнуть не могу - сам эти три дня никогда не брал. Почему такая разница? Просто в Метрополитене человек на пути - это нечто из ряда вон выходящее, а на большой железке скорее норма.

Много текста, конечно, написал, но мне очень хочется (хотя я особо и не надеюсь), чтобы этот пост всё-таки был воспринят пикабушниками и ссылка на него появлялась во всех обсуждениях экстренных торможений, как аргумент. Ни в коем случае не ради плюсов, а исключительно в качестве повышения грамотности и восстановления справедливости, чтобы сказавшего "при наезде нужно применить экстренное торможение" больше не минусили. Я приложил к этому все усилия, привёл руководящие документы и надеюсь, что буду услышан.

Спасибо за внимание.

Железная дорога

4.2K постов6.7K подписчика

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
32
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Кишки с колёс отмотать и дальше ехать. А если не заметили человека? Например он в конце состава под колёса прыгнул?
раскрыть ветку (44)
86
Автор поста оценил этот комментарий

Это - самый неприятный случай. Фактически, тогда на путях останется бесхозный труп, который кто-нибудь, да обнаружит, после чего начнутся поиски сбившего. Если найдут по горячим следам главной защитой машиниста может стать осмотр состава. На нём в любом случае останутся внутренности пострадавшего или хотя бы кровь, всё будет зависеть от того, где именно они будут обнаружены. Если действительно в конце состава, да ещё и грузового - всё пройдёт тихо, машинист не мог видеть, не знал и не ведал. Если же на лобовых частях, метельнике что-то найдётся - тогда всё очень плохо. На самом деле, не услышать, что ты кого-то сбил именно лобовой частью невозможно, по опыту говорю. В кабине в любом случае услышишь "Бам!".

раскрыть ветку (43)
49
Автор поста оценил этот комментарий
В кабине в любом случае услышишь "Бам!

Этот "Бам" просто невозможно не услышать ... Знаю о чем говорю, ибо без малого 10 лет отработал помощником в ТЧ-15 (Ленинград-Балтийское депо) ... после очередного "бам" вообще ушёл с ж/д

раскрыть ветку (20)
18
Автор поста оценил этот комментарий

Однако по одной из приведенных в посте ссылок бригада-таки этот "Бам!" не услышала. Хотя, скорее всего, услышала, но спросонок восприняла либо за глюк, либо за собаку или как-то так.

раскрыть ветку (9)
1
Автор поста оценил этот комментарий
подавать оповестительный сигнал до того момента, пока человек или автотранспортное средство не покинет опасную зону

Что считается опасной зоной?

раскрыть ветку (8)
18
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Пути, видимо... ну или наш бренный мир.
4
Автор поста оценил этот комментарий

Зона, при нахождении в которой человек может получить травму от движущегося подвижного состава, а автотранспорт будет касаться проходящего поезда.

раскрыть ветку (4)
0
Автор поста оценил этот комментарий

а как должна действовать бригада на участках пути где торможение впринципе запрещено (затяжной подъем либо спуск с большим уклоном)?

раскрыть ветку (3)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Нет участков, где торможение запрещено. Есть затяжные подъёмы, где грузовые поезда имеют право проследовать светофоры с запрещающим показанием без остановки со скоростью не более 20, чтобы не растянуться на этом подъёме, на таких светофорах устанавливается табличка в виде буквы "Т". Но если возникнет угроза травмирования человека машинист обязан применить экстренное торможение. Если применил на таком подъёме, то незамедлительно сообщает по радиосвязи, вызывает вспомогательный локомотив для того, чтобы вытащить состав. Для пассажирского поезда всё это неактуально, ему и вышеуказанные светофоры с красным огнём проследовать запрещено и вспомогательный не нужен, чтобы состав убрать.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий

грузовые поезда и имелись ввиду, с подъемом понятно, хотя и не совсем, т.к. при попытке начать движение будет большая нагрузка на сеть. Как это действует на спуске? ведь при срабатывании тормоза, после полной остановки тормоз отпускается, и в магистраль накачивается воздух, поезд в это время тормозить не может, или я неправильно понимаю принцип действия тормоза?

раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Нагрузка на сеть роли не играет. Если локомотив сможет вытянуть поезд - вытянет. Будет мало напруги - попросит энергодиспетчера прибавить. Если не сможет вытянуть - вызывает вспомогательный сразу после остановки. 20 минут пассажирский может спокойно стоять на тормозах. Как правило поезд удерживается только локомотивом, у него есть отдельный кран для управления чисто своими тормозами - он на моём фото находится слева. Если подъём реально серьёзный - поезд, помимо автотормозов, закрепляется ручными тормозами и/или тормозными башмакам. Пока машинист сам тормоза не отпустит, воздух в магистраль накачиваться не начнёт.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Габариты подвижного состава

1
Автор поста оценил этот комментарий

я хоть и работал на железке, но как-то побаиваюсь ее, сейчас прохожу даже мимо все равно обращаю на звуковые сигналы ибо жизнь своя мне дорога

0
Автор поста оценил этот комментарий

А почему ушли? Что такого в этом "Бам"?

Не Вы же его по полю догоняли, сам полез.

раскрыть ветку (9)
6
Автор поста оценил этот комментарий
А почему ушли? Что такого в этом "Бам"?

Просто после этого "Бам" помощнику машиниста нужно найти и собрать на носилки всё, что осталось от тела... представляете себе эти ощущения?

ещё комментарии
13
Автор поста оценил этот комментарий

На перегоне прыгнуть в конце состава трудноисполнимо. А вот в случаях с пассажирскими поездами, когда человек попадает под вагон при отправлении поезда со станции, ответственность ложится уже на поездную бригаду. И тут опять все зависит от инструкций, не даром говорят, что все инструкции на ж/д написаны кровью... При отправлении поезда со станции Сочи (в конце 90-х) под второй вагон с хвоста бросилась "местная знаменитость" - попрошайничала, воровала на вокзале по-малу. В Сочи высокие платформы и бросилась она с междупутья, поэтому заметили ее только провожающие, когда последний вагон уже проехал и открыл им эту картину. Люди закричали, мой проводник-хвостовик сорвал стоп-кран, ну а дальше, вплоть до Тихорецкой я с проводниками доказывал знание инструкций следователю линейного отдела милиции (тогда еще).

2
Автор поста оценил этот комментарий

У нас в Алапаевске машинист героя России получил- остановил локомотив своим.Помощник пытался башмаки ставить , чо там ставить локомотив под сотню летел, башмаки только отлетали...

раскрыть ветку (8)
15
Автор поста оценил этот комментарий
остановил локомотив своим

своим чем?

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (7)
9
Автор поста оценил этот комментарий

На сленге так называется кран вспомогательного тормоза локомотива, на моём фото из поста он будет слева. Также зовут малышом, свояком, КВТ.

Хотя в данном случае я подозреваю, что своим локомотивом, на котором он сам ехал.  

5
Автор поста оценил этот комментарий

Локомотивом

Иллюстрация к комментарию
3
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Решил царь дочь женить, и разослал весть по всему миру, что кто на х*ю на сотый этаж ведро воды донесет, за того и выдаст дочь, да полцарства в придачу. Ну, собрались трое: американец, немец и русский. Американец берет, вешает ведро и пошел. На 20-м этаже умер. В заключении о смерти написали: "Ручка ведра перетерла головку члена. Умер от потери крови"! Немец также вешает на член ведро с водой и пошел. На 50-м этаже умер. В заключении о смерти пишут: "Ручка ведра перетерла головку члена. Умер от потери крови"! Ну и русский тоже вешает ведро и пошел. Дошел до 99-го этажа и умирает. В заключении о смерти написали: "Головка члена перетерла ручку ведра, умер от удара по лбу!" anekdotov.net

раскрыть ветку (2)
23
Автор поста оценил этот комментарий
Только на пикабу тема смерти на жд может плавно перейти в тему ношения ведра на хуе)
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий
плавно перейти

Вполне себе резко перешла.



.

1
Автор поста оценил этот комментарий
Органом управления согласно новым правилам. :)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Своим могучим членом....
0
Автор поста оценил этот комментарий

А что будет тому, кто сбил и все сделал по инструкции? Надеюсь его не накажут?

P.S. Я видимо очень плохой человек, если строчка "В кабине в любом случае услышишь "Бам!"." вызвала у меня невольную улыбку...

раскрыть ветку (1)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Ничего не будет. Всё возможное для предотвращения сделал, остальное сделала груда железа и бестолочь, ошивающаяся на путях.

0
Автор поста оценил этот комментарий
На утюге может и слышно, а на тепловзе неуслышать. Слышал недавно маленький "бам" от лося, а он весит всяко больше.
0
Автор поста оценил этот комментарий

Это что за локомотив на фотке ? ВЛ80 или ВЛ11 ? Саут знакомое название ?  

раскрыть ветку (8)
0
Автор поста оценил этот комментарий

ВЛ80Т.

раскрыть ветку (7)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Уж не Приволжская ли дорога ? Недавно совсем ездили нашлепку регистрационную на саут ставить туда.

раскрыть ветку (6)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Нет, СКЖД, просто фотка очень старая. К товарищу в гости заезжал.

раскрыть ветку (5)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Ну саут то знакомое название ?

раскрыть ветку (4)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Нет, САУТа на нём не было.

раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий

С простым АЛСНом значит или КЛУБом.

раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий

КПД

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Ну хотя бы без скоростемера и то вперед.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку