На кой х*р нужны метрики в бизнесе и как их есть

Говоря про мудаков, стоит отметить не только бизнес-тренеров, но и горе-стартаперов, которые впервые заполнили БСО и занесли в книжечку УСН-2017 ссаную запись за номером адын, которая станет их первой причиной знакомства со ст. 159, ч. 4.


Очень хайповая популярная тема – метрики. Говоря на языке гопников – это различные цифровые показатели бизнеса. Например, есть такой замечательный параметр как "повторное обращение клиента", либо "повторная покупка".


Ах, сколько непуганых долбоебов утверждают, что это чуть ли не важнейший показатель бизнеса. Мол, если к вам не приходят во второй, третий, n-ый раз клиенты, то вы мудак и дебил, и ваще нихера не шарите. Кто бы из этих худеющих даунов рассказал мне, как заставить клиентов моего абортария приходить чаще: флаеры раздавать или самостоятельно палку кидать?


Собсна, об этом и пойдет речь.


Че эт ваще за херня

Начнем с конца: не существует правильных или неправильных метрик. Метрика, по сути своей, есть циферка. И эта циферка выполняет одну функцию: быть циферкой и означать циферку.


Есть два основных вида метрик: количественные и относительные. Если первые отвечают на вопрос, например, "Сколько товарных единиц продано за период N?", то относительные, собсна, показывают соотношение одного параметра к другому – например, соотношение постоянных клиентов к "разовым".


Посему, метрика должна быть цифровой, измеримой и иметь временные рамки. Если хоть один из трех параметров отсутствует, то это не метрика, а penis canina.


Плохая метрика: "5 раз заказали Любочку"

Хорошая метрика: "За 31 день Любочку заказывали 5 раз".

Идеальная метрика: "За 31 день Любочку заказывали 5 раз, видос скину в лс в обмен на лайк и репост"


Собсна, метрика нам не дает абсолютно ничего, кроме сухих цифр и сраной статистики. А хуже статистики, как мы знаем, только бизнес-тренеры. Чтобы метрики приносили пользу, необходим ряд манипуляций.


Че эт мне даст ваще

Метрики – это термометры. Датчики. Уши. Глаза. Язык. Иногда задница. Это органы чувств бизнеса. Решения принимаются только в связке циферек и интуиции. Метрики позволяют лишь прощупать днище, на котором вы оказались. Они не приносят денег, они не привлекают клиентов, не снижают налогооблагаемую базу. Метрики дают лишь картину вашего манямирка – не больше и не меньше. Правильно выбранные параметры и правильный их анализ позволят принимать более адекватные и быстрые решения.


А теперь сложнее.


А можно всех посмотреть?

На примере проституток и шаурмы можно легко понять, что делать дальше. Шаурма, как и проститутка, хорошо выглядит на этапе знакомства, а внутри – полный пиздец из всяких вреднющих белых и неочень соусов, пережаренного мяса, жировых подтеков, тараканов, лобковых волос и там обязательно побывала нога повара. И если вы хотите получить максимальное удовольствие, то лучше это все употреблять в цельной упаковке, а не по отдельности.


Шлюхи в сторону. Любой цифровой показатель хорош только и исключительно в совокупности со здравым смыслом и стратегией. Метрика – лишь составляющая инструмента, но никак не самостоятельная единица. Важно не только количество и/или соотношение, но и, внезапно, контекст.


Болезненная истина, о которой почему-то забывают рассказать ораторы, в том, что самое сложное – выбрать именно те метрики, которые реально отражают положение дел в компании. Более того, эти же показатели должны быть актуальны для конкретной задачи (тот самый контекст). Хуже того, необходимо трезво и адекватно интерпретировать значения.


К примеру, рост доходов далеко не всегда означает успех – это легко может стать причиной банкротства. Подобное часто встречается у якобы онлайн-магазинов. Чаще сервисы загибаются не от недостатка заказов, а от переизбытка. Прикол в том, что так называемый "e-commerce" может таковым называться, если товар, который продается на ресурсе, не требует физической транспортировки: программы, игры на айфончег, электронные билеты и т.п. А вот когда мы говорим, например, про книги безбожного ННННННИИИИИИИИИИИИКОЛАЯ Соболева, то мы сталкиваемся с логистикой, а соответственно, и со складской историей, и с оплатой товара, и т.д. А теперь представьте: вам за сутки на расчетный счет упало заказов на 5 лямов с пометкой "срочная доставка", а у вас на складе товара на трех шлюх и вашу бывшую. Как правило, умирают после этого долго, мучительно и без единого намека на прощальный стояк: заебут клиенты судами, заебут проверки, заебут поставщики, кредиторы и пр.


Посему, важно не "что", а "как" и "зачем". И ребзя, любой мудак, который скажет, что есть методика, по которой можно 100 % понять, какая метрика нужна и что она отражает – смело плюйте в рожу. Потому и профессия предпринимателя сложна: требуется совокупность различных навыков, чтобы уметь за разумные сроки определять малейшие дуновения на рынке и в компании, плюс, быстро реагировать. А опыт, увы, не передать.


Ну и че же делать

Если бы консультанты умели рулить цифрами также, как и рулят залупой за своей щекой, то получился бы очень классный и востребованный продукт, который приносил бы корованы денех. Но на сегодняшний день не существует алгоритма успеха в чем бы-то ни было. Посему есть лишь один, известный мне способ, проверить на адекватность свои метрики.


Прикол в том, что нужно, аки Микеланджело, убрать лишнее. И это, к сожалению, путь ошибок. Необходимо просто задать вопросы ниже. И если хоть на один вопрос ответ отрицателен (кроме 6-го), то идет все нахуй.


1. Дает ли мне этот показатель какую-либо единицу смысла?

2. Могу ли я на это повлиять?

3. Имеет ли это отношение к бизнес-процессам?

4. Возможно ли предсказать изменения этого параметра?

5. Я все предусмотрел?

6. Не хуйню ли я творю?


Вывод

Нехуй сложные вещи называть простыми. Метрики не принесут ни денег, ни клиентов, как бы громко об этом всякие Пети не кричали.