Музыкальное наследие России

Русские композиторы, дирижеры, пианисты, исполнители подарили миру множество шедевров. Они сформировали неповторимый национальный музыкальный стиль, а их работы изменили мировую историю музыки. О них и их музыкальном гении - в нашей  статье.

Классическая музыка

История русской классической музыки берет свое начало с XIX века. Ее основоположниками сегодня по праву считаются Михаил Иванович Глинка и Петр Ильич Чайковский. Благодаря творчеству этих и других великих композиторов, русская музыка перешла на новый, мировой уровень. Появились первые русские оперы, сообщества композиторов, учебные заведения, где воспитывали профессиональных музыкантов.

Сегодня поговорим об известных композиторах, в произведениях которых каждый до сих пор находит что-то свое: от знакомых с детства мелодий Н. Римского-Корсакова до сложнейшей интеллектуальной симфонической музыки Д. Шостаковича.

Михаил Иванович Глинка (1804–1857 г.)

Музыкальное наследие России История России, Культура, Музыка, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка)

М.И. Глинка

М.И. Глинка – первый русский композитор-классик, которому удалось достичь мировой славы. Он начал заниматься музыкой, когда ему было всего 10 лет, а в юности прославился как пианист и певец, известный своим ангельским голосом.

Всего М.И. Глинка написал около 80 романсов, песен, арий, но славу ему принесли оперы и произведения для симфонического оркестра. Первую оперу «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») он создал в 1836 году. Это первая русская национальная опера, и написана она на сюжет из истории России. В ней рассказывается о подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина, который заводит отряд врагов в лесную глушь на верную смерть. М.И.Глинка хотел прославить красоту и духовную силу народа в борьбе с врагами.

Музыка оперы была сложной, но она понравилась, сделала композитора знаменитым. В результате он получил назначение руководить одним из лучших хоров страны — хором Придворной певческой капеллы в Петербурге.

Над второй оперой «Руслан и Людмила» композитор работал почти 6 лет и завершил ее весной 1842 года. Эта опера является и волшебной сказкой, и рассказом о прошлом России. Литературной основой произведения послужила юношеская поэма А. Пушкина «Руслан и Людмила». 

Когда в 2011 году вновь открылся Большой театр, именно опера М.И. Глинки стала первым спектаклем на вновь отстроенной Главной сцене.

Еще одна известная работа композитора – «Патриотическая песня». Ее мотив был положен в основу гимна России (в 1990–2000 годах).

Петр Ильич Чайковский (1840–1893 г.)

Музыкальное наследие России История России, Культура, Музыка, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка)

П.И. Чайковский

Игре на фортепиано будущий композитор научился в детстве благодаря специально нанятой родителями крепостной. В детстве он особенно любил Моцарта, а потом стал истинным ценителем итальянской оперы.

Сложно переоценить то значение, которое П.И. Чайковский имел для всей русской культуры. Он создал признанные и широко известные шедевры в самых разных жанрах. В его творческом портфолио 10 опер, 3 балета, 7 симфоний, а также множество произведений для оркестров и отдельных инструментов.

Особую страницу его творчества составляют балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». «Лебединое озеро» – первый балет П.И. Чайковского (заказанный дирекцией Московского Большого театра весной 1875 г.). Первоначально он назывался «Озеро лебедей». Представление балета состоялось в 1877 г. в бенефис балерины П. М. Карпаковой на сцене Большого театра.

В балетную музыку П.И. Чайковский внес много нового. «Балет - та же симфония», – считал композитор. Не отбросив завоеваний своих предшественников, он ввел в балет образную характеристику действующих лиц. В.В. Ванслов пишет: «У Чайковского музыка не сопровождает сюжет и танец, а определяет их, не иллюстрирует действие, а влияет на его развитие, не дополняет содержание спектакля, а становится его основой».

Первый концерт для фортепиано с оркестром принадлежит к лучшим произведениям мировой классики и часто исполняется в разных странах. Музыкальная текстура его полна радостных чувств и праздничной торжественности. П.И. Чайковский посвятил концерт немецкому пианисту Гансу фон Бюлову, который и стал первым исполнителем; с большим успехом выступал с ним в Европе и Америке.

Огромный успех имела опера «Евгений Онегин», которая была поставлена на сцене императорского театра в Санкт-Петербурге. Идея написать ее принадлежит певице Е. А. Лавровской. В «Онегине» он уделил большое внимание характеристикам трех героев – Татьяны, Онегина и Ленского. Они несколько отличаются от пушкинского оригинала.

Так, мечтательная, умная, волевая и активная Татьяна демонстрирует искреннюю взволнованность и решимость в ариозо «Пускай погибну я» и в заключительной картине оперы. Ее чувство к Онегину показано в динамичном развитии всего сюжета оперы, но столь же очевидно стремление героини быть верной своему долгу. («Но я другому отдана и буду век ему верна».)

Ленский в опере – трагический персонаж; в нем сочетаются поэтичность, взволнованность, эмоциональность, горячность; убедительно обрисована музыкально-психологическая динамика раскрытия его чувств: от чувствительности в первом ариозо «Я люблю Вас, Ольга» до высокого уровня трагизма в арии «Что день, грядущий мне, готовит?..».

В образе Онегина тоже проявлены черты психологической динамики развития персонажа. Очень тонкими, яркими красками рисует Чайковский холодность, рассудительность Онегина в первых сценах, сменяющихся взволнованностью, смятением и рождением подлинного пылкого чувства в конце оперы («Увы, сомнения нет»)

П. И. Чайковский обогатил русскую музыкальную культуру рядом новых для того времени идей: в вокальном творчестве создание музыкального образа осуществлялось на основе освоения речевой интонации; развертывание оперных сюжетов учитывало потребности динамики сценического действия; особым образом композитор выстраивал диалог оркестра и солиста в фортепианных и скрипичных концертах; музыкальную семантику зрелых симфоний отличал их «программный» характер.

Модест Петрович Мусоргский (1839–1881 г. )

Музыкальное наследие России История России, Культура, Музыка, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка)

М.П. Мусоргский

М.П. Мусоргский начал свой путь в музыке с игры на фортепиано, дебютировав в 9 лет. В подростковом возрасте он поступил в кадетское училище Императорской гвардии, однако военную карьеру не сделал. Начав сочинять музыку, М.П. Мусоргский успешно работал в разных жанрах. В его творческом наследии есть оперы, оркестровые пьесы, циклы вокальной и фортепианной музыки, романсы и песни, хоры. Несмотря на то, что в произведениях композитора нашли выражение русские национальные черты, его самобытность не была в полной мере оценена.

При жизни было поставлено лишь одно его крупное произведение – опера «Борис Годунов» по трагедии А.С. Пушкина. Другие же работы, такие как, например, опера «Хованщина», были поставлены на сцене уже после смерти композитора.

М.П. Мусоргский владел даром воспроизводить в своих произведениях речь персонажей, принадлежащих разным сословиям . В центре творческого внимания композитора были прежде всего люди из народа - крестьяне, юродивый, представители духовного сословия, дети.

М.П. Мусоргский в своем творчестве почти не пишет «чистой музыки». Мышлению в музыке композитора больше свойственна программность, то есть его вдохновляет литературный текст или зрительный образ. Это является индивидуальностью художника и творца. Для него идеал в музыке – это синтез искусств. А «чистую» музыку он считает низшей ступенью в искусстве. Поэтому в его творчестве главным жанром является опера, синтезирующая себе драматическое действие, музыку и литературно-поэтический текст.

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908 г.)

Музыкальное наследие России История России, Культура, Музыка, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка)

Н.А. Римский-Корсаков

Н.А. Римский-Корсаков начал сочинять музыку еще до того, как ему исполнилось 10 лет. В своих произведениях он интерпретировал народный фольклор и русскую культуру. Он создал множество симфонических произведений, а также 15 опер. Самые известные из них – «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане» (оркестровая интермедия «Полет шмеля» из которой прославилась на весь мир).

Н.А. Римский-Корсаков был музыкальным критиком и теоретиком. Нередко он помогал другим композиторам редактировать произведения и писать оркестровку. Кроме того, Николай Андреевич долгие годы преподавал в Санкт-Петербургской музыкальной консерватории. Многие его ученики стали выдающимися композиторами. Среди них Александр Глазунов, Михаил Гнесин, Сергей Прокофьев, Игорь Стравинский и многие другие.

Творчество Н.А. Римского-Корсакова завершило развитие русской музыкальной классики в XIX веке, эволюцию жанра оперы, симфонической и камерной вокальной музыки. Вместе с тем оно ознаменовало наступление нового ее исторического этапа, приходящегося уже на начало XX столетия. Н.А. Римский-Корсаков явился одним из носителей и творцов живой, непрерывно развивающейся традиции русского искусства.

В творческом методе Н.А. Римского-Корсакова мы встречаем своеобразное сочетание реализма и романтизма. Романтическое миросозерцание отличало композитора от других. Его оперный мир – мир романтических представлений о мечтах, грезах народа. Тема народа также высвечивается через романтическую призму. У Н.А. Римского-Корсакова народ – сказочник, создатель песен, его народ – это Лель, т.е. народ – творец искусства.

Сергей Васильевич Рахманинов (1873–1943 г.)

Музыкальное наследие России История России, Культура, Музыка, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка)

С.В. Рахманинов

Ученик П.И. Чайковского С.В. Рахманинов начал играть на фортепиано в 4 года, а свою первую оперу поставил в 19 лет. Его уникальные большие ладони могли охватывать полторы октавы. «Я на 85% музыкант, во мне только 15% человека», – говорил он о себе.

После революции 1917 года С.В. Рахманинов уехал в США. В первые 10 лет эмиграции он практически не писал музыку.  Объясняя причину своего молчания после отъезда за границу, композитор говорил, что, уехав из России, он потерял самого себя, что «у музыканта, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остается желания творить».

Несмотря на жизнь вдали от Родины, С.В. Рахманинов искренне переживал за свою страну. В годы Великой Отечественной войны он дал несколько благотворительных концертов, а все сборы им были перечислены в фонд Красной армии.

Наибольшую известность приобрели фортепианные концерты для оркестра С.В. Рахманинова. «Концерт №3» считается одним из самых часто исполняемых его произведений (и величайшим фортепианным концертом).

Музыка С.В. Рахманинова передает упоение жизнью. Она то льется, как бесконечная, широкая мелодия (Второй концерт), то бурлит, словно стремительные вешние потоки (романс «Весенние воды»). Композитор рассказывает о тех минутах, когда человек наслаждается покоем природы или радуется красоте степи, леса, озера, — и музыка становится особенно нежной, светлой, какой-то прозрачной и хрупкой (романсы «Здесь хорошо», «Островок», «Сирень»), В «музыкальных пейзажах» С.В. Рахманинова, тонко и одухотворенно передано обаяние русской природы: широкой, раздольной, бесконечно щедрой и поэтичной.

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891–1953 г.)

Музыкальное наследие России История России, Культура, Музыка, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка)

С.С. Прокофьев

Сергей Сергеевич Прокофьев считается одним из самых разноплановых русских композиторов прошлого века. Он создавал балеты, оперы, симфонии, концерты, кантаты, музыку к фильмам. После революции 1917 года С.С. Прокофьев покинул Россию, но в 1930-х годах вернулся в СССР. Одним из самых известных произведений композитора, написанных сразу после возвращения, стала симфоническая сказка «Петя и волк».

Позже были созданы другие культовые творения С.С. Прокофьева, которые прославили его за пределами родной страны: балеты «Золушка», «Ромео и Джульетта», оперы «Повесть о настоящем человеке» и «Война и мир», музыка к кинофильмам «Иван Грозный» и «Александр Невский».

В балетах, автор воплотил общечеловеческие нравственные идеи и гуманистические идеалы: любовь сильнее смерти («Ромео и Джульетта»), вера в исполнение мечты, в любовь («Золушка»), в безграничность развития творческих способностей человека, в добро, побеждающее зло («Каменный цветок»).

Стилистические черты балетной музыки С. С. Прокофьева: новаторские (обновление музыкального языка: гармонии, мелодики, ритмических особенностей и др.) и традиционные (тяготение к классической ясности и стройности формы, близость к народной русской песенности, фольклору, понятность интонационного строя, искренность в выражении чувства, лиризм, романтическая устремленность и др.).

С. Прокофьев – автор семи симфоний. Его симфонии в целом принадлежат к эпической ветви русского симфонизма, продолжая традицию М. Глинки и А. Бородина. Они показывают устойчивый мир в контрастах лирики, героики, жанровости. Принцип контраста - основной для эпической традиции – проявляется в симфониях композитора в сопоставлении частей цикла и внутри них, в процессе развития.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906–1975 г.)

Музыкальное наследие России История России, Культура, Музыка, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка)

Д.Д. Шостакович

Один из самых известных композиторов прошлого столетия, Д.Д. Шостакович, был номинирован на «Оскар» за адаптацию музыки Модеста Мусоргского к экранизации оперы «Хованщина», а также на премию «Грэмми» за созданные симфонические произведения.

Стиль музыки Д. Шостаковича включает огромное многообразие составляющих элементов, от простых песенных шлягеров до абстрактных симфонических обобщений, органично спаянных рукой мастера. При всем многообразии творчества композитора,  в нем явственно выделяется ведущая и самая значительная тема – обличение зла, низменных пороков, острая, доходящая до гротеска сатира во имя защиты личности, надеется и верит в светлые начала бытия.

Во время блокады Ленинграда он оставался в городе. В тот период композитор сочинил свою знаменитую Седьмую («Ленинградскую») симфонию, которая была исполнена в местной филармонии. Симфония Д. Шостаковича, рождалась на основе эмоций, пробудившихся в композиторе в то страшное время. В музыке он сумел отразить не только основной смысл, но и конкретные движущие силы исторического противостояния фашизма и советских людей, воплотил войну так, как она запечатлелась в мыслях и чувствах людей, вставших на защиту Отечества.

Советская эстрада

В толковом словаре Д.Н. Ушакова понятие «эстрада» определяется как искусство малых форм, а в переводе с латинского означает «настил» или «помост». Эстрада объединяет различные жанры, раскрывая творческую индивидуальность исполнителя или актуальность темы. Как самостоятельное направление в России она сложилась во второй половине XIX века. Однако в привычном сегодня понимании эстрада сформировалась в СССР. В ранние послереволюционные годы ее основу составляли произведения фольклорного происхождения: народная музыка, танец и песня. Первые советские композиторы-эстрадники появились в 1920 году. Д. Покрасс, Ю. Хайт, П. Герман писали песни на военно-политические темы. Эти произведения выражали патриотический подъем, призывали к борьбе и единству.

В 1922 году в СССР появился первый джазовый оркестр. В его составе выступал известный советский кинодраматург и писатель Е. Габрилович. Настоящий событием советской эстрады стала организация первого театрализованного эстрадного оркестра, который исполнял легкую музыку. Его стиль и творческий облик определил Л.О.Утесов (1895 – 1982 г.).

Музыкальное наследие России История России, Культура, Музыка, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка)

Л.О.Утесов

Именно он заложил основы нового направления в эстрадном искусстве.

В 1933 году в Ленинграде была организована джаз-комиссия, в которую входили И. Дунаевский, Д. Шостакович, Н. Малков, Г. Терпиловский. В 1935 года начала работу Государственная эстрада, а в 1936 году учрежден Комитет по делам искусств, одно из первых постановлений которого касалось массовой советской песни и джаза. Он поставил перед советскими композиторами и исполнителями задачу по созданию оригинального отечественного репертуара. И она была успешно выполнена.

Значительное влияние на развитие советской эстрады оказала Великая Отечественная война. Основным направлением работы отечественных композиторов стали военные программы. Фронтовые песни, которые появлялись в те трудные годы, сразу «уходили в народ». Одна из таких композиций – «Темная ночь», исполненная М.Н. Бернесом.

Музыкальное наследие России История России, Культура, Музыка, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка)

М.Н.Бернес

Мелодия к ней, которая практически экспромтом была создана композитором Н.В. Богословским, остается на слуху у нескольких поколений русских людей.

Послевоенное время стало периодом настоящего расцвета советской эстрады. Музыка начала развиваться по разным направлениям. Именно в этот период появились настоящие звезды отечественной эстрады: Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Валентина Толкунова, Валерий Ободзинский, Эдуард Хиль и многие другие. Их имена прочно вошли в историю русской музыки.

Музыка в наши дни

Многие ценители классических композиций считают, что хорошая музыка осталась в прошлом. Однако на современном музыкальном Олимпе немало достойных представителей. Уже в ХХ веке понятие классической музыки значительно расширилось, выйдя за пределы концертных залов, филармонии и оперы. ХХI век продолжил эту традицию. Несмотря на то, что произведения русских композиторов-классиков и песни советских исполнителей и сегодня продолжают слушать во всем мире, имена современных отечественных музыкантов восхищают ценителей ничуть не меньше. Один нз них – пианист и композитор Кирилл Рихтер. В его портфолио есть сочинения для фортепиано, камерных составов и симфонических оркестров, музыка для авторского кино, фантастических блокбастеров, спектаклей современной хореографии и оригинальная тема для трансляций американского канала FOX Sports матчей Чемпионата мира FIFA по футболу 2018, которая стала для сотен миллионов зрителей музыкальным синонимом этого грандиозного спортивного события.

Кирилл Рихтер представлял Россию на фестивалях Reeperbahn в Гамбурге, The Great Escape в Брайтоне, Classical:Next в Роттердаме и др. Список площадок, на которых звучит его музыка, включает знаменитые Royal Albert Hall, Volksbuhne, Elbphilharmonie и т.д.

Музыкальное наследие России История России, Культура, Музыка, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка)

Кирилл Рихтер

Мировое признание получил выдающийся дирижер Валерий Гергиев. Коллеги по цеху восхищаются его талантом и удивительной энергетикой. Маэстро – основатель и руководитель самых престижных международных фестивалей. Среди них «Звезды белых ночей», Московский Пасхальный фестиваль, «Гергиев-фестиваль» в Роттердаме, фестиваль в Миккели, «360 градусов» в Мюнхене.

Музыкальное наследие России История России, Культура, Музыка, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка)

Валерий Гергиев

С легендарной русской фортепианной школой связано имя еще одного нашего современника – Дениса Мацуева. Всемирно известный пианист неоднократно становился победителем самых престижных конкурсов, среди которых Международный конкурс пианистов в Париже и Международный конкурс им. П.И. Чайковского в Москве. Д. Мацуев сотрудничал с известными коллективами из США, Германии, Франции, Великобритании и Италии. В 2020 году совместно с камерным оркестром «Вена–Берлин» он записал альбом с произведениями Д. Шостаковича, А. Шнитке и В. Лютославского.

Музыкальное наследие России История России, Культура, Музыка, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка)

Денис Мацуев

Мировую известность получила современная инструментальная музыка композитора Настасьи Хрущевой. Ее партитуры выпускаются издательствами Испании и России, а произведения исполняют оркестры Швейцарии, Германии, Мексики, Швеции, Великобритании, Польши. Эта талантливая женщина – пианистка и автор книги «Метамодерн в музыке и вокруг нее», в которой она рассматривает историю музыки от академических истоков до современных мемов. Н.Хрущева написала музыку к 25 пьесам, а в 2020 году стала автором мелодии к балету Мариинского театра «Русские тупики – II».

Музыкальное наследие России История России, Культура, Музыка, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка)

Настасья Хрущева

Одним из самых успешных, известных и признанных в мире композиторов является также Сергей Невский. Своеобразная музыкальная манера стала его визитной карточкой. Композитор активно сотрудничает с ведущими театрами Москвы, Перми и Санкт-Петербурга, а в копилке его профессиональных достижений победы на престижных музыкальных конкурсах, в том числе «Золотая маска», Штутгартский конкурс композиции, фестиваль «Пифийские игры» и других.

Музыкальное наследие России История России, Культура, Музыка, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка)

Сергей Невский

Если вы хотите узнать больше о культурном наследии нашей страны, приходите в парк «Россия — Моя история». Все открытые экспозиции представлены в мультимедийном формате, поэтому информация остается доступна для юных и взрослых любителей истории. Актуальные новости о работе парка «Россия — Моя история» представлены в официальной группе https://vk.com/myhistory_bvb. А еще специально для вас мы создали канал «Агентство исторических новостей» – https://t.me/rmh_we, который посвящен достижениям прошлого и удивительным технологическим прорывам современности.

Лига историков

14K поста51K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения