92

Муфты для ЧПУ станков. Виды. Преимущества. Недостатки

Немного о муфтах для станков с ЧПУ.

Конспект нового видео отсюда.

Муфта это элемент, соединяющий два вала - мотора и приводного винта, и основной задачей его является передача крутящего момента. Рассмотрим основные виды муфт в станках и принципы выбора её для свого станка.


От муфты ожидаются:

1) беззазорность.

Люфт в муфте = станок почти бесполезен.


2) высокая жесткость на кручение


3) компенсация несоосности валов

Идеально точных станков не бывает, валы всегда немного смещены относительно друг друга, и муфта должна компенсировать это смещение.


4) надежность посадки на вал


5) достижение нужной скорости вращения без вибраций


Исходя из этих требований, для разных задач делают разные муфты, а конкретней, варьируются 3 параметра.

Первый параметр - способ фиксации вала.


Способ фиксации вала #1 - стопорными винтами.

Способ самый ненадежный, вал при более-менее значительном моменте на муфте может  сдвинуться, а если вал без лысок, то и вовсе провернуться - в результате способ со стопорными винтами используется только при подсоединении энкодеров или чего-то другого, слабо нагруженного.

Почему он вообще существует - потому что он самый простой, удешевляет муфту и такие муфты гораздо более сбалансированны, то есть меньше вибрируют с возрастанием скорости вращения.


Способ фиксации вала #2 - разрезным полукольцом.

Фиксирующее вал кольцо надрезается, вал вставляется и зажимается стягивающим винтом.

Способ один из самых распространенных, уже достаточно надежно фиксируется вал, несильно удорожает муфту, может быть использован в большинстве применений.

Из недостатков его то, что вал все же зажимается не по всей окружности, т.е. это компромиссный вариант - есть способ понадежней.

А кроме того, разрез немного ослабляет прочность и жесткость муфты, на винт действует большое усилие и крутящий момент при закручивании(легко повредить резьбу или отломить шляпку), и в распределении массы муфты возникает дисбаланс - максимальная скорость вращения падает. Но тем не менее, способ хороший.


Способ фиксации вала #3 - цанговый зажим

Практически идеальный вариант. Конструктивно это выглядит как коническая цанга, которая утапливается при закручивании винтов в тело муфты, где выполнен ответный конус. В результате вал зажимается лепестками по всей окружности с огромным усилием, практически исключая проворот. При этом на винты действует малое линейное усилие, и крутящий момент при зажиме муфты тоже небольшой нужен. Цанга симметрична - не нарушает баланс, муфта цельная - не страдает жесткость. В общем, идеальный вариант, если бы не два но - 1) цена 2) габариты

Ну и наконец способ фиксации #4 - шпоночный паз

Машиностроительная классика. Но мы им не пользуемся, потому что он капризен к точности изготовления самого и вала, и паза, и шпонки, ударные нагрузки концетрируются в одной точке и гнездо постепенно изнашивается, и балансировка муфты также страдает. Плюс долбежка паза - это еще одна технологическая операция, которая удорожает муфту. Такое себе, в общем. Наше личное мнение: везде, где нужно исключить проворот, и думают о шпонпазе - можно и нужно обойтись цанговым зажимом. Если цанга не удержит такой момент - и ваше шпоночное соединение долго таких нагрузок не вытянет.

Теперь о втором параметре - о способе передачи момента. Собственно, по нему и делятся муфты на виды.


Вид #1. Сплошная муфта

Самый простой вид.

Тут все понятно. Сплошное тело(или с небольшими надрезами). Вот тут будем в баллах оценивать.

Жесткость на кручение(в данных габаритах) - 5/5

Отсутствие люфтов и зазоров - 5/5

Максимальный приложенный момент - 5/5

Компенсация несоосности(расстояние между плоскостями через валы) - 0/5

Компенсация угла между валами - 0/5

Компенсация вибраций - 1/5


Итого, муфта отличная, если у вас валы идеально соосны. Иначе в подшипниках, держащих соединяемые валы, будут оргомные усилия, вплоть до заклинивания, а сама муфта будет копить микротрещины и быстро лопнет. Вибрации от резания и прочего - не гасят, а просто передают дальше.

Вид #2. Кулачковая муфта

Два кулачка, соединенинных вставкой из того или иного материала. Материал и вид вставки влияет на свойства виброгашения, зазоры и жесткость на кручение.

Жесткость на кручение(в данных габаритах) - 2/5

Отсутствие люфтов и зазоров - 3/5

Максимальный приложенный момент - 4/5

Компенсация несоосности(расстояние между плоскостями через валы) - 1/5

Компенсация угла между валами - 3/5

Компенсация вибраций - 2/5



Эти муфты уже способны компенсировать небольшой угол и расстояние между осями вращения. Причем чем толще, мягче и массивней вставка -  тем выше компенсаторные способности. Однако, скажем, мягкая полиуретановая вставка(а в основном они именно такие) снижает жесткость на кручение, и способна накопить деформацию, в результате чего в муфте появятся зазоры. В остальном неплохие муфты.

Вид #3. Мембранная муфта

Кольца, фиксирующие валы, соединяются хитрым способом с помощью стальных мембран на 4 штифтах(2 штифта крепят в одно кольцо, два в другое).

Прикол в том, что кольца могут немного двигаться за счет изгиба мембраны, муфта становится подобием мехов гармони. Получаем муфту с высокой компенсаторной способностью по углу и расстоянию. Причем, чем мембран может быть одна, две, три, и даже четыре. Чем выше число мембран, тем выше компенсторная способность, и ниже максимальный момент, жесткость на кручение и скорость вращения. При этом мембранные все равно остаются одними из самых жестких на кручение муфт среди составных моделей. Из недостатков еще отметим то, что гнезда штифтов бывают подвержены "нормальному износу" и постепенно приходят в негодность.


Жесткость на кручение(в данных габаритах) - 4/5

Отсутствие люфтов и зазоров - 5/5

Максимальный приложенный момент - 3/5

Компенсация несоосности(расстояние между плоскостями через валы) - 3/5

Компенсация угла между валами - 3/5

Компенсация вибраций - 1/5


Иногда, чтобы увеличить максимально возможный приложенный момент, штифты удаляют от оси вращения, чтобы снизить усилия на них. Габарит увеличивается, жесткость и прочность муфты тоже.

Вид #4. Сильфонная муфта

Фиксирующие валы кольца соединяются гофрированным элементом из стали.

Это муфты с прекрасной компенсаторной способностью, полным отсутствием зазоров, люфтов и т.п. Из недостатков у них только высокая цена, уязвимость места крепления сильфона к кольцам(его клеят, припаивают, прессуют - и все равно сильфонные муфты разваливаются как правило именно по месту крепления сильфона), и как следствие не очень большой передаваемыей крутящий момент. Также, из-за гибкости сильфона по жесткости на кручение они уступают мембранным и сплошным, но тем не менее её достаточно для работы в станках любого типа. Если вдруг жесткости не хватает - просто берут муфту диаметром побольше.


Жесткость на кручение(в данных габаритах) - 3/5

Отсутствие люфтов и зазоров - 5/5

Максимальный приложенный момент - 2/5

Компенсация несоосности(расстояние между плоскостями через валы) - 5/5

Компенсация угла между валами - 5/5

Компенсация вибраций - 2/5

Вид #5. Объединим здесь два вида в один, это разрезные(слева) и спиральные(справа) муфты

Разница в том, как сделан пропил - по спирали или паралелльно. Оба вида муфт дешевы, хорошо компенсируют погрешности установки вала, особенно спиральные. Но обладают низкой прочностью, жесткостью на кручение, а также способны резонировать на некоторых частотах вибраций, усиливая их. Поэтому разрезные в основном применяются в простейших малобюджетных станках, а спиральные и там лучше не применять - их назначение это подключать энкодеры.


Разрезные:

Жесткость на кручение(в данных габаритах) - 2/5

Отсутствие люфтов и зазоров - 5/5

Максимальный приложенный момент - 1/5

Компенсация несоосности(расстояние между плоскостями через валы) - 3/5

Компенсация угла между валами - 4/5

Компенсация вибраций - 0/5


Спиральные:

Жесткость на кручение(в данных габаритах) - 1/5

Отсутствие люфтов и зазоров - 5/5

Максимальный приложенный момент - 1/5

Компенсация несоосности(расстояние между плоскостями через валы) - 4/5

Компенсация угла между валами - 5/5

Компенсация вибраций - 0/5



Третий параметр - это материал корпуса муфты.

Но тут все понятно. Стальные муфты прочнее, жестче, долговечней и дороже алюминия, и развивают меньшую скорость из-за большего момента инерции. В остальном всё то же самое.


Видео с этими муфтами крупным планом можете найти в этом плейлисте

Лига ЧПУшников

2.1K постов12K подписчиков

Правила сообщества

никакой политики

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий
Дорогие сильфонные муфты с приваркой сильфона лазером почти не подвержены усталосному разрушению по околосварочной зоне.
раскрыть ветку (8)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Да, с дорогими сильфонными проблем нет. Но мелкий станкостроитель в последнюю очередь такую купит, однако. Пяток таких муфт - считай целый малобюджетный станок )

раскрыть ветку (7)
1
Автор поста оценил этот комментарий
В том и дело что рынок породил миллионы начинающих, соответственно закрывает их спрос ширпотребом. И наполняет интернет миллионами постов "собрал на круглых рельсах д12 стол 1200*1500мм, шпиндель 2кВт, кроме бумаги ничего резать не могу, посоветуйте что можно сделать" )))
раскрыть ветку (6)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Ну а раньше каждый второй мудила радио собирал и к батарее его прикручивал чтобы ловило лучше, или насадкой для дрели цилиндры мотора жигулей хонинговал. Я не совсем понимаю в чём тут проблема честно говоря.

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Во первых, осмотрите на свой зелёный фрезер, ответ стоит у вас в гараже.
Во вторых это лютый сарказм направленный на малолетних станкостроителей генерирующих трафик. Читать литературу и производить рассчёты им лень, спросить проще)))
В четвёртых, я тоже радио к батарее подключал, хон в моторе вобще наждачкой руками наводил. Не от хорошей жизни это было.
раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну хон в моторе ещё ладно, но радио меня точно никто делать не заставлял - просто руки деть некуда вот люди херотой всякой и занимаются, что раньше что сейчас.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Лыжную палку ртутью сейчас мало кто заливает.
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Вы про то что так якобы антенна получается? Я честно говоря такой байки не слышал сам вживую.
Ну короче мой поинт в том что я считаю что это нормально что школьники присирают коллекторные моторчики на 3д принтеры и вопрошают "ачётакова" - так было и так будет.

0
Автор поста оценил этот комментарий

Это скорее плюс. Всегда для получения единиц высококлассного продукта надо иметь большую массу середнячка, откуда он будет расти.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку