Можно ли решить проблемы с самокатчиками? Спойлер: да

На волне хайпа с самокатчиками – вопрос: есть ли способ решить проблему травматичности самокатчиков и пешеходов? По моему глубокому убеждению – такой способ есть. И возможно, эффективный.

Что сейчас делается для решения этой проблемы? Принудительно ограничивается скорость всем самокатам в местах скопления людей? А если как раз сейчас в одном из таких мест пусто – всё равно плестись 15 км/час, потому что быстрее нельзя? Но при этом в остальных местах –можно, даже если по тротуару идёт группа детей? А как быть с личными самокатами?

Итак, что можно сделать.

Первое: управление шеринговым самокатом должно быть жёстко персонализировано. Привязано к конкретному лицу. С личным самокатом это не прокатит, но тут имеется своё решение.

Второе: разрешённая скорость шерингового самоката должна напрямую зависеть от репутации самокатчика. Чем выше репутация – тем больше разрешённая скорость (в пределах разумного).

Третье: репутация самокатчика должна напрямую зависеть от стиля его вождения – это легко определить при помощи существующих сейчас датчиков: телеметрия резких разгонов и торможений, углов наклона в поворотах, резких остановок и ударов о препятствия (столб, другой самокат, прохожий). Чем резче стиль – тем медленнее растёт (или вообще не) репутация.

Проездил месяц спокойно и без происшествий? Получай в награду +5 км/час. Где угодно, даже в местах скопления людей. Встретился со столбом или пешеходом – привет, максимальные 10 км/час в ближайшие полгода. В этом случае репутацией (и разрешённой скоростью) будут дорожить как нелёгким достижением, запал «Ура, ну вот теперь погоняем!» даже за месяц растает как масло на солнце: одна ошибка, и ты снова у подножия вершины, оно тебе надо? Значительно меньше станет и любителей доверять самокат приятелям – те накосячят, тебе за их подвиги потом полгода корчить из себя черепаху на глазах у окружающих.

И регрессивные тарифы: чем меньше репа – тем дороже. И наоборот: чем выше репа – тем дешевле. Для магистров вождения поездки будут заслуженно быстрыми и дешёвыми. Для новичков – медленными и дорогими. Дорогими по деньгам, а не по состоянию здоровья окружающих. Гарантий от травм при таком подходе нет и быть не может, но разница для пешеходов есть: собьют тебя на 10 км/час или на 25 км/час – согласитесь, последствия будут разными. Шеринговым конторам опытные самокатчики очевидно будут выгоднее новичков: меньше проблем и разбирательств, меньше износ техники на резких поворотах и торможениях, реже зарядка.

Теперь про личные самокаты: всё уже украдено придумано до нас – у моноколёс в прошивке предусмотрен период обучения, когда скорость колеса принудительно ограничена вплоть до достижения некоего километража. То же самое производители могли бы сделать и с личными самокатами. Включая принудительный сброс к стартовым настройкам в случае происшествий, телеметрию стиля вождения и активную борьбу с левыми прошивками.

Кто-то наверняка спросит: а если я не виноват – попался смарт-зомби, тупил в телефон и двигался зигзагом по тротуарам? Ответ – поинтересуйтесь, каков будет удел водителя автомобиля, если ему попадётся на дороге такой дятел (спойлер: виноват-не виноват, а платить всё равно будешь, даже если пешеходного перехода не было в радиусе километра). Для автомобилистов это правило действует, почему бы ему не действовать для самокатчиков?

Не спорю, может быть, наивно. Но компоненты этого решения уже реально действуют на практике: Яндекс-Драйв регистрирует стиль вождения, у моноколёс есть период обучения в прошивке, и т. д. Как знать – может быть, такой подход позволит упростить взаимоотношения и самокатчикам с пешеходами?