Моя жизнь в ИТ #9. Любимый случай с 1С

Слукавил.


"Любимый", в кавычках.


Работал я на тот момент уже в Москве. И не просто в веб-студии, а в достаточно крупной компании, которая позиционировала себя именно как международная (ага, с офисами в Киеве и Минске) ИТ-компания, которая предоставляла весь спектр «айтишных» услуг: был тут и отдел, который занимался продажей и установкой онлайн касс и офисной периферии, отдел по продажи различного ПО, отдел интеграций всего и вся, и, конечно же, веб-отдел, в котором я и работал менеджером проектов.


Эта компания также была и крупной франчайзи 1С. Разные отделы занимались своим конкретным направлением: автоматизация, внедрение, техническая поддержка и т.д. Всё это было громоздко и неповоротливо, при этом максимально бюрократично. Моя частая задача - интеграция интернет-магазина на Битриксе с 1С (знакомо?) - могла висеть неделями в статусе "в работе" по разным причинам. При этом в половине случаях мы не могли провернуть эту интеграцию безболезненно и в срок, без жалоб клиентов - очень уж специфична задача. Проекты с такими интеграциями с 1С я пытался отдать новеньким сотрудникам, чтобы поскорее погрузить их в нашу бюрократию, дабы самому не мучаться.


В общем, началось всё с того, что к нам пришел один вкусный проект — разработать для одного крупного автомобильного бренда (далее - просто бренд) внутренний портал для его большой сети дилеров, с внушительным функционалом - начиная с оповещений о новых акциях, буклетах и новостях, заканчивая возможностью оформлять заказы на необходимые модели и сообщать, какие модели автомобилей есть, а какие в дефиците у конкретного дилера и салона.


При этом мы не очень были сильны именно в проектировании и дизайне. Руководство знало об этой проблеме и незадолго до этого проекта мы «запартнёрились» с очень крутыми креативными ребятами, которые обладали сильной компетенцией в проектировании. Они, в свою очередь, были не очень сильны именно в разработке. Такое вот win-win сотрудничество.


Они как раз и привели к нам автомобильный бренд, зная, что сами не потянут.


За неделю до встречи, бренд прислал нам основные «хотелки» и пожелания к будущей системе, чтобы ознакомится и сформулировать необходимые вопросы - стандартная практика. Проведя плотные пару дней, оценивая с дизайнером, проектировщиком и аналитиком, мы дали приблизительную оценку в районе 10 млн рублей - 6 нам на разработку, 4 — за проектирование и дизайн.


Выходило очень заманчиво, 10% с проекта идет мне, то есть я мог рассчитывать на 600 тыс. - можно просто полгода этим проектом заниматься, особо не загружая себя работой. А шанс заключения договора был чуть больше, чем 99% — как оказалось, кто-то из руководства бренда «топил» именно за нашу кандидатуру.


И вот, основательно подготовившись к первой ознакомительной встрече, несколько человек с нашей стороны и арт-директор со стороны дизайнеров прибыли в офис автомобильного бренда.


Это была одна из самых запоминающихся встреч на моей памяти. От бренда присутствовало пара молодых топ-менеджеров, сидевших с каменными лицами и отвечающими на все наши вопросы односложно, не проявляя ни малейшей заинтересованности:


— А планируется ли возможность бронирования дилерами новых моделей, которые еще не поступили в продажу?

— Нет.

— А нужно ли разграничивать права доступа для конкретного дилера, чтобы не заходили менеджеры под одной учеткой?

— Да.

— А кто будет создавать учетки? Дилер или вы?

— Мы.


И всё в таком же духе. Это было необычно, так как чаще всего на встречах просто сидишь и слушаешь, что клиенты хотят и почему. Как оказалось, это просто был мой первый опыт общения на таком уровне, в дальнейшем были похожие случаи — жесткие переговоры, оценка компетентности и всякое такое.


На деле же эти топ-менеджеры оказались приятнейшими людьми, с которыми было легко контактировать. Все последующие встречи уже были спокойней и в дружелюбной атмосфере.


В течение месяца мы обсуждали различные технические и организационные нюансы, целыми днями мучали их айтишников и менеджеров по работе с дилерами, уточняя у них «предметную область», обговаривали возможность подать от наших юр. лиц заявлений на «участие» в тендере и т.д.


На основе того огромного количества информаций, что получили от них за месяц, мы по просьбе топ-менеджеров (им нужно было хорошо защитить проект перед советом директоров и согласовать необходимый бюджет) подготовили техническую документацию и прототипы, хотя обычно мы такие вещи (даже неполные) готовим только после заключения договора, чтобы не делать бесплатной работы. Но тут мы были уверены в том, что вот-вот уже заключим договор с ними и решили пойти им на встречу.


В итоге, топ-менеджеры хорошо защищают проект перед советом директоров, выбивают бюджет и уже готовы заключать с нами договор. В конце финальной встречи, где мы уже практически всё утвердили, и осталось только подготовить документы и передать на подпись, я, складывая ноутбук и свои записи в сумку, внезапно слышу знакомое словосочетание:


— Знаете, а мы ведь можем интегрировать будущую систему с нашей 1С?


Я замер.


— В принципе, да. Но знаете, это будет очень сложная нетиповая интеграция, по объёму может выйти на пару месяцев.


— Хорошо. Но вы могли бы хотя бы оценить объем работ? Нам нужно понимать, справимся ли мы своими силами, или необходимо будет подключать кого-то еще. В договор включать не будем, просто как доп. исследование.


— Да, оценить можем. Для этого нужно посмотреть вашу 1С, какая конфигурация стоит, как вы её ведете и т.д. Предоставите тогда удаленный доступ к вашему ПК и мы всё посмотрим и оценим?


— С этим проблемы - наша служба безопасности не позволяет так делать. Давайте ваш 1С-ник просто подъедет к нам и на месте всё посмотрит.


На этом и решили.


На следующий день я создал заявку «на выезд» 1С-ника. И только спустя неделю удалось выбить «выездника». К счастью, попался хороший спец, я был наслышан о его сильной компетенции и скиллах. Назначив встречу с брендом, я провел инструктаж с 1С-ником, что клиент хочет, что нужно будет от интеграции и т.д.:


— От нас требуется только информация, можно ли интегрировать их 1С с будущей системой и насколько это будет объёмно и сложно. Делать скорее всего мы ничего не будем, — закончил инструктаж я этими словами.


Встречу я считал рядовой, а своё присутствие там необязательным, решил уделить время подготовке всех необходимых проектных документов, поэтому отправил туда своего коллегу вместе с 1С-ником. По сей день жалею об этом решении.


На следующий день я отправил все необходимые документы бренду на согласование. В ответ - тишина. Звоню - не отвечают. В течение нескольких дней - никакого ответа, полный игнор.


Странно.


Пошёл в соседнее крыло к 1С-нику, начал расспрашивать, как всё прошло, не было ли ничего примечательного. «Да нет, всё норм, 1С у них правда старая и много лишнего кода, там работы для интеграции достаточно много, часов на 400 выйдет» - будничным тоном сообщил он мне.


Странно.


Наконец, получилось дозвонится до клиента:

— К сожалению, ваш 1С-ник полностью дискредитировал вашу компанию. Мы приняли решение не рассматривать ваше участие в этом проекте. До свидания.


— О_о


Шокированный этой новостью, я побежал узнавать у своего коллеги, которого отправил на встречу, что же всё-таки произошло. Оказалось, что с их стороны тоже считали эту встречу не особо важной и отправили сидеть рядом с нашим 1С-ником девочку (похоже, обычного маркетолога).


«Охренеть, да у вас тут какой-то хлам стоит. Почему вы не используете готовую автомобильную конфигурацию 1С, что за бред? Вы в курсе, что ваша версия 1С полное говно и ее больше не поддерживают, вы чем думаете?». На эти гневные тирады девочка-маркетолог пыталась виновато улыбаться. Мой коллега пытался переводить всё в шутку и тонко намекать 1С-нику, что надо как-то потактичней выражать мысли. «Да тут вообще бардак полный, вы нахрена так ведёте свой учет, всё слетит после любого обновления, вы вообще соображаете?» - продолжал возмущаться 1С-ник на протяжении 2-3 часов.


Шок.


Если честно, мне было нелегко в это поверить. Это же как надо было наговорить, чтобы девочка-маркетолог с их стороны дала такую обратную связь топ-менеджерам, после чего бренд моментально свернул с нами всё сотрудничество после столько потраченных сил не только с нашей, но и с их стороны. Для чего все эти встречи, обсуждения. Даже наши «знакомства» не помогли.


Я до сих пор задаюсь вопросом: как можно было необязательной встречей с 1С-ником поломать всю сделку на такую сумму? А может, у автомобильного бренда были подковёрные игры и это был лишь предлог разорвать с нами еще даже не начавшиеся сотрудничество, чтобы кому-то насолить или заключить договор с «нужной» компанией?


Надеюсь, в будущем судьба сведёт меня с тем человеком, который принимал решение по этому проекту, и за кружкой пива он мне расскажет, что произошло.


Дальше - про то, как я вообще попал в менеджеры.


P.S. телеграм-канал: https://t.me/jukka_white