Моя жизнь в ИТ #3. Клиенты на всю жизнь
Моя жизнь в ИТ #1. Переезд в Москву
Моя жизнь в ИТ #2. Первая работа в Москве
Одноименная книга Карла Сьюэлла, конечно, очень крута.
Но обычно, эту фразу из заголовка я использую в качестве сарказма — «Клиент на всю жизнь - только бы не это».
За 10+ лет опыта работы со всевозможными клиентами, я обычно делю их на несколько типов. Вот основные из них:
- Клиенты, которые ничего не понимают в ИТ, но полностью доверяют тебе и команде;
- Клиенты сами из ИТ, шарят, но не пытаются советовать как надо, но при этом технически подкованы и общаться с такими одно удовольствие;
- Клиенты, которые ничего не понимают в ИТ, но у них есть друзья/родственники/начальник отдела, которые "знают, как правильно";
- Клиенты, которые ничего не понимают в ИТ, но совершено противоположного мнения о своих способностях.
С первыми двумя типами работать одно удовольствие, жаль, что они не так часто встречаются, как хотелось бы.
А вот последние два - это то, из-за чего я иногда ловлю себя на мысли, что надо бы заканчивать с «манагерством».
Характерный пример "клиент, который ничего не понимает, но знает как лучше": лет 10 назад мы пилили крутой сервис для одного клиента, что-то вроде фриланс-площадки с оповещением через смс о заказах и ответах, крутая по тем временам фича.
Нарисовали крутой дизайн, вроде как согласовали через несколько итераций правок, начали «пилить» вёрстку, и параллельно готовить движок под это дело.
В какой-то момент, клиент звонит и говорит — хочу внести изменения в дизайн. Мы такие — но вы же его согласовали уже, вам понравилось, всё ок и акты подписаны. «Окей, я готов доплатить, сделайте так, как я хочу».
В общем, оказалось, он где-то посмотрел «крутой дизайн сайта» и захотел повторить это у себя. Необходимо использовать градиент на сайте - плавный переход общего белого фона сайта к новому голубому фону «подвала» сайта. А этот голубой цвет вообще нигде на сайте не фигурировал. Меняется вся стилистика сайта, причем ужасно.
Вырвиглазно, одним словом.
На все наши уговоры, просьбы, угрозы - «хочу!» и всё. Аргументы о том, что это ужасно выглядит, будет отталкивать посетителей, лучше комплексно всё переделать и нарисовать «с нуля» с ожидаемыми новыми хотелками, да и «вообще-то мы отвечаем за качество и работать с таким проектом будет для нас больно», в ответ — ноль эмоций.
«Так, я не понял, кто тут платит вам деньги? Вот именно — я. Делайте, как говорю». И такое с ним случалось по многим моментам в течение 2-3 месяцев работы, но это стало последней каплей.
В итоге, переступаем через себя, исправляем дизайн, верстаем, доделываем часть работ по договору, и (спасибо за это нашему ген. директору) сообщаем клиенту, что дальше работать мы не будем, сославшись на упавший нам срочный проект галактических масштабов, на которые отправим все ресурсы, посоветовав обратиться к нашим конкурентам, дав визитку, с кем можно связаться (город небольшой, в основном все со всеми дружат). Он был очень удивлен, но вроде бы ушел от нас без особого негатива.
Как мне кажется, благодаря нашему ген. диру мы сэкономили себе и ресурсов и нервов в тот момент. А кажется мне так из-за того, что в дальнейшем на своем пути я встречал не раз таких людей, с которыми, в связи с определенными обстоятельствами, приходилось работать «до конца».
Ключевой урок, который я извлек из той ситуации - «не работайте с м*даками».
Эта тоже, кстати, хорошая книга.
Дальше - про других.