Моя жизнь, моя судьба (часть 6)

Осенью я стала работать на заводе, грузили картошку из буртов на машину большими вилами, были такие специальные вилы. Бурты были напротив нашего дома за речкой. Завод от колхозов принимал картошку осенью, на зиму закладывали в бурты, сначала соломой покрывали, потом засыпали землёй. Завод очень много принимал картошки. Завод назывался «крахмалопаточный», потому что делали патоку. Эту патоку в деревянные бочки заливали и отправляли в районный центр. На заводе работали посменно, в 3 смены. И вот зимой мы, молодые девушки, временно работали. Грузили картошку, картошки хватало до весны. Я точно не помню, сколько лет мне тогда было, наверное, 14-15 или 16 лет. Так я несколько зим, 2 или 3, отработала. Тогда мы стали на заводе хлеб покупать. Завод для своих рабочих построил небольшую пекарню. Зимой, когда я работала на заводе, мне разрешили покупать там хлеб.

А летом иногда ездили на заводских машинах в райцентр за хлебом. Там тоже с хлебом было не важно, очень большая очередь, стояли подолгу. Иногда не хватало, приходилось оставаться на другой день и занимать пораньше очередь. Ночевала я у тёти Зои, она мамина сестра старшая. У них было много детей, она жила с мужем. Но она была не добрая. Она наше горе не понимала. Моя мама говорила: «Когда её муж был в армии, ей много помогали, давали шерсть для детей. Тогда мы жили с бабушкой вместе, держали скотину, у нас было всё, и молоко, и мясо, яйца, хлеб. Зоя потом всё забыла, когда стала с мужем жить». Вот так бывает в жизни.

Когда я работала на заводе вечером, разбирала желоба, которые были под картошкой, таскала домой. Я из этих досок решила сделать в доме чулан, чтобы не было видно в доме вёдра помойные, чугунки и посуду, миски. Напротив печки загородила, поклеила газетой. Никто не поверит, какая я была счастливая [когда сделала такой чулан]. Потом из ольхи смастерила кровать. Кору с неё сняла, а когда высохла, она стала красная, как [будто] покрашено. В доме кое-какая кровать появилась, чулан, на полу самотканые половики, на окнах крючком связанные занавески. В доме маленько стал вид другой.

Дед Зиновий меня научил лапти плести. Мы с бабушкой ходили в лес за лыком для лаптей. И вот потом по вечерам плела лапти для себя и мамы. Сначала получалось плохо, потом научилась, даже несколько пар мама на базаре продала. Жизнь и нужда всему научат, если хочешь жить. Из своих подруг я была самая нищая, беззащитная, голодная, голая. Помогать мне некому было. Но как бы ни было тяжело, я старалась жить, выживать свои муки, не падала духом. Наверное, я была духом сильная. А, может, мне Господь помогал, давал мне силу, веру и достоинство.

Моя жизнь, моя судьба (часть 6) Истории из жизни, Судьба, Мемуары, Рукопись, Воспоминания, Воспоминания из детства, Текст, Длиннопост, Трудное детство

(одиннадцатый лист рукописи)

Отрывок из рукописных мемуаров Германовой Зои Ивановны "Моя жизнь, моя судьба". Воспоминания записаны в начале 2000 года. Текст отредактирован и опубликован её внучкой.

P.S. Зоя Ивановна жива, находится в достаточно крепком здравии и ясной памяти, в этом году справит 84-летие. Но Интернетом пользоваться не умеет.

Моя жизнь, моя судьба (часть 1)

Моя жизнь, моя судьба (часть 2)

Моя жизнь, моя судьба (часть 3)

Моя жизнь, моя судьба (часть 4)

Моя жизнь, моя судьба (часть 5)