Мой топ-10 экранизаций литературы ужасов и мистики

Сегодня хочу представить свою десятку экранизаций литературы сверхъестественного. Большинство из них входит в другие «списки лучших картин», но что поделать, если действительно стоящих киноадаптаций раз-два - и обчелся. Некоторые позиции вас удивят, но это же МОЙ топ, верно? Фильмы расставлены исключительно в хронологическом порядке, никакого деления на места нет. Присутствуют как копипасты, так и личные впечатления.

Итак, начнем.
Открывает список картина «Невинные» («The Innocents», Великобритания, США, 1961 г.) режиссера Джейка Клейтона по повести Генри Джеймса «Поворот винта». А точнее - по пьесе Уильяма Арчибальда «Невинные», основанной на вышеназванном произведении.

Мой топ-10 экранизаций литературы ужасов и мистики Экранизация, Кинематограф, Мистика, Ужасы, Длиннопост

Сюжет фильма в целом аналогичен сюжету повести: молодая и неопытная гувернантка мисс Гидденс(Дебора Керр) приезжает в старинное поместье, чтобы присматривать за двумя совершенно прелестными, на первый взгляд, детьми — мальчиком Майлзом и девочкой Флорой. Очень скоро мисс Гидденс начинает замечать что-то неладное в их поведении, а затем череда странных событий приводит ее к мысли о том, что в доме, вполне возможно, обитают призраки, которые хотят во что бы то ни стало добраться до вверенных ей детей.
В простом сюжете при ближайшем рассмотрении обнаружится двойное дно, и, какое из них более настоящее, возможно, так и останется для зрителя загадкой. Фильм эффектно балансирует на грани мистики и психологии, оставляя открытой обе интерпретации — реалистическую и сверхъестественную.

«Логово дьявола» («The Haunting», США, 1963 г.)
Фильм снят режиссером Робертом Уайзом по одноименной повести писательницы Ширли Джексон.

Мой топ-10 экранизаций литературы ужасов и мистики Экранизация, Кинематограф, Мистика, Ужасы, Длиннопост

Доктор Джон Марквей (Ричард Джонсон), исследователь паранормальных явлений, приглашает нескольких человек с экстрасенсорными возможностями провести несколько дней в огромном и зловещем Доме на Холме (Hill House), где, по слухам, обитают
призраки . Его предложение принимают две девушки — Элеонор Лэнс (Джули Харрис) и Теодора, (Клер Блум) а также Люк Сэндерсон (Расс Тэмблин), потенциальный наследник дома.
Так же, как и в «Невинных», в «Призраке дома на холме» нет ни капли крови, ни одного призрака или привычных сейчас «бу-эффектов», а атмосфера ужаса и страха достигается с помощью операторской работы, актерской игры, мастерского владения черно-белой пленкой. Фильм плавно наращивает напряжение, не пытаясь поразить талантами специалистов по 3D-графике, полагаясь лишь на доступные на тот момент приемы. И, надо сказать, режиссеру это удалось. Одноименный ремейк 1999 года являет собой вакханальный балаган с летающими костями и обезглавливанием, и успеха у критиков и зрителей не снискал.

«Вий» (СССР, 1967 г.)
Первый советский фильм ужасов был снят молодыми режиссерами Константином Ершовым и Георгием Кропачевым по одноименной повести Николая Гоголя.

Мой топ-10 экранизаций литературы ужасов и мистики Экранизация, Кинематограф, Мистика, Ужасы, Длиннопост

Однажды ночью бурсак Хома Брут (Леонид Куравлёв), избил ведьму , после чего она умерла и обратилась в очаровательную девушку. Вскоре его вызывают читать Псалтирь в течение трёх ночей у гроба молодой панночки (Наталья Варлей), которая оказывается той самой ведьмой, желающей теперь отомстить Хоме. Отец панночки пообещал выполнить предсмертную просьбу дочери. Он ставит Хому перед выбором: если семинарист доведёт обряд до конца — его ожидает щедрая награда; если же Хома попытается увильнуть — он будет жестоко наказан. Хоме предстоит молитвами три ночи обороняться против разной нечисти: покойной панночки-ведьмы, упырей , вурдалаков и самого ужасного Вия.
Фильм, как, соответственно, и первоисточник, основан на народных преданиях, образы и сюжеты которых навеяны языческими верованиями и являются отражением взаимоотношений человека с Природой. Это уже не первобытный страх перед неизвестным, но что-то не менее пугающее. Ибо память генетическая помнит все. Прибавьте к этому великолепную актерскую игру, блестящую операторскую работу - чего стоят одни "кружения" камеры вокруг гроба в церкви, - умело создаваемую крадучую, липкую атмосферу ужаса - и вы получите ответ, почему «Вий» стал классикой советского кинематографа. В советском прокате 1968 года фильм занял символическое 13-е место.

«Ребенок Розмари»(«Rosemary's Baby», США, 1968 г.)
Фильм Романа Полански по одноименному роману Айры Левина повествует о молодой семье, Розмари (Миа Фэрроу) и Гае (Джон Кассаветис) Вудхаусах, переехавших в Нью-Йорк. Их соседи уж очень активно навязывают свою дружбу, а Розмари со временем становится уверена, что забеременела от самого Дьявола...

Мой топ-10 экранизаций литературы ужасов и мистики Экранизация, Кинематограф, Мистика, Ужасы, Длиннопост

Полански изощренно нагнетает напряжение в фильме параллельно с биологическими изменениями внутри организма Розмари, разрождаясь в итоге устрашающим финальным твистом. Ему удалось до самой развязки соблюсти интригующую двусмысленность: фильм показан исключительно через призму восприятия Розмари, а значит, действительно, многое из происходящего могло быть всего лишь ее паранойей, вызванной беременностью.

«Изгоняющий дьявола» («The Exorcist», США, 1973 г.)
Фильм Уильяма Фридкина по одноименному роману Уильяма Питера Блэтти.

Мой топ-10 экранизаций литературы ужасов и мистики Экранизация, Кинематограф, Мистика, Ужасы, Длиннопост

12-летняя девочка Риган МакНил (Линда Блэр) оказывается подверженной страшным приступам неадекватного поведенмя и ярости. Врачи тщетно пытаются поставить диагноз, но состояние девочки хуже с каждым днём.
Фильм действительно страшный. Даже через 45 лет. Об этом говорит хотя бы тот факт, что юная Линда Блэр прошла перед съемками медицинское обследование, а на площадке дежурили несколько врачей. «Изгоняющий дьявола» давно стал культовым фильмом жанра «хоррор" и постоянно входит в многочисленные рейтинги всевозможных изданий и ресурсов. Его влияние на жанр вряд ли можно переоценить. Спецэффекты, актерская игра, операторская работа достойны самых высоких похвал. Больше, пожалуй, добавить нечего.

«Сияние» («The Shining», США, Великобритания, 1980 г.)
Наверное, ни один топ хоррор-фильмов не обходится без этого шедевра Стэнли Кубрика по одноименому роману Стивена Кинга.

Мой топ-10 экранизаций литературы ужасов и мистики Экранизация, Кинематограф, Мистика, Ужасы, Длиннопост

Завязка сюжета картины схожа с книжной: писатель Джек Торранс (Джек Николсон) вместе с женой Венди (Шелли Дюваль) и сыном Денни (Денни Ллойд) заезжает на зиму в отель "Оверлук", рассчитывая поработать над новым романом. Один из предыдущих смотрителей, не выдержав пятимесячного заточения, убил свою жену и двух дочерей, но на Джека это не производит особого впечатления...
Фактически Кубрик снял фильм по мотивам романа, а не экранизацию, практически полностью переделав основную часть фильма и концовку, отчего Стивен Кинг рассорился с ним и отказался участвовать в рекламной кампании. Но гений Кубрика никуда не делся, проявившись в традиционном для него построении кадра, тяге к идеальному дублю, зловещем саундтреке, «пролетах» «Стедикама» по коридорам отеля и режиссерском видении первоисточника. «Сияние» пугает, но пугает по-своему, обращаясь, если копнуть глубже, к излюбленной теме Стэнли - безысходности и беспощадности фатума. Кто-то видит в фильме аллюзию на Холокост, кто-то - «признание» Кубрика в мистификации съемок американских астронавтов на Луне, кто-то уверен, что мэтр просто «прикололся», и не думая создавать фильм ужасов. Но он сам не уставал повторять: в его картинах нет скрытого смысла, каждый видит то, что наиболее близко ему.

« Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей » (СССР, 1981 г.)
Фильм Игоря Масленникова по одноименной повести Артура Конан Дойла.

Мой топ-10 экранизаций литературы ужасов и мистики Экранизация, Кинематограф, Мистика, Ужасы, Длиннопост

Доктор Мортимер (Евгений Стеблов) рассказывает Шерлоку Холмсу (Василий Ливанов) и доктору Ватсону (Виталий Соломин) легенду о собаке, «адской гончей», несколько столетий преследующей род Баскервилей и сообщает о таинственной смерти сэра Чарльза Баскервиля — хозяина поместья Баскервиль-Холл. Мортимер обеспокоен за Генри Баскервиля, племянника и единственного наследника Баскервиль-Холла, только что прибывшего из Канады. Он просит Холмса и Ватсона защитить сэра Генри и найти объяснение легенде.
Спустя 35 лет от торфяных болот через экран телевизора все еще веет сыростью и унынием, а атмосфера некоей мистической тайны и не думает улетучиваться все эти годы, несмотря на давно всем известный, отнюдь не сверхъестественный, финал. Думаю, лучшего «знака качества» для неувядающей советской классики не найти.

«Нечто» («The Thing», США, 1982 г.)
Фильм Джона Карпентера по рассказу Джона В. Кэмпбелла «Кто идет?»

Мой топ-10 экранизаций литературы ужасов и мистики Экранизация, Кинематограф, Мистика, Ужасы, Длиннопост

Работники американской полярной станции впускают в загон собаку, которые пытались убить коллеги-норвежцы, но погибли при этом сами. Удивленные поведением норвежцев, пилот вертолёта Ар Джей Мак-Риди (Курт Рассел) и доктор Коппер (Ричард Аллен Дайсарт) отправляются на норвежскую полярную станцию. Они находят там покончившего с собой полярника, ледяную глыбу, из которой что-то было извлечено, и полусожжённые останки, внешне напоминающие человеческие. Вечером собака норвежцев начинает превращаться в чудовище, которое пожирает других собак.
Фильм, как и рассказ, исследует параноидальный страх перед неизведанным, доведенный почти до абсолюта. Затерянная во льдах полярная станция, чудовище, принимающее форму любого живого существа... Кто все еще человек, а по кому соскучился огнемет? Помощь извне лишь навредит, и полагаться можно лишь на себя. Докажи, что ты человек.

«Другие» («The Others», США, Италия, Франция, Испания, 2001 г.)
Фильм Алехандро Аменабара по мотивам повести Генри Джеймса «Поворот винта».

Мой топ-10 экранизаций литературы ужасов и мистики Экранизация, Кинематограф, Мистика, Ужасы, Длиннопост

Красавица Грейс (Николь Кидман) увозит своих больных детей в особняк на одном из островов у побережья Англии, чтобы дождаться окончания Второй мировой войны.
Ее дочь и сын страдают странным заболеванием: они не выносят прямого дневного света. Когда в доме появляются трое новых слуг, они должны выучить жизненно важное правило: все комнаты всегда должны быть в полумраке, нельзя открывать дверь, пока не заперта предыдущая.
Роскошный мистический триллер, в чем-то схожий с «Невинными», но трактовка происходящих событий в нём однозначная и не оставляет намеков на двусмысленность. Какая же именно - лучше посмотреть самим, но не спойлерить заранее. От повести, можно сказать, не осталось почти ничего, но я все же решил включить картину в список. Если вы ищете историю о привидениях без дешевых пугалок, кровавых сцен, не очень умных персонажей, но при этом пропитанный атмосферой неизвестности, кадрами, которые можно смело переносить на холст, небанальным сюжетом, то «Другие» - ваш выбор.

«Женщина в черном» («The Woman in Black», Великобритания, Канада, Швеция, 2012 г.)
Фильм Джеймса Уоткинса по одноименному роману Сьюзанн Хилл.

Мой топ-10 экранизаций литературы ужасов и мистики Экранизация, Кинематограф, Мистика, Ужасы, Длиннопост

На дворе — конец девятнадцатого века. Молодой лондонский юрист Артур Киппс (Дэниел Рэдклифф) вынужден оставить своего 4-летнего сына и отправиться в уединенную северную деревушку, чтобы составить реестр документов скончавшегося хозяина поместья Ил Марш. Пообщавшись с негостеприимными местными жителями, он начинает понимать, что над деревушкой нависла тень мрачной тайны. Когда же рядом со старым кладбищем ему на глаза попадается загадочная женщина, одетая в черное, это малозначительное происшествие знаменует начало череды смертей в семьях обитателей деревни.
Может быть, «Женщина в черном» не так «глубок», как предыдущий фильм, но мрачная картинка, тоскливо-угрюмая атмосфера и неплохой саспенс прилагаются. Любителям классических историй о привидениях с старыми домами и неизбежным роком должно понравиться.

Что можно сказать в итоге? Создание действительно хорошей экранизации книги, какого бы то ни было жанра, задача отнюдь не тривиальная. А жанр ужасов, наверное, один из самых сложных в этом плане. Испортить даже хорошую историю не так уж трудно. К счастью, не всем это удаётся.