Мой самый странный экзамен.

Экзамен, который я, наверное, никогда не забуду, случился у меня на зимней сессии второго курса.

Но сначала предыстория - это важно.
Учился я в Ярославском Государственном Театральном Институте.
Многие студенты театральных вузов подрабатывают ведущими или аниматорами на всяких корпоративах/свадьбах/юбилеях/похоронах и проч. Я не был исключением.
И вот, однажды, мне предложили подработать в другом городе - Костроме. Деньги обещали неплохие (для студента вообще любые деньги - неплохие), транспорт туда-обратно, в общем всё как надо. Я, естественно, согласился. То, что на следующий день у меня был экзамен меня не смущало. От Ярославля до Костромы - 85 км, выезд рано утром, работы там часа на два, значит где-то после обеда я уже буду дома, успею повторить, что нужно, а в целом - я был готов.
Утром, в назначенный час я пришёл к месту сбора, где нас уже ждал автобус. То есть должен был ждать автобус, а ждал старенький раздолбанный РАФ. Но зато, выяснилось, что я еду не один - со мной ехали ещё двое третьекурсников из нашего института. Ну и хорошо, не так скучно будет. Кроме того, в автобусе уже щебетала стайка девочек из какого-то танцевального коллектива. Мы погрузились, РАФик кашлянул, чихнул, натужно загудел, и мы тронулись.

Первая неприятность обнаружила себя на половине пути. Выяснилось, что рабочих мест там всего два, а едет нас трое. Но ничего, подумали мы, приедем - разберёмся.
И вот мы въехали в Кострому. Проехали Кострому. Выехали из Костромы. И мы задались вполне логичным вопросом - а куда мы, собственно, едем?
Тут выяснилась вторая неприятность, намного более серьёзная, чем первая. Как оказалось, кто-то что-то перепутал, и едем мы не в Кострому, а в г. Шарья, Костромской области, что в трёхстах с лишним километрах от самой Костромы, и уже почти на границе с областью Кировской. Более того, едем мы не в сам город, а на какую-то турбазу за городом, где какой-то дядька отмечает сегодня своё 50-летие.

Не сказать, чтоб эта новость сильно нас обрадовала, но что делать - назвался груздем - полезай в кузов. Шарья, так Шарья.

Начало смеркаться (а выехали мы, напомню, утром). Вдоль дороги, тёмными, хмурыми стенами вставали высоченные ели. Похолодало. РАФик начал глохнуть с завидной регулярностью - через каждые 30-40 минут пути. Пока водитель приводил его в чувство, мы, ёжась от холода, вываливались на обочину, и гадали, сколько же ещё нам ехать до этой самой Шарьи. Откуда-то из глубины леса, из-за ёлочной стены, доносился едва различимый волчий вой. А может он нам просто почудился...
И, наконец, спустя почти 12 часов (вместо положенных гугл-мапсом шести) мы приехали. Договорились, что ребята идут работать, а я, приютившись в углу какой-то раздевалки, принялся усиленно освежать в своей памяти лекции по истории зарубежного театра (благо учебник и конспекты я взял с собой).
Спустя пару часов, ребята вернулись и мы стали думать, как же нам вернуться обратно, в Ярославль, и, желательно, по-быстрее. Возвращаться на РАФике отчаянно не хотелось, ибо это чудо прибалтийского автопрома еле-еле доехало сюда, и хватит ли его ещё и на обратный путь - совершенно неизвестно. К тому же я понимал, что такими темпами, на экзамен я точно опоздаю. Дело шло к полуночи. Нужно было что-то решать.
И когда нам уже начало казаться, что всё тщетно, и иного способа вернуться домой, кроме как в РАФике - нет, к нам на помощь пришёл фокусник. Самый настоящий фокусник, по имени Эдуард. Эдуарда, как и нас, зачем-то занесло в эту глушь тоже из Ярославля. Правда, занесло его, в отличии от нас, на собственном Лэндкрузере. Эдуард великодушно согласился довезти нас, мы радостно запрыгнули на заднее сиденье, и, держа на руках клетки с голубями и кроликами, умчались из Шарьи.
Обратная дорога пролетела почти незаметно. Может, это потому, что Тойота может ехать несколько быстрее РАФа, а может, потому что я спал. Так или иначе, около шести утра мы были в Ярославле.
Добравшись до дома, я выпил чашки три кофе, ещё раз пролистал конспекты, и к десяти утра побрёл на экзамен.
Вытянув билет, я решил, что первому рваться в бой и ложиться грудью на амбразуру - глупая затея, и лучше подождать, пока пройдёт основная масса отвечающих, экзаменатор устанет и не будет сильно придираться к моим несовершенным познаниям в области европейской классической драматургии.
Так я и сделал. Отвечать я пошёл, когда в аудитории, кроме меня, осталось только двое моих однокурсников, придерживающихся, видимо, той же стратегии.
Я уселся напротив преподавателя, и принялся довольно уверенно повествовать о Кальдероне, Лопе де Вега и прочих мастерах пера, чьими стараниями, XVI век стал "Золотым веком" в Испании. Но в самый ответственный момент педагог остановил меня:
- Всё хорошо, я вижу, что вы знаете. Но вы слишком пространно формулируете свои мысли. Не растекайтесь мыслью по древу, формулируйте чётче.
Вот блин, подумал я. Приехал бы ты сегодня в шесть утра из Шарьи, посмотрел бы я, как ты бы формулировал. Я попробовал собрать мысль и придать ей какие-то более конкретные очертания. Но тщетно. Мысль никак не хотела собираться, а наоборот, по-прежнему растекалась, затекала в самые укромные уголки моего мозга и норовила улечься там по-удобней и уснуть.
- Так. Всё ясно. Ваня, Денис, - обратился преподаватель к моим однокурсникам, - Позвольте мне использовать вашу грубую физическую силу?
У тех глаза по пять рублей.
- Сейчас вы возьмёте вашего товарища, и вынесете из аудитории.
- Как?!

- Очень просто. Физически. А вы, - обращаясь ко мне, - если успеете сформулировать то, что хотели сказать, пока они вас не вынесут - получите оценку. Нет - придёте на пересдачу.
Эти два лба подходят ко мне, берут под белы рученьки, и тащат прочь из аудитории. Я упираюсь, брыкаюсь, лягаюсь, и уже буквально ору, что золотой век - это пожалуй, лучшее, что случилось с испанской культурой за всю историю её существования. Препод ржёт.

Несмотря на все старания моих "товарищей", я успел сформулировать свой ответ. Преподаватель с довольной улыбкой вывел "отл." в моей зачётке. И я со спокойной душой отправился домой. Спать.