Мотоциклетные части немецкой мотопехоты
Автор: Виталий Илинич.
Немецкие мотоциклисты… Один из ярчайших символов «Блицкрига», вездесущие и молниеносные, с закатанными рукавами, пылезащитными очками, автоматами МП-40 и пулеметами на колясках, причем сидящий в коляске еще обязательно играет на губной гармошке. Образ яркий, но о мотоциклистах он нам почти ничего не говорит. Какие части из них формировались, какие у них были задачи, как они себя показали и куда потом делись – все эти вопросы остаются открытыми. Интересовали эти вещи и меня, поэтому я решил разобраться в вопросе и поведать вам.
Так кто же такие эти немецкие мотоциклисты, сколько их было в дивизии и зачем они нужны? Разумеется, мотоциклистов много «разновидностей», это и связные, и различные посыльные, и разведчики-скауты – такие роли мотоциклистов обычному читателю вполне понятны. Однако в разных описаниях сражений, особенно начального периода войны, мы встречаем довольно крупные мотоциклетные подразделения, которые действуют на острие наступления и не только не чураются вступать в бой, но и как будто для этого и предназначены! Не очень-то похоже на связных и разведчиков.
Мотоциклист СС-овец. Судя по используемому мотоциклу-одиночке, это какой-нибудь связной или посыльный
Изучение штатов немецких танковых дивизий показало, что в них до 1942-го года, а кое-где и после, содержалось приличное количество именно боевых мотопехотных частей на мотоциклах: рот и даже целых батальонов, более того, в самом начале войны, в сентябре 39-го, мотоциклисты порой составляли вообще примерно половину мотопехоты танковой дивизии. В первой, второй и третьей танковых дивизиях на тот момент было всего по три мотопехотных батальона, один из которых был на мотоциклах, а в двух оставшихся (на автомобилях) также имелось по одной мотоциклетной роте! В итоге количество пехотных рот на мотоциклах было больше, чем рот на автомобилях – пять против четырех. Разумеется, в батальоне есть не только пехотные (они назывались «стрелковыми») роты, но также и пулеметная, и тяжелая (тяжелого вооружения), и если считать полностью все, то, конечно, «автомобильные» роты свое наверстают. С другой стороны, в дивизиях были и разведбатальоны, имевшие в составе одну мотопехотную (разведывательную) роту на мотоциклах. В общем, в 1939-м году количество мотоциклистов в танковых дивизиях впечатляло.
Мотоциклист 11-й танковой дивизии на привале. На заднем плане легкие танки Pz.II
К началу французской кампании в мае 1940-го произошли некоторые изменения, в дивизиях стало больше мотопехоты – в мотопехотном полку теперь было три батальона на грузовиках (вместо двух до этого), четвертым батальоном мотопехотной бригады (не в составе полка) был мотоциклетный, при этом в составе батальонов на грузовиках сохранялась рота на мотоциклах. Однако нельзя сказать, что штат был един – четыре танковых дивизии из десяти не имели мотоциклетного батальона (все четыре батальона были автомобильными, в составе двух полков), да и в некоторых батальонах на грузовиках все роты были автомобильными. Девятая танковая, например, вообще не имела мотоциклетных рот в мотопехотной бригаде (правда имела разведывательный полк с мотоциклетным батальоном – рудимент «легких» дивизий). Тем не менее, в большинстве дивизий сохранялись мотоциклетные пехотные роты и батальоны, в некоторых (как, например, в 1-й, 2-й, 3-й и 5-й) такие роты были в больших количествах.
К началу лета 1941-го в очередной раз произошли изменения, но теперь разница в построении мотопехотных полков и батальонов в танковых дивизиях практически исчезла. Мотопехотная бригада танковой дивизии теперь состояла из двух полков по два батальона на грузовиках в каждом (одна рота одного батальона в большинстве дивизий была на БТР) и одного батальона на мотоциклах, помимо этого, одна мотопехотная рота на мотоциклах имелась в разведывательном батальоне. Мотоциклетные роты полностью исчезли из батальонов на грузовиках.
Это был, можно сказать, последний год массового применения мотоциклистов целыми батальонами в составе мотопехотной бригады. В следующем году, из-за больших потерь и выявившейся неэффективности мотоциклистов в этой роли, оставшиеся мотоциклетные батальоны были объединены с разведывательными батальонами и встали на их место. Теперь мотопехотных рот на мотоциклах в составе мотопехотных полков и бригад танковых дивизий Вермахта не было, и они ничем не были заменены. Количество мотопехотных батальонов танковой дивизии сократилось с пяти до четырех. В боевых частях СС штаты несколько отличались, но СС – это тема для отдельной большой работы.
На мотоциклах можно перевозить и грузы, а некоторые тяжелые мотоциклы, такие как BMW R75 и Zundapp KS750, могли тянуть небольшой прицеп
Итак, с сентября 1939-го, примерно до середины 42-го в танковых дивизиях имелись крупные мотоциклетные формирования (батальоны), а до 41-го года также и некоторые роты в «обычных» мотопехотных батальонах были на мотоциклах. Зачем же нужны мотоциклисты и в чем их преимущества? Одним из важнейших преимуществ на момент создания немецких подвижных соединений (первые три танковых дивизии Вермахта были сформированы в конце 1935-го года, еще две – в конце 1938-го) была доступность мотоциклов как транспортного средства. Германия была очень «мотоциклетной» страной, и можно было не только легко сформировать мотоциклетные батальоны, но и без особенных проблем заменять вышедшие по разным причинам из строя мотоциклы.
Однако, помимо дешевизны, у мотоциклистов было второе важное преимущество – скорость. Маршевая скорость мотоциклетных частей: 40 км/ч - существенно превышала аналогичный показатель у автомобильного транспорта (порядка 25 - 30 км/ч), это не говоря уж о том, что в случае острой необходимости мотоциклы с колясками могли ехать и с большими скоростями – 50, даже 60 км/ч, максимальная же скорость самого массового мотоцикла с коляской в Вермахте (BMW R12 мощностью 20 л.с.) была 85 км/ч, но понятное дело, что с максимальной скоростью они маршем ехать не будут. Позже, в 41-м году, появились более мощные модели мотоциклов, такие как BMW R75 и Zundapp KS750, имевшие дополнительный привод на колесо коляски для повышения проходимости. Они были и несколько более скоростными, по крайней мере в требованиях указывалось 85 км/ч как скорость длительного движения по шоссе с твердым покрытием, но я сомневаюсь, что где-то на Восточном фронте такую скорость можно было всерьез развить, кроме как на спор.
Мотоциклист разведывательного батальона 24-й танковой дивизии Вермахта во время наступления на Сталинград
Не менее важным для обеспечения маневра будет и масса транспортного средства. Мотоцикл легче легкового автомобиля, и уж тем более грузовика, для него проще найти или организовать переправу, а значит мотоциклетные части меньше стеснены в маневре этим фактором.
Такие существенные отличия в способности к маневру привели к тому, что мотоциклисты стали разведчиками и передовыми частями в прорывах. Логично, что когда оборона противника прорвана, и сопротивления почти нет, требуется проникнуть насколько возможно глубоко и занять необходимые позиции, в частности переправы и мосты, а также узлы дорог, до того, как туда подоспеют спешно перебрасываемые части противника. Более того, занятие переправ и организация плацдармов настолько важны, что передовые части могут пытаться захватить их даже ценой больших потерь, в особенности, когда в силу своей высокой подвижности пехотные роты на мотоциклах оторвались не только от основных сил дивизии, но и от роты тяжелого вооружения своего же батальона (непосредственно на мотоциклах передвигаются пехотные взводы, взводы станковых пулеметов и легкие 50-мм минометы, а более тяжелые части мотоциклетного или разведывательного батальона – саперы, противотанковые пушки и 81-мм минометы, а также 75-мм пехотные орудия движутся уже на грузовиках). Промедление может быть подобно смерти, и порой передовым частям приходится атаковать чуть ли не в стиле людской волны, так как при попытке подождать свою роту тяжелого вооружения или главные силы дивизии можно «дождаться» до уничтожения моста или просто усиления противником угрожаемого направления, внезапная же массовая атака пехоты может принести успех против не ожидающего такого в глубине обороны противника.
Автомобиль Крупп «Протце» (6х4) буксирует 37-мм пушку. В те времена автомобили с колесной формулой 6х4 уже считалась «внедорожными». Такие автомобили использовались и в тяжелых ротах мотоциклетных батальонов
Однако в маневренном сражении в глубине обороны мотоциклетные части используются далеко не только как передовые отряды. Высокая мобильность позволяет использовать их в качестве флангового прикрытия, при преследовании отступающего противника, поиска разрывов в его построении, а в некоторых случаях также для охвата, обхода и воздействия на тыл частей, атакуемых основными силами с фронта.
Не менее важна подвижность и в обороне. В случае, если атакует противник, а подвижные соединения срочно перебрасываются своим ходом для запечатывания прорыва, первыми скорее всего прибудут мотоциклисты. Скорость, с которой мотоциклисты могут переходить от марша к бою и обратно, позволяла использовать их также в качестве арьергардных частей (не стоит думать, что мотоциклисты сражались прям с мотоциклов — для боя им обычно нужно было спешиться, и бой они вели пешком). В целом, любое мероприятие, которое требует очень быстрого проведения, это вотчина мотоциклетных частей мотопехоты. Во многом по своим задачам они сходны с разведывательными батальонами, что оказало влияние на их дальнейшую судьбу.
Давайте же рассмотрим, что представляли из себя мотопехотная рота и батальон на мотоциклах летом 1941-го. Я не стал рассматривать в статье все штаты всех лет, это слишком много лишней информации, скажу только, что в предыдущие годы в мотоциклетном отделении мог быть как один пулемет, так и два пулемета (а в роте, соответственно, либо 9, либо 18), но в 41-м для всех танковых дивизий уже использовался один штат мотоциклетной роты с двумя пулеметами в отделении (один штат и для рот мотопехотного батальона на мотоциклах, и для мотоциклетных рот разведывательного батальона). Штат мотопехотной роты на мотоциклах от 01.02.1941-го подразумевал наличие штаба, трех взводов мотоциклистов-стрелков, отделения станковых пулеметов и тылов. Все эти люди были вооружены в общей сложности 18 ручными и двумя станковыми пулеметами, а также тремя 50-мм минометами (разумеется, у них было и личное оружие: карабины, пистолет-пулеметы у командиров отделений и взводов, пистолеты). Все «боевые» части роты передвигались на мотоциклах, а штаб и тылы – на автомобилях (легковых и легких полуторатонных грузовых).
Легкий грузовой автомобиль буксирует 75-мм пехотное орудие
Мотоциклетный батальон мотопехотной бригады танковой дивизии Вермахта 1941-го года состоял из трех мотоциклетных пехотных рот указанного выше штата, пулеметной роты и роты тяжелого вооружения. Пулеметная рота насчитывала восемь тяжелых пулеметов (так в Вермахте назывался станковый вариант единого пулемета МГ-34 и МГ-42) и шесть 81-мм минометов. Тяжелые пулеметы перемещались на мотоциклах, а штаб, минометы и тылы – на легковых и легких грузовых автомобилях. Рота тяжелого вооружения состояла из штаба, взвода из трех 37-мм противотанковых орудий, взвода из двух 75-мм пехотных орудий и взвода саперов. Вместе все оружие батальона насчитывало 58 легких пулеметов, 14 тяжелых (станковых), девять 50-мм минометов, шесть 81-мм минометов, три 37-мм противотанковых пушки и два 75-мм пехотных орудия. По вооружению мотопехотный батальон на мотоциклах был практически идентичен батальону на автомобилях. Передвигалась «тяжелая» рота на легковых и легких грузовых машинах, а во взводе саперов имелись уже грузовые машины потяжелее – двухтонные и трехтонные (грузоподъемность, а не масса). Эта существенная разница в средствах тяги и приводила к ситуации, при которой легко вооруженные мотоциклисты с пулеметами и 50-мм минометами отрывались от своего тяжелого вооружения, движимого грузовиками.
Какие же были слабые стороны мотоциклетных частей? В основном все недостатки этих частей были связаны с их транспортными средствами. Например для перевозки пехотной роты требовалось намного больше мотоциклов, чем грузовых автомобилей или БТР-ов, что, вместе с высокой скоростью марша (а чем выше скорость марша, тем больше расстояние между транспортными средствами в колонне), приводило к очень большому растягиванию колонны мотопехотной роты на мотоциклах – длина колонны доходила до трех километров, существенная неприятность, когда приходится внезапно вступать в бой.
Одним из важнейших недостатков мотоцикла как транспортного средства является его невысокая проходимость. Пусть многим кажется, что мотоцикл в крайнем случае можно вытащить из грязи на руках, хотя мотоцикл с коляской массой более 400 кг так просто на руках-то не вытащить, а груженый оружием и боеприпасами тем более, намного важнее будет то, как долго он может передвигаться до того, как его нужно будет вытаскивать. И здесь во многом автомобили оказывались выгоднее. Пока действовать удавалось в сухую погоду и на удобной местности, мотоциклисты неслись вперед, поднимая пыль, но как только проходили дожди, снег или в межсезонье, движение на мотоциклах становилось затруднительным намного раньше, чем движение на грузовиках, тем более полноприводных. Внедорожных шин, сравнимых с современными, тогда еще не было, а тяжелые мотоциклы Zundapp KS750 и BMW R75 вообще рассчитывались на использование автомобильных шин и цепей противоскольжения для повышения проходимости. Появление этих «внедорожных» мотоциклов с понижающим рядом трансмиссии и дополнительным приводом на колесо коляски (у обычных мотоциклов с коляской привод только на заднее колесо мотоцикла) несколько улучшало положение, но рано или поздно и они утопали в грязи, которую грузовые автомобили со значительно большим клиренсом и размером колес все еще могли преодолеть. Опять же, некоторые особо сложные внедорожные участки крепкий грузовик с высоким клиренсом может преодолеть, просто проскочив на скорости. На мотоцикле каждая такая попытка может стоить жизни или серьезной травмы. Стоит ли говорить, как часто на Восточном фронте встречались неподходящие для мотоциклистов участки местности или погодные условия…
Судя по количеству толкающих мотоцикл бойцов, «вытащить на руках» застрявший мотоцикл не так-то просто
Еще одной проблемой была невозможность усилить вооружение батальона на мотоциклах. Разумеется, ничто не мешало придать батальону дополнительные орудия и минометы, вот только перевозиться или буксироваться они будут грузовыми автомобилями или полугусеничными тягачами, а значит в хороших погодно-дорожных условиях начнут отставать от мотоциклов, и мотоциклисты останутся опять со своими пулеметами и легкими минометами, а в плохих – наоборот, отстанут уже мотоциклы.
Все это, а также большие потери мотоциклетных рот в тяжелых сражениях кампании 41-го года, привело к тому, что в 1942-м году мотоциклетные батальоны были выведены из мотопехотных бригад, объединены с разведывательными батальонами, которые тоже имели, среди прочего, мотоциклетные пехотные роты, и встали на их место. Это привело к росту количества мотоциклетных рот в разведывательном батальоне с одной в 41-м до двух-трех в 1942-м. Что интересно, несмотря на новое место и роль в дивизии, большинство мотоциклетных батальонов сохранили название Kradschuetzen-Bataillon (Крадшютцен-батальон - мотоциклетный стрелковый батальон), хотя фактически они уже являлись Aufklaerungs-Abteilung (Ауфклэрунгс-абтайлунг - разведывательный батальон, такое называние они в итоге и получили в 1943-м) – в их состав входили роты разведывательных бронеавтомобилей, разведывательные мотопехотные роты на БТР и прочие части, «доставшиеся» от разведывательного батальона. Некоторая комичность ситуации заключалась в том, что «мотоциклетный» батальон в 1942-м году мог не иметь вообще ни одной роты на мотоциклах, как, например, мотоциклетный батальон дивизии «Великая Германия», который имел роту разведывательных бронеавтомобилей, разведывательную мотопехотную роту на легких БТР (Sd.Kfz 250), две разведывательных мотопехотных роты на легковых автомобилях Фольксваген и роту тяжелого вооружения. Вот такой вот получился мотоциклетный батальон без мотоциклетных рот. Со временем и в других дивизиях мотоциклетные роты стали выводиться из разведывательных батальонов или переводиться на внедорожную технику, но разведывательные батальоны – это тема для отдельной статьи.
Полугусеничный «мотоцикл» Kettenkrad, в отличие от обычного мотоцикла, не только хорошо сам ехал по бездорожью, но и мог помочь вытащить застрявший грузовик
Разумеется, не стоит думать, что мотоциклисты вообще исчезли из частей. Помимо пехотных частей на мотоциклах, имелись мотоциклы (с колясками и без) и у связных, посыльных, некоторых разновидностей разведчиков (разведывательный взвод мотопехотного полка, например), а также при штабах взводов, рот (в том числе танковых), батальонов (в том числе танковых), полков, бригад и дивизий. Их никак не затронули манипуляции с батальоном мотоциклистов. Однако постепенно и этих людей начали переводить на другую технику. В 1944-м году, особенно в частях, имеющих технику повышенной проходимости, например полугусеничные БТР, разведвзводы мотопехоты и посыльные со связными теперь ездили на полугусеничных «мотоциклах» Kettenkrad, которые могли поспорить в скорости с легковым автомобилем, а в проходимости – с полугусеничным тягачом. Собственно, Кеттенкрад (полностью Kettenkraftrad – дословно «гусеничный мотоцикл») и был полугусеничным тягачом, только очень маленьким. Такая техника позволяла всем этим людям, чья работа и подвижность очень важны для успеха дивизии, не отставать в сложных условиях погоды и местности.
Немецкие мотоциклисты закономерно стали символом «Блицкрига». Быстрые и высокомобильные, они неслись на острие в наступлении, и первыми прибывали для контратаки в обороне, однако сложности с движением при плохих дорожно-погодных условиях и невозможность нарастить тяжелое вооружение со временем поставили крест на их использовании в качестве мотопехоты. Их история, характер применения и оснащение долгое время оставались в тени яркого образа, поэтому читатель в основном знал только о самом факте их существования, а также о том, что потом они куда-то делись. Признаюсь честно, я и сам не очень много о них знал, и как только нашел информацию, понял, что не могу ей не поделиться. Так и родилась эта статья.
Илинич Виталий.
Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_186295
Автор: Виталий Илинич. Альбом автора: https://vk.com/album-162479647_269606747
Наш Архив публикаций за май 2020
А вот тут вы можете покормить Кота, за что мы будем вам благодарны)
Лига историков
15.2K постов52K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения