МОСКОВСКИЙ ГАМБУРГЕР 30-Х ГОДОВ
Што? Сталинский гамбургер? Представляете, да!
Появление в крупных советских городах 1930-х годов горячей котлеты в булочке стало результатом гастрономической политики, вдохновленной американским опытом.
В 1936 году нарком пищевой промышленности, Анастас Иванович Микоян, побывал в Америке, чтобы перенять передовой опыт по массовому производству продуктов питания.
Советская индустриализация требовала много рабочих рук, нужно было отвлечь женщин от семейных дел и привлечь их на производство.
А для этого нужна была развитая пищевая промышленность.
В США Микояна привлекло массовое машинное производство стандартных котлет, которые в горячем виде продавались вместе с булочкой – так называемые 'хамбургеры' – прямо на улице в специальных киосках.
Это наблюдение стало основой для масштабного проекта по созданию в СССР системы общественного питания.
В 1937 году были закуплены образцы машин для производства котлет и уличных жаровен, после чего эксперимент запустили в Москве, Ленинграде, Баку, Харькове и Киеве.
Технология была универсальной: замороженные котлеты и свежие булочки с утра развозили по киоскам, где их поджаривали и подавали горячими.
Однако советская версия бургера имела свои особенности. В отличие от заокеанского оригинала, булочки не всегда были круглыми и могли быть как пшеничными, так и ржаными.
Но главное отличие заключалось в системе подачи: в советских киосках "московские котлеты" продавали вместе с газированной водой - такая практика опередила мировые тенденции.
Примечательно, что газировка, как и котлета, была отечественной разработкой — Микоян изучал технологию производства лимонадов за рубежом, но предпочел наладить собственное производство.
Московский мясокомбинат наладил машинный выпуск 1500 котлет в час, что позволяло ежедневно обеспечивать Москву 400 тысячами готовых изделий.
Представьте, если бы не война 1941 года, в мире могла бы существовать сеть "МакМикоян" — настолько успешным был этот гастрономический эксперимент.
Недорогая (50 копеек) и калорийная еда быстро завоевала популярность. Котлеты в булочках продавались через фабрично-заводские столовые, столовые при учреждениях, буфеты и специальные уличные киоски с жаровнями.
Это начинание стало частью более масштабной "революции в быту", как называл это Микоян, поскольку перевод населения с домашнего на промышленное хлебопечение коренным образом менял пищевые привычки людей.
Московская котлета в булочке оказалась не просто удачным фаст-фудом, а символом удобства в повседневной жизни советского человека - практичным и демократичным блюдом, которое на десятилетия вперед определило развитие советского общественного питания.
📍Плакат неизвестного автора, который использован для иллюстрации этого поста, датируется 1937 годом...
#история
