Монополия ИТ гигантов

То, до чего сегодня дошли крупнейшие ИТ гиганты типа Гугла, Амазона, Эппла и Фейсбука - это полный пиздец. Никогда в современной истории компании не достигали размеров таких огромных монополий.


Если ваша бабушка когда-то говорила вам фразу «я тебе что, Рокфеллер что ли?», а вы и не знали а хули она вообще значит, то вот вам история.


Идет конец 19-го века. В Техасе одними из первых добывают нефть. Первыми были залежи в Баку, а уже затем Америка открыла потрясающие объемы черной жижи, которую тогда использовали полным рандомом. Делали керосин, а остатки отдавали на производство лекарств. Тем не менее, вся земля принадлежала не государству, как в СССР, а отдельным людям - и те смекнули что здесь можно хорошечно заработать.


Самым хитрым из них был Рокфеллер. Он скупал земли предпринимателей и строил империю. К 1904 году он контролировал 90% всей нефти в США. Его Standard Oil за десяток лет стала самой крупной компанией в мире. А он стал богатейшим человеком планеты.


Власти в то время почуяли, что нехуй одной компании давать столько рынка и власти — как бы чего не вышло. И заставили Standard Oil поделить активы, разработку, добычу и логистику. Вообще все. Корпорацию раздробили на 34 (!) независимых, из которых появились современные Chevron (Калифорния), Exxon (Нью Джерси), Mobil (Техас) и частично BP (Огайо и Англия).

У тогдашнего государства США нашлись яйца силой резделить самую большую мировую монополию.


А сейчас чё?


Каждая из ИТ компаний типа Гугла, Эппла и Яндекса - это такая же Standard Oil. Только тогда корпорация была одна, а сейчас их десять. Тогда главный актив - земля и нефть, а сейчас - информация о людях. Точнее, базы данных на миллиарды людей.


Когда у тебя такая поляна из данных, грех этим не воспользоваться, не правда ли? Ну и получаем: раскрытие личных данных по запросу властей? Нет проблем. Постоянный трекинг геолокации? Да пожалуйста. Прослушивание голоса для таргетирования рекламы? О да. Компании, торгующие данными о пользователях? Ноу проблем.


Если раньше сбор данных скрывался, компании кокетливо уворачивались от ответа, то сейчас этого нет вообще. Подруга крикнула из комнаты и попросила купить куриного филе? На, получай, инстаграм мгновенно вхуяривает тебе рекламу куриного филе, будто ты сам его об этом попросил.


Самая большая ошибка этого десятилетия в том, что ни одно государство не допетрило и не осмелилось ограничить ИТ компании в их необузданном, маниакальном и абсолютно охуевшем желании собирать данные о людях и использовать их как им хочется.


Среди этих миллиардов пользователей есть и ты, дорогой читатель. Вот тебе как, тревожно за это все, или похуй?


Пишу о разном (в основном о жизни в Дании) в т-г канал Хюгге Хуюгге