Моноколесо - недооценённый транспорт будущего?

Сейчас редко кого можно найти, кто не слышал об уткороботах моноколёсах. Тем не менее, данный вид СИМ вызывает множество вопросов у людей. Многие считают, что моноколесо очень опасно, что райдер едва на нём держится, хотя оно безопаснее даже самоката. Внесу немного просвещения и отвечу на самые популярные вопросы.

Моноколесо - недооценённый транспорт будущего? Самокат, Моноколесо, Электросамокат, Сим, Длиннопост

Про общую ситуацию и проблемы с СИМ я писал тут

Факты об моноколёсах

- диаметр колеса варьируется от 14 до 18 дюймов. Чем выше диаметр, тем выше проходимость соответственно, что придаёт колёсам вездеходность. 14 подходят для детей и новичков, они доступны по цене, но взрослым не рекомендую такие брать - быстро "наиграетесь", они не серьёзны и слабенькие, быстро разряжаются

- моноколёса значительно дороже самокатов. Взрослые версии начинаются от 80-100 т.р. Продвинутые модели могут стоить 200-400 т.р. Это обусловлено моторами высокой мощности, необходимой для удержания райдера на колесе от падения, особенно в сложных условиях рельефа + соответствующие аккумуляторы

- в зависимости от уровня, колёса могут разгоняться от 25 до 110 км/ч

- дальность пробега составляет от 15 до 300 км

- нет, это но то колесо, на котором ездят в цирке, и райдер - не сбежавший клоун

- райдер не падает, т.к. в горизонтальном положении его надёжно удерживает система на основе гироскопа + крутящий момент. На нулевой скорости стоять невозможно

- управление производится корпусом тела. Наклон вперёд - ускорение. Наклон назад - торможение

- у колеса нет "традиционных" тормозов, у него тормоз только один - электродинамический. Т.е., идёт торможение двигателем. Этот вид тормоза считается одним из самых эффективных и полностью исключает потерю контакта колеса с поверхностью и пробуксовку

- райдер во время движения может держать в руках вещи, например, сумку но нежелательно, т.к. руки в управлении колеса не играют роли

- колесо более компактное, чем самокат и поместится практически в любой багажник машины, его легко и удобно перемещать в общественном транспорте

- колесо не обязательно таскать за ручку когда идёшь пешком, тем более, колёса весят от 18 до 28 кг без учёта продвинутых (свыше 35 кг). У 99% колёс есть выдвижная ручка, благодаря чему колесо можно просто катить рядом с собой даже одним пальцем (мотор сам даёт нужную тягу, физические усилия человека не требуются и не затрачиваются), а гироскоп не даст ему упасть. В выключенном состоянии колесо катить тоже возможно, но крайне тяжело

- спешиться с колеса + выдвинуть ручку можно за 1-2 секунды

- колесо вызывает серьёзную нагрузку на ноги, т.к. по правилам безопасности здоровья, ноги должны быть немного согнуты чтобы не повредить суставы и позвоночник за счёт амортизации ног. Плюс, ногами обхватывается колесо для его стабильности, а это постоянные усилия. У самокатов тут проще, т.к. ноги не принимают участие в управлении самокатом, нагрузка переходит только на руки, общая опасная нагрузка на организм значительно меньше

- падение с колеса менее опасное, чем с самоката. На небольшой скорости райдер может просто сойти с него и пробежаться даже не падая. На высокой скорости райдер слетит и полетит кубарем, если не успеет вытянуть руки (обычно рефлекс, но не всегда падает именно на руки). Самокат при падении на любой скорости отправляет райдера целовать асфальт вместе с рулём, это куда опаснее (сжимает руль руками, рефлекс, держит до самого падения). В обоих случаях, жизнь и здоровье может спасти экипировка, особенно важна защита головы и челюсти у самокатчика, а у райдера - защита запястий

- колёса популярных, проверенных брендов - отказоустойчивы. Вероятность отключения исправного колеса на скорости практически равна нулю. Возгорание аккумулятора тоже имеет низкую вероятность, и то в случае механического повреждения или попадания воды (ездить в дождь и по лужам). Тем не менее, электроника есть электроника, мало ли что, и экипировка необходима

- колёса обладают множеством защит. Одна из основных - контроль запаса мощности и контроль допустимой скорости с учётом заряда (чем меньше заряда, тем сильнее автоматика колеса будет ограничивать скорость). При достижении лимита скорости, колесо чуть приподнимает педали, что не только сообщает райдеру об ограничении, но и не позволяет ему продавить колесо - осуществить такую нагрузку, с которой мотор уже не справится и колесо аварийно отключится, прямо на ходу как самая крайняя мера. При соблюдении ТБ продав невозможен, но многие отключают систему контроля продава вручную или прошивкой, или вообще могут специально давить ногами изо всех сил... Поэтому, потом летают как птицы, правда низко и недолго

- как и у самокатов, у колёс есть минимум 1 белая фара ближнего света и габаритная красная + стоп-сигнал

- в корпусе колеса есть вентиляционные отверстия, которые закрывать нельзя, например, чехлами, как многие любят делать. Через них работает вентиляция контроллера и аккумулятора - эти элементы нагреваются очень сильно, стоит вентилятор. Перекрытие отверстий может привести к перегреву и вывести колесо из строя

- большинство колёс с завода не предназначены для использования в дождь, по лужам и зимой. Для этого делается довольно дорогостоящая процедура - гидроизоляция. В противном случае, попадание влаги на электронику может сломать колесо или начать процесс коррозии. Большинство электросамокатов имеют некую гидроизоляцию уже с завода

- время обучения езды на колесе занимает от 2 дней до 2 недель для получения базовых навыков. Необученный человек не сможет проехать на колесе и метра. По этой же причине его невозможно угнать, а за счёт веса колеса, воришка не сможет с ним убежать

- колесо является СИМ, и райдер обязан следовать прописанным для него ПДД

- по моноколёсам не существует "каршеринга"

- почти во всех колёсах есть встроенные динамики, откуда играет музыка, радующая привлекая пешеходов

- как и электросамокаты, моноколёса не предназначены для выполнения трюков

- моноколесо не может ехать по песку или по очень рыхлой почве - мгновенная пробуксовка и полёт райдера

- колёса можно использовать для прогулок, по работе или добраться из "А" в "Б"

- колесо обладает высокой манёвренностью, ограниченной лишь реакцией уткоробота райдера

- что лучше, электросамокат или моноколесо? Здесь нет однозначного ответа, каждый выбирает себе тот СИМ, на котором ему комфортно. И там, и там - хорошие модели в любом случае будут стоить дорого

Ощущения езды на моноколесе сильно отличаются от самокатных. За счёт свободных рук и высокой плавности хода возникает ощущение, словно летишь, управляя перемещением силой мысли. Это одна из причин, почему джедаи райдеры так любят моноколёса. Да, колесо это дорого, да сложно обучиться, но - оно того стоит.

Первые СИМ появились ещё век назад, но тогда они не смогли войти в общество и были забыты. История повторяется и посмотрим что получится теперь. Справятся ли власти с грамотным контролем СИМ, не прибегая к их полному запрету, учитывая отсутствие контроля райдеров от контор по прокатным СИМ, что вызывает множество проблем в настоящее время.