Мода потрясений: как катастрофа выходит на улицы

Мода отражает сознание людей, она запечатляет в себе культурные явления. Если вас возмущает какое-то веяние моды, то вы увидели какую-то мысль дизайнера, которую он предлагает на всеобщее обозрение. Так же, скорее всего, вы увидели коллекцию с показа высокой моды, суть которой в осмыслении общественных явлений, а не только в предложении надеть и носить. Дизайнеры — существа осмысленные и внимательно наблюдающие.


Например, года 3 назад на подиуме модные дизайнеры Италии и Франции представляли одежду с принтами икон. В российском мире моды такое явление неприемлемо, а в контексте других культур — вполне.


Понаблюдаем немного за катастрофами и их отражением в бытовой жизни. Некоторые вещи выходят на улицу и имеют множество поклонников.

Мода потрясений: как катастрофа выходит на улицы Мода, Одежда, Пандемия, Хиросима, Гранж, Курт Кобейн, Протест, Статья, Худи, Джинсы, Культурный код, Дизайнер, Необычная одежда, Верлибр, Длиннопост

Хиросимский шик и деконструкция
Миру известно понятие Хиросимской моды, Хиросимского шика. Основные тенденции в одежде: обгорелые края, крупные дыры. Сама тенденция стала популярной, благодаря японскому дизайнеру Рей Кавакубо — в 1981 девушка представила на одном из европейских показов мод коллекцию “Destroy”, которая состояла из чёрной рваной одежды, форму которой сложно поддать определению с её рукавами разной длины и скошенными воротниками.


Так Хиросимская катастрофа 1945 года ушла и оставила за собой след, активно заявив о себе в 80-х на подиуме.


Интересно, что европейские коллеги Кавакубо по цеху восприняли показ, состоявший из полностью чёрной одежды как траурный и назвали его «эстетикой бедности». Однако, не станем опускать тот момент, что в Японии траурным цветом является белый. В связи с чем, можно предположить, что Кавакубо могла использовать чёрный цвет в показе как иллюстрацию углей, остающихся после пожара. Несомненно, дизайнер обладала к моменту показа знанием о культуре Европы и была в курсе особенностей сакральной цветовой палитры европейцев. Но традицию локальной культуры, на мой взгляд, также нельзя опускать. Просто сделаем пометку: дизайнер понимала культурные особенности своей целевой аудитории.

Мода потрясений: как катастрофа выходит на улицы Мода, Одежда, Пандемия, Хиросима, Гранж, Курт Кобейн, Протест, Статья, Худи, Джинсы, Культурный код, Дизайнер, Необычная одежда, Верлибр, Длиннопост

После этой коллекции японские дизайнеры стали популярны в Европе.

Мода потрясений: как катастрофа выходит на улицы Мода, Одежда, Пандемия, Хиросима, Гранж, Курт Кобейн, Протест, Статья, Худи, Джинсы, Культурный код, Дизайнер, Необычная одежда, Верлибр, Длиннопост

Похоже на тело, изуродованное катастрофой?

Немного покопаемся в своём культурном коде, чтобы проникнуться.


Что же особенно ужасного в восприятии коллекции? Асимметрия, о которой я упомянула выше. Дело в том, что человеческое тело внешне представляет собой симметрию — нам привычно, когда «ровно». И волнительно, когда «криво». Два глаза, два уха, две руки и две ноги. Даже европейские замки, которые вы видели на экскурсиях, симметричны. Здесь я копну в глубинную суть асимметрии, отражённую в европейской, и в частности, в славянской культуре.


Вы наверняка встречали героев «Баба-Яга костяная нога», «Лихо одноглазое» в народных и — позднее — литературных сказках. Такое описание неспроста. Асимметрия в виде костяной ноги вызывает чувство дискомфорта и паники — это банальное восприятие физиологии имеет сакральный смысл для наших предков, который они заложили в сказки, передаваемые из уст в уста. Костяная нога — это напоминание о смертности. Помечаю: сказка в изначальной своей функции не развлекает, а даёт знания о жизни. Как правило, внешняя асимметрия свойственна существам из иного мира, и эти существа редко бывают добрыми.


Ну и просто вспомните свои ощущения при виде людей, чьи лицевые мышцы нарушены невритом, или людей с одной конечностью. Какие у вас чувства и мысли?


Соответственно, асимметрия в одежде, которую носят в среднем симметричные люди, — это нарушение некоей привычной картины мира.


Что уж говорить о деконструкции в виде горба или «нездоровых» наростов там, где их природно не должно быть...

Гранж, мода протеста

Теперь к рваным джинсам, которые на прилавках бутиков могут стоит уже недёшево — конечно, их за вас сшили и за вас же порвали. Остаётся только брать и носить — модный сервис целиком и полностью для людей.


В 70-х рваные джинсы вошли в моду и стали пользоваться особой популярностью у контркультур. Панки намеренно рвали штаны и иногда скрепляли дыры булавками — замечу, что это интересный способ выразить своё мнение об окружающем мире. Примерно, как налепить скотч на трещину здания.


Но корни на моду рваных джинсов — в нищете: люди занашивали одежду до дыр. Ведь изначально джинсы шили из парусины — плотной ткани, из которой изготавливались паруса. Впервые джинсы как элемент одежды появились в середине XIX века. Такие штаны были замечательной одеждой для американских фермеров, прежде чем перекочевали к рабочим в ходе скачка производства.


Но, как видим, позднее стиль социального бедствия вышел на улицы и стал модным.


Очевидно, что поношенная одежда изначально сообщала о классовой разнице между богатыми и бедными. Кто-то пытался скрывать недоступность для себя новой одежды. Например, мне неоднократно рассказывали истории о том, как в XX веке девушки из Советского Союза перешивали одежду — платье могло стать юбкой. Самое удивительное, что юбку модницы делали с новым кроем и формой, чтобы она никак не напоминала предыдущий наряд и давала чувство свежести и обновления. Чем не осмысление и не полёт фантазии?


А кто-то выставлял рваную одежду напоказ, демонстрируя протест против классовой несправедливости и иных социальных явлений. Именно из этого осмысления моды появился стиль гранж, для которого характерна растянутая рваная одежда. Иконой стиля гранж стала группа Nirvana во главе с Куртом Кобейном, в композициях исполнителей слышен надрыв и нередка игра со слушателями, в которой иногда предлагается выйти за рамки общего понятия «норма».

Мода потрясений: как катастрофа выходит на улицы Мода, Одежда, Пандемия, Хиросима, Гранж, Курт Кобейн, Протест, Статья, Худи, Джинсы, Культурный код, Дизайнер, Необычная одежда, Верлибр, Длиннопост

Джинсы с заплатами из другой ткани, чтобы было хорошо заметно.

Мода потрясений: как катастрофа выходит на улицы Мода, Одежда, Пандемия, Хиросима, Гранж, Курт Кобейн, Протест, Статья, Худи, Джинсы, Культурный код, Дизайнер, Необычная одежда, Верлибр, Длиннопост

Джинсы порваны не случайно, но наследуют традицию протеста. Вот и новое осмысление.

В худи выйти в люди

Наши дни. Изоляция в период пандемии коронавируса привела к сочетанию домашних штанов с шубой, этот комплект люди надевают зимой для похода в магазин. Люди выходят на прогулку в домашних костюмах, в безразмерных худи, в кенгуру — слитых в одно целое нижней и верхней части наряда. Желательно, с ушками.


И вновь мировое потрясение сформировало стиль.


Способ ли это пережить постравматический синдром или вопрос привыкания к бытию? Оставлю возможность дорогим читателям самостоятельно ответить на вопрос.

Мода потрясений: как катастрофа выходит на улицы Мода, Одежда, Пандемия, Хиросима, Гранж, Курт Кобейн, Протест, Статья, Худи, Джинсы, Культурный код, Дизайнер, Необычная одежда, Верлибр, Длиннопост

Дизайнерское исполнение домашней пижамы.

Мода потрясений: как катастрофа выходит на улицы Мода, Одежда, Пандемия, Хиросима, Гранж, Курт Кобейн, Протест, Статья, Худи, Джинсы, Культурный код, Дизайнер, Необычная одежда, Верлибр, Длиннопост

В кенгуру уютно и мягко. Можно спрятаться от жестокости мира.

В продолжение рефлексии о моде потрясений

В конце прикрепляю верлибр-рефлексию с парой дополнительных наблюдений по теме:


Знаешь ли ты, что Хиросимская мода

Вышла на улицы, благодаря катастрофе?

Рваная и обгоревшая одежда —

Вот основные приметы стиля.

Знаешь ли ты, что рваные джинсы

Стали модными, благодаря нищете?

Люди покупают огромные дыры

За большие деньги,

Я рву одежду на улицах

С сомнительными прохожими.


Знаешь ли ты, что хлопчатые толстовки

И ночные костюмы

Вошли в моду,

Благодаря изоляции в период пандемии?

Люди не захотели расстаться с привычным

И вынесли во внешний мир

Часть домашнего быта.


Знаешь ли ты, что модные дизайнеры

Пристально следят за тобой

И отвечают потребностям?

Они осмысляют тебя,

Когда ты смотришься в зеркало.

Знаешь ли ты, насколько мир

Закручивается сам на себя?

Знай.