«Многоликий» крейсер Императорского флота. IJN Kitakami
Порой модернизация корабля может довольно сильно поменять как его внешний вид, так и область применения. Один из таких примеров — крейсер Kitakami. Он получил своё имя в честь реки, протекающей в регионе Тохоку . Этот корабль прошёл всю Вторую мировую войну, не раз перестраивался, меняясь и внешне, и по назначению.
В конце первого десятилетия ХХ века Японский Императорский флот разработал программу строительства 6 лёгких 3500-тонных « лидеров », как развитие крейсеров типа Tenryu. Однако планы пришлось изменить, так как командование узнало о постройке в США крейсеров типа Omaha. Пересмотр программы обернулся тем, что с 1918 года было заказано четырнадцать 5500-тонных крейсеров-скаутов типа «В». Первые 5 кораблей были построены по одной схеме и относились к типу Kuma. Третьим в серии стал крейсер Kitakami.
Лёгкий крейсер IJN Kitakami до модернизации
Он был заложен 1 сентября 1919 года, а 15 апреля 1921 года крейсер был принят в состав Императорского флота. Характеристики Kitakami были следующими. Полное водоизмещение — 6970 тонн. Габаритные размеры: длина / ширина / осадка — 163 / 14,25 / 4,8 м. Силовую установку представляли 4 турбины и 12 котлов, а в качестве топлива могла использоваться как нефть, так и уголь. Максимальная скорость хода составляла 35-36 узлов, а экипаж — 450 человек.
Бронирование крейсера было слабым. Так, бронепояс составлял 64 мм, а палуба была не одинаковой по толщине — от 28,6 до 44,6 мм. Боевая рубка защищалась листами в 51 мм. Всё это не обеспечивало нормальную защиту. Такая броня могла спасти разве что от 120-мм полубронебойных снарядов или от фугасов до 152-мм на дистанции 6-10 км. Так что крейсеры данного типа могли использоваться лишь в качестве лидеров соединений эскадренных миноносцев.
Схема лёгкого крейсера IJN Tama типа Kuma
Основное вооружение Kitakami составляли семь 140-мм орудий, но в бортовом залпе могли участвовать только шесть из них. Такая артиллерия уступала 152-мм аналогам других стран, но обладала большей скорострельностью. И несмотря на некоторые проблемы с подачей боеприпасов, этого было более чем достаточно для борьбы с эсминцами противника. Также на корабле имелись 4 двухтрубных 533-мм торпедных аппарата, по 2 на борт. Зенитное вооружение было представлено двумя 80-мм орудиями.
Ещё до начала Второй мировой крейсер вместе со своими «братьями» прошёл модернизацию, получив нефтяные котлы. Также улучшили устойчивость кораблей, добавив лишний балласт. Однако первое существенное изменение Kitakami предстояло получить накануне войны.
Торпедный крейсер
Императорский флот тщательно отрабатывал тактику ночных боёв с применением торпедного вооружения. Основную роль в ней играли не только эскадренные миноносцы, торпедами вооружались также лёгкие и тяжёлые крейсеры. Так, в 1938 году родился проект перестройки трёх крейсеров типа Kuma в торпедные. Предполагалось оснастить их универсальными 127-мм установками на носу и корме, а в центре разместить 11 четырёхтрубных торпедных аппаратов. Но осуществить задумку не удалось из-за нехватки нужного количества установок главного калибра и торпедных аппаратов. В итоге оставили 4 башни главного калибра со 140-мм орудиями и 10 торпедных аппаратов (по 5 на каждый борт). Для их размещения палубу пришлось расширить на 3.3 метра, а по центру корпуса провести систему рельс для доставки торпед от кормового погреба, где они и хранились.
Схема торпедного варианта IJN Kitakami
В таком виде Kitakami и Oi встретили начало войны. Почти 2 месяца они провели в водах метрополии и только в феврале 1942 года отправились на юг, где в мае вошли в состав главных сил Объединенного флота. Kitakami мог бы принять участие в сражении у атолла Мидуэй, но его вместе с Oi направили к Алеутским островам. В данном районе не проходило крупный сражений, так что крейсеры остались без дела.
Десантный крейсер
Несмотря на то, что проявить на практике всю мощь торпедного вооружения не удалось, было решено, что данная концепция себя не оправдывает. И снова начались работы над перестройкой кораблей — на этот раз в быстроходные транспорты. На Kitakami сперва оставили только 2 носовых орудия и 2 торпедных аппарата, добавили несколько зенитных 25-мм автоматов. Свободное место заняли 6 десантных плашкоутов Daihatsu, а на корме появилось помещение для 500 морпехов.
В октябре 1942 года шли тяжёлые бои на Гуадалканале. В условиях превосходства в воздухе американской авиации корабли могли чувствовать себя в безопасности только в ночное время. В таких условиях быстроходные транспорты могли бы пригодиться. Однако Kitakami и Oi занимались перевозкой войск за пределами зоны боевых действий. Так прошёл весь 1943 год. На крейсерах имелись глубинные бомбы и устройства для их сбрасывания, но это не помогло им защититься от атак подлодок. Так, в январе 1944 года Kitakami получил 2 торпеды от британской подводной лодки Templar и повреждённый смог добраться до базы. Oi повезло гораздо меньше: атака американской подлодки Flasher в июле 1944 года увенчалась успехом, и японский корабль затонул.
IJN Kitakami в Сасебо, вариант с усиленным ПВО
Крейсер — носитель торпед Kaiten
Ремонт Kitakami продолжался несколько месяцев. Одновременно с этим проект был переработан для применения нового оружия — человекоуправляемых торпед Kaiten. Крейсер оснастили двумя спаренными 127-мм универсальными установками, а также зенитными 25-мм автоматами (которых было в общей сложности аж 67). Места, где раньше стояли торпедные аппараты, теперь занимали рельсы, на которых могло храниться до 8 торпед Kaiten. Крейсер также получил РЛС для обнаружения надводных и воздушных целей. Внутри корабль «потерял» пару машин, в результате чего максимальная скорость стала равной 23 узлам.
IJN Kitakami — носитель торпед Kaiten
Kitakami был включён в состав Специального диверсионного соединения. Проводились неоднократные тренировки по использованию нового вооружения, но испытать его в боевых условиях не довелось. Пару раз крейсер подвергался атакам со стороны американской авиации, получив в одном из налётов серьёзные повреждения. На этом его участие в войне закончилось.
Торпеды Kaiten на борту крейсера IJN Kitakami
Конец службы
Kitakami оказался единственным из 5500-тонных крейсеров, который пережил войну. После подписания пакта о капитуляции Японии его разоружили и в таком виде использовали для репатриации японских граждан из Индокитая. В 1946 году крейсер был отправлен на место своего последнего пребывания — Нагасаки, где его разобрали на металл.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS.