Минимализм КонМари в России

О минимализме я услышала то ли из телевизионного репортажа, то ли из телевизионного репортажа, загруженного в интернет. В своей обычной – я нихрена в этом не понимаю, но ляпаю, – манере журналистка рассказывала о японском движении минимализма. И выходило так, что у этих минималистов основная цель была именно протест против капитализма и потреблятства (консьюмеризма). Что они так ебанулись и, протестуя, устраивали сами себе аскезу.


Передаю этой журналистке лучи поноса за дезинформацию.


Как бы парадоксально это ни звучало, минимализм КонМари относится не к аскетизму, а к гедонизму.


Себя нужно окружать не минимумом вещей, а именно любимыми вещами. Теми, что приносят тебе удовольствие. Теми, что радуют. Если у вас любимая коллекция уточек, каждая из которых несёт в себе воспоминания – никаких вопросов. Но если у вас есть сервиз, которым никто никогда не пользовался и пользоваться не будет – выкиньте его к чёрту.


Реально любимых вещей всегда будет немного, именно поэтому в итоге получается минимализм. Но это не от того, что нужно себя как-то казнить, в чём-то отказывать и мучить. Наоборот, нужно себя любить, и не позволять вещам, которые не приносят удовольствия, захламлять личное пространство.


Это движение, эта философия родилась не для противостояния капитализму, а из конкретной, частной проблемы захламлённости дома. И она является не врагом, а продолжением, эволюцией восприятия себя в рамках капитализма.


Консьюмеризм – это, по большому счёту, "обжорство" голодных людей. Представьте древние времена, когда еда была великой ценностью, когда было не до разборчивости, когда отказ от определённого вида еды приводил если не всегда к смерти, то к ухудшению самочувствия – точно. И вдруг всё меняется, еда становится доступна, но привычки остаются теми же – нужно есть всё, и побольше, пока не исчезло.


Собственно, те бабушки, которые кормят внуков, пока те не лопнут – это живой реликт той эпохи. И до сих пор по семьям гуляют нездоровые пищевые привычки. "Жри, всё, что дают и не выделывайся".


То же самое и с вещами. От периода, когда выкидывание лишних штанов может обернуться обморожением жопы, к изобилию. Минимализм КонМари – это как диета. Правильное "питание", правильно потребление предметов в условиях широкого выбора.


В таком разрезе становится понятно, почему такой минимализм зародился именно в Японии. Во всём остальном мире капитализм не достиг такого изобилия, чтобы удовлетворить каждый, даже самый взыскательный вкус. Во всём остальном мире люди всё равно хоть чуть-чуть, но голодны.


На Западе, например, большие проблемы с выбором. Рынок захватило несколько крупных марок, которые все делают примерно одно и то же, и какого-то особого разнообразия на западных рынках просто нет. Даже в России гораздо большее количество вариантов, чем в Европе или США.


А в Японии... Ну, чтобы хоть примерно представлять масштабы разнообразия, можно вспомнить KitKat, у которого там уже больше двадцати вкусов:

Минимализм КонМари в России Длиннопост, Минимализм, Мари Кондо, Япония, Философия, Социология, Гедонизм, Текст, Видео

Или вот экскурсия по художественному магазину в Токио:

(А ещё там есть сексшоп на три этажа)


Китай, как мне кажется, проигрывает по качеству и уровню дохода населения. Да, безусловно, есть качественные китайские вещи, но, боюсь, все они идут на экспорт за большие деньги. Самим китайцам остаётся не так уж много.


Именно поэтому японцы первыми "наелись" хорошими вещами и "сели на диету", то есть, по сути перешли на разумное использование, выйдя из круга говноделания и потреблятства.


Россия же... Россия голодная. Она только-только, местами, начала "есть", а уж про "наедаться" вообще молчу. В России огромный недостаток не то, что каких-то определённых предметов – уважения. Предметы покупаются не для того, чтобы приносить владельцу радость или служить ему долго-долго. Они, зачастую, покупаются, чтобы вызвать у окружающих уважение. Ради статуса.


Ради понтов.


Полагаю, это происходит из-за фактического отсутствия среднего класса. Класса работяг, в котором все примерно равны, все примерно уважаемы и с чувством собственного достоинства. Нет, у нас тут либо бедные, которых нужно презирать – а если ты сам беден, то должен презирать сам себя и всячески скрывать свою бедность, – и мажоры, которым завидуют, которых ненавидят и которыми хотят стать... или хотя бы казаться.


В итоге в обществе огромный дефицит уважения. А его-то хочется. И некоторые даже кредиты берут, чтобы хоть как-то повысить свой статус в глазах окружающих.


В России жёстко ограниченно разнообразие, в том плане, что говно можно купить любого сорта. По-настоящему что-то качественно – это надо сильно постараться, чтобы хотя бы найти его. Можно покупать статусное говно, с брюликами. Можно – обычное, дешёвое.


Именно поэтому минимализм КонМари будет очень тяжело адаптировать в России. Сложнее – разве что в каких-то откровенно нищих странах, в которых выбора нет даже из говна. Далеко, далеко не все его смогут даже правильно понять, не то что применить. На Задолба.ли целая ветка дискуссий была по этому поводу, в которой пытались выяснить именно статусное значение минимализма.


2.12.2016, 3.12.2016, 1.08.2017, 2.08.2017, 7.08.2017.


То есть, идут разборки, минимализм – это признак нищеты или элиты? Тогда как в самой Японии такого вопроса вовсе не встаёт – это всего лишь способ организовать собственное пространство, понять свои желания и жить реально так, как хочется. Но жить так, как хочется, в России – это очень, очень сложно.


Я отдаю себе отчёт, что если я применю этот метод и выкину всё ненужное, то скорее всего останусь с голой жопой. За всю жизнь реально радовали меня только десяток предметов, два из которых – канцелярские принадлежности (которые, к слову, в России не купить).


Эта система хороша, эта система – будущее капитализма, его логическое развитие. Но чтобы реализовать её вне Японии, придётся ещё потрудиться, посидеть с напильником, подумать хорошенько.


Особенно если реализовывать её в России.