Мифы современного левого движения (1 часть). Потребление как самоцель для любого материалиста

ТК Импульс в результате взаимодействия с товарищами из левого движения обнаружил ряд серьезных проблем, которые большинством просто игнорируются. Дискуссии по этим проблемам чаще всего скатываются либо в отрицание, либо в догматизм. Это связано с тем, что в современном левом движении есть много аксиом, которые преподносятся как нечто само собой разумеющееся. Всех тех, кто их не разделяет, тут же одаривают негативными ярлыками. Мы начали публиковать цикл статей «Мифы современного левого движения» и в его первой части мы рассмотрим одну из подобных аксиом, которые крайне негативно сказываются на перспективах развития всего левого движения.


Разберем аксиому, ставящую потребление как самоцель для любого материалиста. При этом на всех несогласных с этим утверждением пытаются наклеить ярлык «идеалистов», хотя прямого отношения к основному вопросу философии (соотношению материи и сознания) данная проблематика не имеет.


Что стоит за подобными утверждениями и претензиями? Элементарное непонимание основных философских категорий. Что такое материализм? Это признание первичности материи. При этом сознание – следствие происходящих в материи процессов.


Утверждение о том, что материалисты могут ставить самоцелью только удовлетворение своих потребностей – безграмотность или прямой обман. Эту ошибку разобрал еще Ф. Энгельс в своем произведении «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».


Энгельс разбирает обвинение в идеализме, которое К. Н. Штарке выдвинул Л.А. Фейербаху:


«Фейербах – идеалист; он верит в прогресс человечества»


Одно из нескольких возражений Энгельса звучит так:


«…никак не избегнуть того обстоятельства, что все, что побуждает человека к деятельности, должно проходить через его голову: даже за еду и питье человек принимается вследствие того, что в его голове отражаются ощущения голода и жажды, а перестает есть и пить вследствие того, что в его голове отражается ощущение сытости. Воздействия внешнего мира на человека запечатлеваются в его голове, отражаются в ней в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли, словом – в виде «идеальных стремлений», и в этом виде они становятся «идеальными силами». И если данного человека делает идеалистом только то обстоятельство, что он «следует идеальным стремлениям» и что он признает влияние на него «идеальных сил», то всякий мало-мальски нормально развитой человек – идеалист от природы, и непонятным остается одно: как вообще могут быть на свете материалисты?»


Откуда берутся такое бредовое отождествление идеализма и следования «идеальным стремлениям»? Это Энгельс тоже отлично объясняет:


«Фактически Штарке здесь делает, – хотя, может быть, и бессознательно, – непростительную уступку укоренившемуся под влиянием долголетней поповской клеветы филистерскому предрассудку против названия материализм. Под материализмом филистер понимает обжорство, пьянство, похоть, плотские наслаждения и тщеславие, корыстолюбие, скупость, алчность, погоню за барышом и биржевые плутни, короче – все те грязные пороки, которым он сам предается втайне. Идеализм же означает у него веру в добродетель, любовь ко всему человечеству и вообще веру в «лучший мир», о котором он кричит перед другими, но в который он сам начинает веровать разве только тогда, когда у него голова болит с похмелья или когда он обанкротился, словом – когда ему приходится переживать неизбежные последствия своих обычных «материалистических» излишеств. При этом он тянет свою любимую песню: Что же такое человек? Он – полузверь и полуангел.»


Точней и не скажешь. Отождествление материализма с удовлетворением личных потребностей в первую очередь выгодно именно разного рода мракобесам, которые активно подключаются к спорам на стороне соцдемов. Не хочешь приравнивать себя к животному? Покайся, грешник.


Таким образом, каждый человек оказывается между 2 ложных альтернатив:


- Он соглашается с тем, что в основе его поведения – удовлетворение потребностей, тем самым приравнивая себя к животному. Это как бы “материализм”.


- Он не соглашается ставить во главу угла удовлетворение потребностей. Тогда человеку начинает внушаться, что он «идеалист» и его начинают зазывать к себе разного рода мракобесы.


Но ведь абсолютно очевидно, что кроме этих 2 альтернатив реально существует еще 2:


- Идеалист, который всем рассказывает о духовности, но сам ни в чем себе не отказывает. Об этом рассказал Энгельс. Как там говорят? Не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасешься. Наша жизнь изобилует подобными примерами «высокодуховных» личностей, чье чудовищное лицемерие очевидно для всех окружающих.


- Материалист, который ставит удовлетворение своих личных потребностей более низким приоритетом, чем достижение целей. В истории есть множество примеров революционеров, которые будучи материалистами шли на верную смерть. И только мракобесы начинают выдумывать лживые байки про этих людей, отдавших свою жизнь без надежды на посмертное вознаграждение.


В ТК Импульс есть 18 принцип «Отрицание буржуазного общества». Он гласит: «Мы признаем современное общество потребления подталкивающим людей к деградации. Мы не принимаем ценностей современной культуры, которые построены на лживой концепции наслаждений как самоцели. Подобная жизненная установка неизбежно приводит к разложению и деградации человеческой личности.»


Давайте называть вещи своими именами. За восхвалением соцдемами потребления на самом деле стоит попытка пойти на компромисс с буржуазным обществом, попытка сгладить углы и добиться более жирного куска в рамках существующей системы. Соцдемы – такая же неотъемлемая часть современного общества потребления, как и неприкрытые капиталисты. Мы же не признаем возможности постепенного реформирования буржуазного общества. Имеющиеся в нем противоречия неизбежно приведут такое общество к распаду, и тогда всем станет очевидной необходимость создать новый, более справедливый мир.

Мифы современного левого движения (1 часть). Потребление как самоцель для любого материалиста Технокоммунизм, Марксизм, Потребление, Потребительство, Новое, Левые, Длиннопост