Мифотехнологии в современном кино

Мифотехнологии в современном кино Фильмы, Киногерои, Мифология, Кинематограф, Блокбастер, Джордж Лукас, Длиннопост, Длинностоп

Давненько я здесь ничего не писал, но вот настало время для моего нового поста и посвятить его я решил теме массового кино. Тема достаточно обширная, и возможно в будущем я ещё не раз вернусь к тем или иным аспектам кинематографа (если вообще соберусь ещё писать), но сейчас речь пойдёт о кинематографе как о современном мифотворчестве. Возможно, информация, представленная в данном посте, некоторым читателям будет давно известна, но на лавры первенства я и не претендую. Также я не стал перегружать пост исключительным количеством информации и всевозможных кинематографических примеров, ограничившись тремя-четырьмя, так как это попросту необязательно.

Итак, с чего бы начать? Да хотя бы с того, что вы уважаемые кинозрители из года в год смотрите одно и то же, видите одних и тех же героев, которые поступают одинаковым образом. В мире современного массового кинематографа существует всем знакомый термин – «блокбастер». Изначально так называли мощные авиабомбы, взрывы которых могли разрушить целиком городские кварталы. В начале 1970 термин вошёл в кинематографическую среду и стал означать высокобюджетный и кассовый фильм, произведший на зрителей эффект разорвавшейся бомбы (окончательно термин закрепился после выходя фильма «Челюсти» в 1975 году), позднее блокбастером стали называть любое популярное и высокодоходное художественное произведение.

Производство блокбастеров и ныне остаётся делом весьма прибыльным. В Голливуде действует стратегия создания так называемых фильмов-событий. Суть стратегии в том, что студия вкладывает наибольшие средства в 4-5, а то и меньше, кинокартин (при том, что одна студия может выпускать более 20 фильмов в год), и с этих кинокартин имеет наибольшие кассовые сборы. Создателем данной стратегии считается бывший глава студии «Warner Brothers», а ныне глава «Walt Disney» Алан Хорн, который считал залогом кассового успеха создание такого фильма, который будет интересен практически всем зрителям независимо от возраста и половой принадлежности. Хорн называл такие фильмы «четырёхквадратными».

При создании «четырёхквадратного» фильма стоит учитывать ряд факторов, учёт которых позволит создателям собрать с кинозрителей наибольшую сумму. В Америке, например, достаточно давно существует (и имеет сильное влияние) рейтинговая система. Для причисления фильму того или иного рейтинга собирается специальная комиссия, которая и выносит вердикт. Наиболее прибыльными сейчас считаются кинофильмы с рейтингом «PG13» (детям до 13 просмотр не желателен), большинство современных блокбастеров снимается именно с этим рейтингом. Но помимо этого существуют и другие моменты. Производство блокбастера – это, что-то вроде схемы, одним из главных элементов которой является сценарий. Существует даже универсальная сценарная схема, и далее я постараюсь рассказать, что она из себя представляет.

Итак, с чего всё началось? Сюжеты, которые мы по сей день наблюдаем в кино пришли из глубокой древности, из тех времён когда люди передавали друг другу представления о мире посредствам сказаний или мифов. Изначально это было устное творчество, смыслом существования которого было объяснить людям природу окружающего их мира, объяснить то, что человек на том этапе развития не мог понять никак иначе, как вмешательством высших сил, таких как, например, Боги. Позднее мифы и легенды перевоплотились в форме литературы, и практически в таком виде они дошли до наших дней. Интересным является тот факт, что сюжетная основа большинства мифов по сути одинаковая, и здесь даже не важна территориальная или религиозная принадлежность первых авторов мифа. Герой мифа проходит по сюжетной ветке путь, который по большей части всегда одинаков. В середине двадцатого века на этот факт обратил внимание американский исследователь мифов Джозеф Кемпбелл. Он выпустил книгу под названием «Тысячеликий герой». Если коротко, то основная идея книги в том, что большинство древних сказаний, мифов и легенд имеют общую сюжетную структуру путешествия архетипического героя, которую автор назвал «мономифом». Из этого следует, что в современном мифотворчестве (а кино можно считать современным мифотворчеством) существует возможность создания истории, которая будет близка каждому человеку в мире, если она будет повторять структуру давно зарекомендовавшую себя во множестве мифов разных стран. Выстраивая сюжет согласно схеме древнего мифа открывается возможность не задумываться о культурных различиях людей, и таким образом новая мифология становится достоянием общественности и одинаково принимается практически всеми людьми.

Концепция «мономифа» представленная Кемпбеллом захватила ум создателя одной очень известной, ныне культовой саги, название которой сейчас уже знает каждый. Конечно же речь идёт о Джордже Лукасе и о его бессмертном творении под названием «Звёздные войны». На основе идей обозначенных в книге Кемпбелла Лукас выстроил сюжет своего будущего фильма.

В основе сюжета любого мифа, по представлениям Кемпбелла, лежит четырёхступенчатая структура транформации главного героя, перехода его из одного состояния в другое. Всего таких состояний автором выделено четыре: 1. Сирота. 2. Странник. 3. Воин. 4. Мученик. Последовательное прохождение героем всех этих состояний и составляет основную сюжетную ветку.

Первое состояние – сирота. Состояние, в котором герой отделяется от родных и близких ему людей. Чаще всего подобное решается банально смертью родственников главного героя, за примерами далеко ходить не надо, этот сюжет используется практически в каждом супергеройском фильме, сложно вспомнить хоть одного современного супергероя, у которого родители живы. Да, супергерои пришли из комиксов, но первооснова супергероев это образы древнегреческих полубогов. Литература - это также как и кинематограф часть современного мифотворчества. Это относится не только к супергероям, в тех же «Звёздных войнах» Люк не знает своих родителей и живёт с дядей и тётей, которых вскоре убивают. Если родители героя всё-таки остаются живы то даже в таком случае герой обязательно должен быть от них отделён. Китнисс Эвердин прощается с семьёй когда отправляется на Голодные игры, герои «Бумажных городов» отправляются в путешествие и тем самым находятся в отрыве от родственников, Купер (Интерстеллар) расстаётся с семьёй, когда решает отправиться в космос, Джон Кобб (Начало) находится в отрыве от своей семьи так как не может вернуться домой.

Следующее состояние – странник. В ходе сюжета герой отправляется в путешествие, причём не всегда буквально, например это может быть поиск героем себя, нахождение им выхода из сложившейся ситуации и т.д. Люк покидает свою планету, Китнисс Эвердин отправляется в качестве трибута на Голодные игры, Купер (Интерстеллар) покидает Землю, Джон Кобб принимает решение заняться внедрением, чтобы вернуться домой.

В ходе путешествия героя происходят некоторые события, которые подталкивают героя стать уже воином. К этому моменту герой уже находит верных союзников и обретает силы, которые помогут ему в дальнейшем. Как правило, в кино мы чаще всего видим сражение героя со злодеем, как в тех же «Звёздных войнах» есть светлая и тёмная стороны. Не всегда враг героя персонифицирован, например в Интерстелларе опасность в определённый момент начинает представлять огромная чёрная дыра. В состоянии война герой находится в схватке, принимает решительные меры в тех или иных сложившихся ситуациях, в некотором роде берёт на себя роль лидера, даже если изначально таковым не являлся. Так, Люк борется за освобождение Леи со Звезды Смерти и возвращает ее на базу повстанцев вместе со схемой Звезды Смерти, Китнисс борется за выживание на арене, а также стремиться защитить сначала Руту, а потом и Пита, Купер спасает жизнь оставшимся членам экипажа затеяв практически невозможную стыковку.

Последнее состояние – мученик. Это состояние, когда герою по сути уже нечего терять, важным для него является не спасение собственной жизни, а сохранение того, что ему дорого, будь то близкие ему люди или целая вселенная. В состоянии мученика герой должен поступить правильно, не задумываясь о себе. Так Супермену уже не важно победить в битве с Бэтменом, ему важно лишь, чтобы его мать осталась жива. Люк, не смотря на угрозу своей жизни, желает сразиться с Империей, чтобы разрушить Звезду Смерти и спасти Принцессу, Китнисс решает съесть ядовитые ягоды, зная, что существует вероятность её смерти, Купер бросается в чёрную дыру во имя спасения своей спутницы.

Из такой трансформации главного героя и складывается основное сюжетное действие, как древнего мифа, так и современного фильма. Конечно, есть и ещё детали, которые входят в сюжетную основу произведений, но главными остаются именно архетипические состояния героя. Джордж Лукас одним из первых взял на вооружение данный метод и уже вслед за ним подобное сделали многие другие авторы, теперь уже намеренно. За почти сорок лет сценарная основа блокбастеров практически не изменилась. Универсальная сценарная схема до сих пор используется многими сценаристами и как показывают кассовые сборы, зачастую используется достаточно успешно.