Мифология айнов и ее наследие в японской культуре
Происхождение и этногенез айнов
Айны – это аборигены японских островов. С айнского языка самоназвание народа переводится как «настоящие люди». Происхождение айнов до сих пор неизвестно. Европейцы впервые столкнулись с ними в XVIII веке и были поражены тому, как в этих людях сочетаются типичные черты европеоидов, монголоидов и австралоидов.
Характерная этническая особенность семейных айнских мужчин – длинные бороды и кустистые усы, а также крупные серьги в ушах. Замужние женщины айнов набивали себе особые татуировки на лице в районе губ и щек. Европейцы сразу отметили, что у айнов невероятно густые и жесткие волосы, не свойственные азиатским народам. Еще одна выдающаяся особенность этого этноса – исключительная устойчивость. Айны исконно жили в умеренном климате, но половину года носили лишь набедренные повязки, подобно жителям экваториальных регионов.
Сегодня в научной среде доминируют три версии о происхождении айнов: они родственны в большей степени европеоидам и пришли с Северного Кавказа (версия Дж. Бэчелора); они родственны в большей степени австронезийцам и пришли на японские острова с юга (версия Л. Я. Штернберга); они родственны в большей степени палеоазиатским народам и пришли из Сибири (версия Э. Онуки-Терни).
В период с 13 тысячелетия по III век до нашей эры на острова айнов начинают прибывать протояпонцы. В результате длительного противостояния (не только с айнами, но также с племенами южных островов – кумасо и хаята, оба народа на данный момент перестали существовать) протояпонцы осели на новой территории, ассимилировав айнов. Что примечательно – японцы были захватчиками, но не они подавили айнскую культуру, а культура айнов возобладала над оригинальной протояпонской. Даже японский язык, как предполагается, сформировался под сильным влиянием айнского.
Сейчас на Японских островах проживает около 20-25 тысяч айнов. Удивительным образом этот народ сумел сохранить значительный объем сведений о своем прошлом – об истории, исконных традициях, мифологии. Сохранился айнский язык, который является лингвистическим нонсенсом, так как не похож ни на один другой язык мира и его происхождение также неизвестно. То есть на самом деле об этом народе можно говорить много и интересно, но сегодня мы остановимся лишь на одном аспекте культурного наследия айнов – мифологии.
Источники по мифологии айнов
Мифы айнов дошли до нас в форме юкар – это саги, передававшиеся в устной форме. Юкар представляют собой эпические песни, исполняющиеся как мужчинами, так и женщинами. Они начали записываться европейскими и японскими этнографами в XIX-XXвеках. Самый известный исследователь юкар – Имекану (это айнское имя, в Японии ее знают как Каннари Мацу). Сборник Имекану не имеет аналогов по объему – ей удалось собрать 92 эпические саги, не присутствующие ни в одном другом источнике.
Часть юкар переведена на японский язык сотрудниками Японского агентства по делам культуры, в дальнейшем с этих работ сделаны переводы на остальные языки мира, включая русский. К сожалению, в 2007 году агентство прекратило финансировать расшифровку сборника Имекану. Дорасшифровкой в разное время занималось несколько частных организаций, но полностью сборник не переведен до сих пор (из 92 саг переведены лишь 43). Сборники других исследователей (например, Сары М. Стронг) также переведены лишь частично.
Несмотря на то, что нам доступен далеко не весь айнский эпос, имеющихся сведений достаточно для формирования полноценной мифологической картины мира, лежавшей в основе миропонимания айнов. Основной корпус эпических легенд базируется на ряде крупных произведениях, которые переведены полностью. К таким произведениям относятся Котан Утуннаи и Кутунэ Ширка. Также оригинальное айнское мировоззрение заключено в ритуалистике и традициях шаманическо-анимической культуры Ко-синто, которая легла в основу японского синтоизма.
Космогонические мифы айнов
На данный момент известно несколько айнских мифов о создании мира, но только один – в полном, а не фрагментарном виде, хотя даже его описание в разных юкар отличается. В плане сюжета он близок традиционной японской космогонии и в целом имеет общие черты с мифологией народов Центральной Азии и Мезоамерики. Согласно этому мифу, история мира делится на три временных промежутка: Мосир Шиках Охта («когда родился мир»), Мосир Носкекехе («середина мира», иногда переводят как «центр мира») и Мосир Кес («конец мира»).
Все версии мифа начинаются с того, что мир представляет собой бесконечный океан (как, например, в древнеегипетской мифологии), и кроме воды в нем нет ничего. Демиург Пасе Камуй, существовавший с начала мира, послал вниз, к воде, водную трясогузку. Трясогузка летала над водой, пока не разогнала ее в стороны взмахами крыльев, и таким образом появилась первая суша. Но суша была рыхлая, неустойчивая. Поэтому трясогузка долго прыгала по ней и била хвостом, чтобы утрамбовать поверхность. Так возникли острова, пригодные для жизни.
Дальше версии мифа расходятся. В некоторых юкар говорится, что Пасе Камуй создал и спустил на землю божественную пару Окикуруми и Туреш. У них родился сын (его имя не упоминается), который стал первенцем народа айнов. Именно он обучил своих потомков всему, что нужно для выживания. Однако по другой версии, Пасе Камуй прежде людей населил землю животными и растениями. Затем он увидел, что самое благородное из животных – медведь, тогда демиург сделал так, что медведь стал человеком, первым айном.
Версия о предке-медведе многими исследователями считается более древней, тогда как версия с трясогузкой, возможно, появилась уже с приходом протояпонцев. В частности, Д. Лиминг обосновывает эту теорию тем, что в отличие от всех азиатских народов айны «традиционно волосаты». В том смысле, что их традиция предписывает носить очень длинные волосы, мощные бороды и усы. В этом Лиминг улавливает образ медведя, которого айны вполне возможно считали своим тотемным предком.
В работах Дж. Бэчелора упоминается миф, согласно которому изначально мир у айнов представлял собой не океан, а болото. В болоте жили страшные и жестокие создания, и не было ни людей, ни животных, ни растений. Однако Пасе Камуй, наблюдая за болотом, увидел, что в его глубине живет огромная форель. Он приманил форель к поверхности и смог разместить на ее спине несколько островков суши, которые заселил людьми.
Согласно другой версии, речь в мифе идет не о форели, а о лососе. Причем когда этот лосось шевелится – на суше происходят землетрясения, а в море – приливы и отливы. Судно, погибшее в море во время шторма, в айнском языке именуется оборотом, который на русский можно перевести как «проглоченный лососем».
В некоторых юкар упоминается миф, согласно которому Пасе Камуй сам поднял землю из мировых вод и облагородил ее при помощи хозяйственных инструментов, основным из которых была мотыга. В этом сюжете также присутствует трясогузка, но лишь как помощник демиурга. Еще один вариант этого мифа утверждает, что изначально не было ни мирового океана, ни земли, потому что все стихийные элементы находились в «перепутанном» состоянии, а Пасе Камуй упорядочил их, таким образом создав мир.
Наконец, последний из известных космогонических мифов айнов рассказывает о том, что первой землей был остров Эдзо (японцы назвали его Хоккайдо). Предполагается, что расселение айнов по японским островам началось именно с этого острова. Согласно мифу, когда Пасе Камуй решил создать мир, он послал вниз бога Аиойне и его сестру Турешмат. Демиург повелел Турешмат сформировать западную часть острова, а ее брат взял на себя северную и восточную. Дальше есть две версии – по одной Турешмат просто не хватило сил для этой работы, по другой – она неожиданно встретилась с другой неизвестной богиней и разговорилась с ней, а потому ей пришлось создавать свою часть острова наспех. Обе версии предлагают мифологического объяснение того факта, что западная часть Хоккайдо сильно отличается от северной и восточной – она гораздо более неровная и каменистая.
Мироустройство
В космогонии айнов есть шесть верхних и шесть нижних миров, каждый из которых отличается от других описательно и функционально. Мир людей относится к нижним мирам, он имеет два названия – Канна Мосири («Верхний мир») и Увекари Нотереке Мосири («Мир, по которому топают ногами»). Так как айны жили на островах, то любую сушу они воспринимали как остров, в их языке даже не существовало слова со значением «материк» или «большая земля».
Это любопытный факт, ведь если учитывать, что айны живут на японских островах как минимум 14 тысяч лет, получается, что они действительно никогда не жили на материке или жили на нем так давно, что «большая земля» исчезла из их культуры на уровне миропонимания, прямым отражением которого выступает язык. Соответственно маловероятными кажутся версии о том, что они пришли из Европы или Азии.
Второй мир, расположенный под миром людей, также имел два названия – Тейне Покла Мосири («Подземный мокрый мир») или Нитне Камуй Мосири. Второе название трудно переводимо, оборот «Нитне Камуй» означает что-то вроде «дьявол» в нашем понимании, поэтому традиционный перевод – «Дьявольский мир». Это один из посмертных миров, в нем нет солнца, он влажный и холодный. В мифах айнов говорится, что в Дьявольский мир попадают «злые люди», хотя нет точного определения, что означает этот оборот. Также сказано, что в этом мире души злых людей будут наказываться до скончания времен. Но кто и как их будет наказывать – неизвестно (возможно, эти сведения есть в еще непереведенных юкар).
Если два первым мира типичны для большинства культур древности, то третий мир в космогонии айнов совершенно самобытен. Он называется Камуй Мосири, что значит «Мир богов». Его особенность в том, что он тоже расположен под землей рядом с Дьявольским миром. В Камуй Мосири обитают многие (но не все) айнские божества и туда попадают души «добрых людей». Интересно, что в Мире богов люди ходят вверх ногами по отношению к земному миру. Таким образом, ступни живых и мертвых соприкасаются.
Четвертый нижний мир, расположенный под Миром богов и Миром дьяволов называется Покна Мосири (просто «Нижний мир»), мы ничего не знаем о том, как его представляли айны. В юкар упоминается, что под Покна Мосири есть еще один мир, но в переведенных текстах нет ни его названия, ни описания. Зато нам известно название самого нижнего, шестого мира. Айны называли его Тирана Мосири. Слово «тирана» в айнском означает «нижний» в превосходной степени, поэтому наиболее близкий перевод – «Самый нижний мир». Тирана Мосири описывается как страна вечного солнца и благоденствия, самый прекрасный из миров, но не говорится, кем он населен.
Над шестью нижними мирами, которые находятся на земле и под землей, расположены шесть верхних миров, которые, по представлениям айнов, находились в небесах. Как айны называли небесные миры – мы не знаем, но переведенные юкар говорят, что все они населены божествами. При этом, чем выше мир – тем более сильные божества его населяют. В самом верхнем из небесных миров живет Пасе Камуй и главные боги, а управляет им Синисерангуру.
Божественный пантеон айнов
Боги в мифологии айнов обозначаются словом «камуй», которое переводится как «тот, кто покрывает». В отличие от традиционной японской мифологии, у айнов есть лишь один главный бог-демиург, его имя – Пасе Камуй, что значит «бог создатель». У него есть и другие имена, например – Котан Кара Камуй («бог владетель земли»), Мосири Кара Камуй («бог владетель миров»), Кандо Кара Камуй («бог владетель неба»).
Все остальные боги выступают в роли посредников между Пасе Камуй и людьми. Через посредников-помощников Пасе Камуй наставляет людей и помогает им. Помимо этих главных богов есть обширная группа божеств более низкого ранга, воплощающих стихии, события и различные аспекты мироздания. Эти божества называются Яйян Камуй. Слово «яйян» в айнском имеет достаточно интересное значение, его можно перевести как «ближний» и «дальний» одновременно. То есть Яйян Каму – это «ближние и дальние боги».
Главные боги и Пасе Камуй рассматриваются в мифологии айнов как универсумы, у них нет однозначно положительной или однозначно отрицательной окраски. Яйян Камуй напротив – четко градированы на добрых и злых богов. Добрые живут в небесных мирах (а также в посмертном «Мире богов»), злые – в земном мире и мирах подземных. Добрые боги в основном представляют стихии, злые воплощают опасности, которые могут подстерегать человека. При этом добрые боги айнов почти никогда не воплощаются в мире людей и не имеют визуально воспринимаемой формы. Злые божества всегда воплощены, предстают в основном в виде страшных больших животных.
Есть несколько мифов, в которых описываются схватки между злыми и добрыми богами, при этом инициаторами всегда выступают злые боги. Например, есть миф, согласно которому безымянный злой бог решил проглотить Солнце (мне тут сразу вспомнился скандинавский Фенрир). Но Пасе Камуй спас Солнце, послав одного из своих богов-помощников в форме ворона. Ворон залетел в раскрытую пасть злого бога и тот исчез.
Согласно одному из айнских космогонических мифов, Пасе Камуй создал мир при помощи мотыги, а потом бросил ее, и из брошенной мотыги появились злые боги. При этом злые боги вовсе не хаотичны, у них есть собственный пантеон, который возглавляет Нитатунарабе, богиня болот. Считается, что почти все злые боги – прямые потомки Нитатунарабе. Иногда они называются общим словом «Тоиекунра», перевод которого неясен. Злых богов значительно больше, чем добрых, и мифов с их участием тоже больше.
В мифологической системе айнов помимо пантеонов Пасе Камуй и Нитатунарабе был еще один пантеон, более древний. Его название не сохранилось, но известно, что изначально айны обожествляли деревья и именно с деревьями они связывали процесс рождения и развития мира (в частности, есть мифы, где боги-деревья создают огонь и первого человека из народа айнов). Некоторые деревья считались положительными (ива), другие – вредоносными (вяз, ольха).
Также в мифах говорится, что до появления айнов существовал народ карликов, которые по одним юкар жили в нижних мирах, по другим – в земном мире. Этот народ в сагах называется Цорпок Куру, что переводится как «обитающие внизу». Не совсем понятно, создал ли карликов Пасе Камуй или боги-деревья, но считается, что именно у них айны обучились многим искусствам. В том числе женщины переняли у карликов традицию наносить на лицо характерные ритуальные татуировки, значение которых на данный момент неизвестно.
Существование нескольких пантеонов богов – древнего и нового – любопытно, но не является чем-то уникальным для мировой культуры. Например, в скандинавской мифологии владычеству пантеона асов во главе с Одином предшествовало владычество пантеона ванов. А до них существовал еще один, более древний пантеон, о котором мы почти ничего не знаем (вероятно, в него входили такие боги как Форньот, Логи, Хлер, Кари, возможно – Хеймдаль).
Относительно народа карликов Цорпок Куру в среде этнографов до сих пор нет единого мнения. Дело в том, что на территориях, исконно занимаемых айнами, найдены малочисленные остатки культуры (в основном – керамика), значительно отличающейся от айнской. На основании этого факта и легенд о народе карликов, некоторые исследователи (например, С. Цубои, Б. Пилсудский) считают, что Цорпок Куру действительно жили на японских островах до айнов, но затем были вытеснены ими или ассимилированы.
Добрые айнские боги
Ундзи – богиня огня;
Чуф-камуй – бог, управляющий звездами, живет на Луне;
Синисерангуру – бог, управляющий высшим небесным миром;
Синисиранмат – жена Синисерангуру, функции неизвестны;
Тоикурупуникуру и Тоикурупунимат – боги-покровители растительного мира;
Пекончикорогуру – бог водной стихии;
Тай-камуй – бог, останавливающий землетрясения;
Сирикорокамуй – бог-покровитель людского мира;
Нотиерангуру – функции неясны, имя бога переводится как «спустившийся со звёзд»;
Урараэрангуру – функции неясны, имя бога переводится как «вышедший из тумана»;
Нупорикуро-камуй – бог гор (его второе имя Икоропорогуру, в переводе «тот, кто владеет большим богатством»);
Санруверопо-камуй – функции неясны, имя бога переводится как «тот, кто оставляет большие следы».
Аиойна, Турешмат и Окикуруми – боги-демиурги, топонимические боги.
Злые айнские боги
Нитатунарабе – богиня болот и трясин, главное злое божество, предок большинства злых божеств;
Кинасутунгуру – бог-покровитель змей;
Хонпокикеуш – бог, вызывающий камнепады;
Иваоропенерег – бог, разрушающий горы, имеет облик ужасной темной птицы;
Ивабосоингарабе – функции неясны, имя бога переводится как «тот, кто смотрит сквозь горы»;
Цуриканда-камуй – функции неясны, имя бога переводится как «очень жестокий», предстает в облике медведя-людоеда (его другое имя – Нупурикесунгуру, в переводе «существо, живущее у подножия гор»);
Иварасамбе – функции неясны, имя бога переводится как «тот, кто спускается по траве, растущей на горных склонах», имеет облик неизвестного животного размером с лису или собаку, с чёрным телом, длинными ушами и двумя длинными зубами, торчащими из пасти;
Иваетистис – функции неясны, имя бога переводится как «тот, кто кричит в горах», имеет облик страшной птицы;
Ивакосинпук – бог-оборотень, принимающий форму любого живого существа или даже неодушевленного предмета (его имя переводится как «горный оборотень»);
Иваисепо – злой бог, имеющий облик огромного зайца (имя переводится как «горный заяц»);
Иваесангуру, Ивахоину, Ивасарауш – злые боги с неизвестными функциями.
Злые айнские боги, покровительствующих ветрам
Икаменашрера – бог юго-восточного ветра, управляет другими богами ветров, самый злой и опасный из них;
Пикататопоматнеп – бог западного ветра;
Менашоккайвенъук – бог восточного ветра;
Шумреравенъук – бог южного ветра;
Матнаувенъук – бог северного ветра;
Мотенай – бог северо-восточного ветра;
Упасруямбевепъук – бог снегопадов;
Апторуясибевенъук – бог ливней;
Тиукопоиерера или Венрера – бог вихрей;
Руясибенитнеп – бог штормов.
Таким образом, добрые боги айнов представляют несколько четких функциональных групп: боги-помощники Пасе Камуй; боги, участвовавшие в сотворении мира, условно – боги-демиурги; боги стихий; боги-покровители миров. Злые боги делятся на две большие группы – это боги ветров и боги-потомки Нитатунарабе, которые в большинстве своем так или иначе связаны с горами.
Тотемы айнов, другие мифы, Ко-синто
Мифологическое мировоззрение айнов основывалось на анимизме – вере в то, что каждый объект (живой и неживой) обладает душой/духом. В этом смысле анимизм айнов культурологически типичен, потому что подразумевает лишь один прямой метод взаимодействия с духами – шаманический транс. С этой точки зрения традиция айнов близка протосинтоисскому анимизму Ко-Синто и сибирскому шаманизму (в частности – тенгрианству, длительное время сохранявшемуся как самобытное явление среди монголов, бурят и некоторых других народов Азии).
Для анимизма характерно понятие тотема – некоего архитипического символа, как правило, воплощающего дух существа или явления и покровительствующего определенной социальной группе (отдельной семье, целому народу или профессиональному союзу). У айнов известно множество тотемов, но большинство из них лишь упоминаются в отдельных юкар без пояснений. Предполагается, что основными (народными) тотемами яйнов были медведь, трясогузка, орел и ива, они упоминаются в сагах чаще всего.
Один из мифов, связанный с медведем, я привел выше. Но есть еще один сюжет, в котором одинокой женщине по ночам стал являться странный «человек в черном». Вскоре человек рассказал, что на самом деле он – горный бог, а его истинный облик – медведь. Бог взял женщину в жены и они положили начало народу айнов. Также есть мифы, в которых прародителем айнов является бог-орел (по другому мифу, орел спас народ, принеся ему с неба пищу во время великого голода). О трясогузке я также упоминал, однако есть мифы, в которых эта птица выступает не только помощником демиурга (или самим демиургом), но также покровительницей влюбленных (согласно ряду сюжетов, трясогузка разъяснила айнам понятия «муж» и «жена»).
В нескольких сагах упоминается, что первый человек появился из прута ивы, воткнутого в землю богом Аиойной. Ива почиталась айнами как божество и покровительница земного мира. Известен айнский обычай, когда при рождении ребенка ему делали талисман из ивы, который должен был защищать его на протяжении всей жизни.
Есть мифы, в которых Аиойна, создав человека, вернулся в небесный мир. Но другие боги дали ему имя Айну Рак Гуру («тот, кто пахнет, как человек») и сказали, чтобы он спустился обратно в земной мир, оставив там одежду, в которой создавал людей. По одной из версий, Аиойна сбросил в мире людей шкурку медведя, по другой – оперение орла. Вообще, с Аиойной связано много мифов – именно он научил айнов общественному кладу, охоте, земледелию, рыболовству, ремеслам и самому главному – добыче огня. До Аиойны народ айнов жил бедно и безрадостно, в некоторых сагах даже сказано, что первые айны были людоедами, потому что не умели иначе добывать пищу (сегодня антропологи предполагают, что австралопитеки практиковали каннибализм). Таким образом, Аиойна является не только богом, но и архитипическим культурным героем.
Другой часто упоминаемый айнский бог – Окикуруми (перевод имени неизвестен). С ним связано много топонимических мифов (мифы, объясняющие происхождение топонимов). Также известен миф о неразделенной любви Окикуруми к айнской женщине и о том, кто трясогузка, посланная Пасе Камуй, излечила разбитое сердце бога. Практически все мифы об Окикуруми переняли японцы, а в поздней японской традиции он полностью отождествляется с легендарным полководцем Ёсицунэ Минамото, жившем в XIIвеке.
Как я уже говорил, анимизм айнов лег в основу Ко-синто. Это была смесь мировоззренческой концепции и морально-философского учения, которая в дальнейшем трансформировалась в традиционную японскую религию – синтоизм. На данный момент сложно выделить элементы, характерные конкретно для Ко-синто, потому что сведений об этой системе нет в ранней японской литературе. Это связано с тем, что когда у японцев появились книги, их оригинальная религия уже многое восприняла от даосизма и буддизма.
Наиболее древние реконструированные устные источники Ко-синто относятся к Эпохе Эдо (XVII-XIXвека). На основании этих сведений утверждается, что Ко-синто представляла собой анимистическую традицию, которая включала множество природных тотемов – животных, птиц, деревьев. В этой системе присутствует многоуровневая иерархия миров, причем земной мир относится к нижней иерархии, к ней же относится мир мертвых, тогда как божественные миры относятся к верхней иерархии. Здесь некоторые исследователи проводят параллели межу Ко-синто и платоновским противопоставлением «мира вещей» и «мира идей».
Также, согласно Ко-синто, современной цивилизации предшествовала Эра Ками. Ками – многозначное слово, которое в зависимости от контекста может переводиться как «душа», «дух», «бог», часто используется в отношении богов или умерших людей. В Эру Ками землей правили существа, которые были похожи на людей, но имели «чистые сердца» и говорили на котодама. Это слово также можно перевести по-разному, наиболее аутентичными считаются переводы – «слова силы» и «язык духа». Котодама присутствует в синтоизме. Считается, что человек, владеющий языком котодама, может словом влиять на тело, разум и душу – как свои собственные, так и других людей.
Таким образом, современные исследователи уверены, что японский протосинтоизм действительно базировался на айнской мифологической системе, отсюда – анимистические, тотемические и шаманические традиции, обширные пантеоны богов, схожие мифологические сюжеты и персонажи. И в этом нет ничего удивительно, ведь айны и японцы начали контактировать более 13 тысяч лет назад. Однако до сих пор остается открытым вопрос о происхождении самих айнов. Что касается их культуры, то согласно позиции ведущих специалистов этой области (например, Г. Сарасины), скорее она все же является самобытной. И гораздо вероятнее, что это айны повлияли на другие народы азиатского региона, а не наоборот.
Источники:
Симонова-Гудзенко Е. «Айнов мифология»;
Добротворский M. «Аино-русский словарь»;
Пилсудский Б. «Фольклор сахалинских айнов»;
Невский Н. «Айнский фольклор»;
Batchelor J. «The Ainu of Japan»;
Batchelor J. «The Ainu and their folklore»;
Groot J. «The prehistory of Japan»;
Kornicki P. «Religion in Japan: Arrows to Heaven and Earth»;
Philippi D. «Songs of Gods, Songs of Humans: The Epic Tradition of the Ainu»;
Sarah M. Strong «Ainu Spirits Singing: The Living World of Chiri Yukie's Ainu Shinyoshu»;
Leeming D. «A Dictionary of Creation Myths Sproul»;
Barbara C. «Primal Myths».