Мать учения

Не то, чтобы «пробуждение» или, там «возвращение в реальность» обещало какие-то восторги вам лично. Скорее, наоборот: если верить отдельным товарищам, когда это самое пробуждение приходит, насладиться им уже некому. Собственно, оно и «приходит»-то именно вследствие вашего личного «ухода».

Мнимый деятель исчезает — блаженство открывается. Только так, и никак иначе.

И вот одно из основных препятствий на этом, так сказать, пути — ощущение т.н. свободной воли, из которого мнимая личность по большей части и состоит. А ведь само это представление о существовании некоего изолированного самостоятельного деятеля – оно, если подумать, довольно абсурдное.

Как бы мы ни были уверены, что то или иное действие или импульс, вроде горячего желания проснуться, исходит непосредственно от нас, и могло бы быть каким-то другим – это всего лишь уверенность. Кроме привычки она ни на чем не основана.

Смотрите. Само желание почесать нос или поднять руку, чтоб убедиться в произвольном управлении своими действиями – оно же, при ближайшем рассмотрении, не «из вас» родилось. Кто-то снаружи вам сказал, что свободной воли нет, что и стало толчком. Или нос зачесался – сам собой, между прочим, помимо вашей воли, вы и не планировали. Зачесался и все.

Или испугались/обрадовались чему-то, и стали соответственно перемещаться в пространстве – сам испуг или радость вы же у себя не вызывали. Это только говорится так, «испугался» – на самом-то деле испуг произошел, абсолютно вне вашего контроля.

Или внимание обратили на ту или иную мысль, воспоминание или ощущение. Если настоящую причину игнорировать, оно и будет казаться, что это вы сами решили обдумать, вспомнить или ощутить.

Ну, и так далее.

Если внимательно посмотреть, у любого вашего действия, как бы произвольного, обнаруживается такая разветвленная сеть предшествовавших причин – ни одну из которых вы, на самом деле, никак не контролируете, – что как-то немного неверно итоговое действие приписывать именно «себе».

А идея, что мог бы поступить так, вот так или так – и сам выбрал конкретный вариант, – это… как бы помягче… память о возможности выбора плюс то же самое «незамечание» конкретных причин конкретного же выбора.

Впрочем, если вы об этом никогда не задумывались, – эта информация вам сейчас никак не пригодится.

Шанти, ом и намастэ.