Маркетинг поколения «П»: безумная реклама техники в 90-х

«В 1990-х и рекламой, и бизнесом рулило поколение авантюристов», — сказал режиссёр, а в прошлом рекламщик Ярослав Чеважевский. Бывшие гуманитарии ринулись «креативить» — благо, в рамки их ещё никто не загонял. Забудьте про чинные ролики в СССР: поколение «П» работало на грани сумасшествия, приличия и бюджета.

Вам пора и нам пора

Один из первых шедевров эпохи. Не то фантасмагоричный мюзикл, не то новый частушечный фольклор, но одинаково успешный с любой точки зрения. Строчки о вентиляторном заводе страна знала наизусть, хотя автор — поэтесса Марина Собе-Панек, сегодня член Академии Российского телевидения — призналась, что писала стихи в спешке, на «торпеде» автомобиля. И вот результат: с её лёгкой руки в обиход вошло слово «договора». А ещё в народе быстро распространились неприличные переделки слогана — ссылки не даём, сами найдёте. В общем, ещё никогда вокруг банального предприятия не было столько шума.

Маркетинг поколения «П»: безумная реклама техники в 90-х Телевидение, 90-е, Реклама, История, Бренды, Dendy, Видео, Длиннопост

Понадобилось около десяти таких щитов в Москве, чтобы бренд противоугонных систем «Clifford» получил практически стопроцентную узнаваемость и лояльность аудитории. Эпохальную «наружку» придумало организованное в 1991 году агентство «Бегемот», которое чуть позже записало для «Клиффорда» ролик, попавший в финал Каннского фестиваля.

А так фирма «Сэлдом» завлекала покупателей на предновогоднюю распродажу электроники. Ничего не поняли? Ещё бы, ведь это вторая часть своеобразной трилогии. Сперва был вот этот ролик, который можно заносить в учебники как пример метамаркетинга. По словам копирайтера Владимира Перепёлкина из «Видео ­Интернешнл», когда в «Сэлдом» заказывали рекламу, там ещё не знали, чем будут заниматься — «то ли помидорами торговать, то ли автомобилями, то ли техникой». Со временем определились — получился второй, более внятный ролик. А третья запись «CD. Сиди, слушай» и вовсе стала культовой.

Играют все

Маркетинг поколения «П»: безумная реклама техники в 90-х Телевидение, 90-е, Реклама, История, Бренды, Dendy, Видео, Длиннопост

Для продвижения игрушек «Тамагочи» в медиакомпании Gameland использовали специфический маркетинг. Посыл понятный: девочка, не получив «питомца», решила завести, кхм, своего. Провокация? Без сомнения! Зато рекламу печатали в журнале «Страна игр», который был первым СМИ в зарождающемся издательском доме.

В 90-е Sega Mega Drive казалась чем-то действительно волшебным и невероятным, как живая вода из сказок. Приставка и мёртвого из могилы поднимала, и простуду школьника лечила враз. Ролик запустили параллельно с попыткой открыть в России дилерскую сеть, поставляющую только оригинальную «Сегу». Попытка, конечно, провалилась: серый рынок и дешевые клоны Dendy Pro 16-Bit продолжили захватывать страну. Не помог даже «звёздный мальчик» Саша Лойе — тогдашнее лицо «Херши-Колы».

Однако за несколько лет до Sega дети узнали о лихом и дружелюбном слонёнке Денди. Это был, как бы сейчас сказали, «вирусняк», сродни загадочному пиару «Сэлдома» — ноль информации о продукте, зато прочная ассоциация с брендом. Кстати, ролик создавал в том числе и Алексей Ситников — один из первых российских специалистов по НЛП.

Компания Steepler, которая и продавала в России ту самую Dendy, к 1996 году сняла целый рекламный мультик о приключениях слонёнка. Там герой делится глобальными планами на коммерческое турне вокруг света. «Уверен, в Dendy будут играть везде», — лихо заявляет ушастый, а потом легко и беззаботно утирает нос злым крысам, очевидно, намекая на конкурентов.

Заяц с пейджером

А вот и один из первых примеров партнёрской рекламы на российском ТВ. Волк и заяц продвигают «АМТ», оператора коммерческой связи. Компания обслуживала и цифровые пейджеры, поэтому в ролике фигурирует модный аппарат Nokia — заяц получает угрожающее сообщение, отдыхая на море. Советский герой, конечно, доволен, что с таким чудом техники не нужно встречаться с волком лицом к лицу.

Маркетинг поколения «П»: безумная реклама техники в 90-х Телевидение, 90-е, Реклама, История, Бренды, Dendy, Видео, Длиннопост

Едва родившаяся российская реклама росла, как на дрожжах, вовлекая всё больше дизайнеров. Те уже не были дилетантами — и к концу 90-х встречались такие экземпляры. Да и грех было продавать один из немногих на тот момент мобильных телефонов как-то иначе. Функционал Benefon Dragon, правда, напоминал чем-то «Электронику 1-07»: будильник, калькулятор, часы... Зато можно позвонить маме!

С помощью такого мистического сюжета четвертая по величине южнокорейская финансово-промышленная группа заявила о ребрендинге. В 1995 году всемирно известный бренд Goldstar объединился с остальными активами компании — в том числе производителем бытовой химии и косметических средств Lucky. Ну а масштабная реклама явно заявляет: все изменения к лучшему, и даже сопевший на кресле небритый муж превратится в подтянутого солидного мужчинку в костюме.


Сейчас, такого, конечно, уже не делают — можете представить в современной рекламе шутки про подростковую беременность? 90-е были эпохой первооткрывателей, действовавших без оглядки на скучные правила. Теперь в рекламе царят порядок и благодать, но ту безбашенную дикость уже не вернуть.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
57
Автор поста оценил этот комментарий

Ебаный крот, какой я старый... Я всё это смотрел еще в те года по телевизору...

PS. А с автором "Сосу..." еще потом долго вместе работали. Москвичи должны помнить эти "шедевры".

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (9)
29
Автор поста оценил этот комментарий

Внучок, к-хе, к-хе, подвинься!

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (1)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Но для продвижения нужна реклама. Иначе никак. И тут пришла другая гениальная мысль: сделать провокационную сексуальную рекламу. Ничто не продаёт так, как секс – подумал я и оказался прав. Я просто вспомнил сцену из жизни: какой-то мужик взял свою жену за сиськи и сказал: «Вот это пельмешки!» А почему бы не задействовать для рекламы женскую задницу?


Мы нашли студентку, синюю, как курица, ведь дело было зимой. Дизайнер Андрей Катцов (отработавший в трёх компаниях – «Петросибе», «Дарье» и даже в «Тинькофф») позвал своего друга-фотографа, и они ночью, прямо у нас на заводе, присыпали жопу мукой и сфотографировали её. Оставалось только написать «Твои любимые пельмешки!» – и реклама готова!


Мы поставили всего пять плакатов в Питере и два – в Москве, где заключили дилерские соглашения с крупными дистрибьюторами. Что тут началось! Прорыв, наш звёздный час! Что называется, попёрло. Люди до сих пор помнят эту рекламу с голой задницей, а выражение «любимые пельмешки» пошло в народ. Даже в кризис наш огромный завод работал на полную мощность, выпуская не только пельмени, но и вареники «Дарья».

(с)Тиньков - Я такой как все

12
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

999 рублей.. эх, были же курсы валют...

10
Автор поста оценил этот комментарий

ну это практически современная реклама уже

7
Автор поста оценил этот комментарий
Как вы заебали... Эта рекламы не только в Москве была . Это сосу наверное по всей стране было. Страна это то что вокруг Москвы.
3
Автор поста оценил этот комментарий

судя по всему что ты работал  с автором шедевра смею  предположить, что ты тоже каким то боком работаешь  в рекламной индустрии? коллега?

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Да, работал. С 90-х по... 2010-е.
Уже отошел от дел. Несколько иная сфера деятельности. Но близкая по духу ))
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

да я тоже уже отошел от прямой рекламы, продакшн и руководство больше, но я в рекламе с 00х по сейчас

1
Автор поста оценил этот комментарий
— Творцы нам тут на хуй не нужны, — сказал он. — Криэйтором, Вава, криэйтором

как раз с месяц назад прочитал "Generation П", в первой трети поржал (описанное вполне может быть правдой), оставшиеся 2/3 думал употребляет ли Виктор Олегович мухоморы, марки или ему подгоняют что-то иное

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку