Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Манифестъ идиота

Я - идиотъ. Надеюсь, что пока в древнегреческом смысле этого слова. Человек - сознательно не участвующий  в политической жизни своего полиса. За 22 доступных для этого года ни разу принципиально не голосовал. И, полагаю, для этого есть причины.


Первая мысль написать подобный пост возникла после недавнего прочтения книги в русском переводе "Звездная пехота" (широкой общественности также известна по шедевральному кино Пола Верховена "Звездный десант").


"- Если ты не в состоянии слушать, то, может быть, скажешь тогда классу: стоимость - это относительная или абсолютная величина?


На самом деле я слушал. Просто не видел причин, мешавших бы мне слушать, закрыв глаза и расслабившись. Но вопрос застал меня врасплох: я ничего не читал по этому предмету.


- Э-э… абсолютная, — сказал я, поколебавшись.


- Неправильно, - отметил он холодно. - Стоимость имеет смысл только в человеческом обществе. Стоимость той или иной вещи всегда связана с отдельным индивидуумом. Ее величина будет различаться в зависимости от каждого отдельно взятого индивида. Рыночная стоимость - это фикция или в лучшем случае попытка вывести какую-то среднюю величину индивидуальных стоимостей, которые все разнятся между собой, - иначе бы не могла существовать торговля.


Я представил, как бы среагировал отец на тезис о том, что рыночная стоимость - это фикция. Наверное, просто фыркнул бы и ничего не сказал.


- Это индивидуальное отношение стоимости для каждого из нас проявляется в двух моментах: во-первых, то, что мы можем сделать с вещью, то есть ее полезность; во-вторых, что мы должны сделать, чтобы эту вещь получить, собственно ее стоимость. Существует старинное предание, утверждающее, что «самое дорогое в жизни — это свобода». Это неправда. Абсолютная ложь. Трагическое заблуждение, приведшее к закату и гибели демократии в XX веке. Все пышные эксперименты провалились, потому что людей призывали верить: достаточно проголосовать за что-нибудь, и они это получат… без страданий, пота и слез. Свобода сама по себе ничего не значит. Потому что за все надо платить. Даже возможность дыхания мы покупаем ценой усилий и боли первого вздоха".


Но речь не об этом. А о современной российской демократии, которая является карго-культом в чистом виде. Мне лично кажется, что в головах некоторых людей принципиально перепутаны причина и следствие. Европа, на которую все кивают, живет так не потому, что там свободно голосуют. А потому что она прошла длительный путь от (условно) Хартии вольностей 13 века, через феодализм, столетние войны, самоопределение профессиональных гильдий (вольные каменщики), луддитов, революции 18-19 веков, чтобы потом по итогу достигнуть определенного консенсуса в обществе. Следствием которого стало голосование. Но в современной России консенсус никому не нужен. Можно взять только верхушку - выборы. Построить самолет из камыша и ждать, когда с неба упадет бутылка кока-колы.


Отсюда мы приходим ко второму выводу. Я не сильно верю в способность современного среднестатистического человека в современном сложном мире делать рациональный политический выбор. В моем конкретном случает об этом говорит весь жизненный опыт. Например, когда после смуты 90-х в 2001 г. в моем крае выбирали губернатора, то выбрали казначея бандитской группировки. О котором знали все. Народный выбор, хуле. Которого потом убрали за массовые переписки имущества на себя.


Когда чуть позже выбирали мэра в 2004 году, то в первую очередь выбрали лидера крупнейшей преступной группировки. Кореша которого в первую ночь после устроили массовый дебош на центровой набережной с лозунгами - сейчас мы весь город под себя подомнем. И который в первые года переписал на себя оставшуюся половину города.


Да что говорить, даже тот, против кого сейчас протестуют, тоже пришел к власти по итогам свободных выборов...


И здесь возникает третий вопрос. А так ли этот конструкт в виде бледной тени самого себя необходим в современном мире? Населения становится все больше, а ресурсов меньше. Сможет ли голосование дяди Васи-алкоголика обеспечить их рациональное распределение на пользу общества и ко благу всех участвующих? Ответ оставлю на ваше усмотрение.


Я не особый. У меня нет уверенности в абсолютной правоте своих решений. Я не верю во всеобщее благо. И тем более организуемое по решению толпы. Мой удел - садик на расстоянии протянутой руки. А если их не касаются встречные руки, то... это и называется демократией...