Магнит или Пятёрочка?

Всем привет! Оказалось, что получить 500 подписчиков на Пикабу можно за 2 дня, когда в Инстаграм это длилось полгода 😅

Продолжаю серию постов про магазины.


С вами @Research4youu и сегодня поговорим про «самый дешёвый магазин». Наверняка у вас были ситуации, когда вы считали один магазин выгодным, а вот ваши знакомые - наоборот, предпочитают совсем другой, ценник в котором вам кажется завышенным. Это происходит потому, что у вас разная корзина (то есть тот набор продуктов, которые вы обычно покупаете).


Согласно теории категорийного менеджмента все товарные категории можно поделить на 4 группы:


- Целевые - создают имидж магазина, дифференцируют от конкурентов, эти товары в центре внимания и лежат в основе лояльности покупателей, к ним нужно особое внимание и осторожная ценовая политика. Как пример, готовая установка в голове у покупателей: «если мне нужна дешёвая и качественная мясная продукция, то это в Глобусе» (не реклама);

- Основные - те категории, которые покупатель ожидает найти в магазине, оказавшись там по какой-то причине. Это стандартный набор продуктов: молоко, хлеб, масло, яйца... Задача данной категории - увеличить корзину покупателя, то есть средний чек;

- Категории удобства - ассортимент варьируется в зависимости от локации магазина, обычно представлены бренды-капитаны категории. Поскольку обычно покупку этих товаров не планируют, ритейлеры стараются их «подложить» покупателю тут и там в торговом зале и у касс, чтобы покупатель совершил незапланированную покупку (сладости, соусы, напитки, батарейки, зубные щетки и т.п.). Задача категории - аккумулировать прибыль;

- Сезонные - ассортимент, представленный в ограниченный период времени, меняется в зависимости от сезона: например, привязанный к гендерным праздникам, к новому году, началу учебного года и так далее. Задача категории - привлечь покупателей и работа над имиджем


Итак, перед ритейлерами стоит задача определить, в какие группы распределить имеющиеся в ассортименте категории, от этого будет зависеть как они будут расположены в зале и на полках, какое будет ценообразование и промо-политика.


Поскольку задача целевых категорий привлечь покупателей - на эти товары устанавливается низкая наценка, цена часто ниже рыночной. Либо же это какой-то уникальный ассортимент, не представленный нигде больше.


Основные категории - те, что формируют нашу корзину. Тут нужно быть + - на уровне конкурентов. Но здесь есть интересный момент. Среди ритейлеров существует понятие KVI - key valuable items - ключевые товарные позиции, за которыми приходит потребитель и по которым он оценивает общий уровень цен в сети. Задача - определить корзину, конкретный набор товаров, на которые будут установлены цены ниже конкурентов. Это привлечёт конкретных людей и если цены на эти товары не превышают допустимый уровень психологического восприятия, то покупатель решит, что и стоимость других товаров для него оптимальна. Тут вступает в силу хитрость ритейлера и на другие товары он уже делает наценку больше, чем у конкурента, но покупатель закрывает на это глаза. В чистом остатке ритейлер оказывается в выигрыше.


Таким образом, если вы часто покупаете, например, молоко и видите, что в Пятёрочке оно дешевле, вы транслируете данную установку на весь магазин. В то время как ваш собеседник может совсем не покупать молоко, но вот часто берет хлеб - который в свою очередь может оказаться тем самым KVI в другом магазине.


Спасибо, если дочитали до конца, надеюсь информация была полезна.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий
Это стандартный набор продуктов: молоко, хлеб, масло, яйца...


Я захожу в магазин каждый день. НО:

1. Молоко покупаю раз в месяц, когда готовим пюре.

2. Масло раз в неделю.

3. Яйца, тоже раз в неделю.

4. Ну хлеб, раз в два дня.

Как можно привлечь моё внимание ценами на эти продукты?

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Это пример, набор продуктов может быть любой, на выбор магазина


Ну, например, вы любите конкретный хлеб, а пятёрочка его взяла в KVI. И вот в пятёрочке он стоит 30 руб, а в магните 37. И вот вы пойдёте за ним в пятерочку и возьмёте, а заодно и молоко с яйцами

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Нет. Так это не работает. Фокус идёт на массового потребителя, который паровозом будет тащить другие товары.

Автор поста оценил этот комментарий

Масло раз в неделю? Вы его кусками жрёте, что ли???

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку