Люпен Третий. Часть 3. Фильм за фильмом

В прошлом посте я рассказал о том, как Люпен стал популярен и упомянул, что вскоре вышли две полнометражные картины. Сегодня о них и расскажу.

Тайна Мамо

Люпен Третий стал успешен. Он стал очень популярен. Что надо делать с популярным сериалом? Правильно, выпустить фильм! И тут продюсеры захихикали и начали потирать ручками, замышляя хитрый план. Если на телевидении нельзя было показать сколько-нибудь много обнаженки (ну, к примеру, даже голая русалка во втором сериале не имела сосков. Впрочем, наверное, это логично — рыба же), то в кинотеатрах с этим было проще (правда, суд все равно некоторые кинофильмы признавал непристойными и запрещал). Ну дальше. Голое женское тело само по себе ставит еще более высокий рейтинг. А рейтингу надо соответствовать, не выдавать же светлую и легкую историю? Все-таки первый кинофильм студии, надо не облажаться.

Так в 1978 году появился фильм Тайна Мамо.

Производство

На фильм возлагали большие надежды. К нему привлекли многих из тех, кто работал над первым сериалом — например, наставника Миядзаки и Такахаты — Ясуо Оцуку, сценариста и режиссера эротических фильмов Ацуши Яматою, режиссером стал раскадровщик первой и последней серии первого сериала Содзи Йосикава. Из "новичков" был Юдзи Оно как композитор плюс новые актеры озвучания, которые пришли ко второму сериалу.

Как я уже говорил, это был первый фильм TMS, поэтому сроку дали 15 месяцев и денег вбухали побольше — 500 млн йен. Столько выделяли на высокобюджетные боевики, для анимации такой бюджет вообще был невозможен. В анимации было задействовано 62 тысячи листов целлюлозы — а типичная двадцатиминутная аниме-серия занимала всего 5 тысяч!

Сам фильм

Ну, что можно сказать о самом фильме... Деньги пошли куда надо, это видно прям сразу. Фильм выглядит очень качественно, рисовка хороша и даже слегка необычна, анимация классная, фоны выглядят богатенько.

Люпен Третий. Часть 3. Фильм за фильмом Аниме, Lupin III, Хаяо Миядзаки, Экранизация, Фильмы, Длиннопост
Люпен Третий. Часть 3. Фильм за фильмом Аниме, Lupin III, Хаяо Миядзаки, Экранизация, Фильмы, Длиннопост

Фильм старались приблизить к атмосфере манги — и небезуспешно. Дизайн персонажей больше похож на пилот и мангу, чем в сериале. Более темная и мрачная атмосфера и персонажи этому способствуют. Экшн хороший, быстрый, резкий, только успевай следить.

Люпен Третий. Часть 3. Фильм за фильмом Аниме, Lupin III, Хаяо Миядзаки, Экранизация, Фильмы, Длиннопост

Злодей — абсолютное чудовище, психопат, который даже несмотря на свою слегка курьезную внешность создает ощущение могущества, если даже не полубога, настоящей угрозы для Люпена.

Люпен Третий. Часть 3. Фильм за фильмом Аниме, Lupin III, Хаяо Миядзаки, Экранизация, Фильмы, Длиннопост

У Люпена опять психические качели качнулись в худшую сторону. Это все еще не манга, конечно. Он не маньяк-психопат-насильник, однако же темные черты у него усилились. Он распускает руки, буквально с топором ломится к Фудзико и готов прыгнуть к ней в постель, хочет она того или нет. С другой стороны, она ж его сначала соблазняла, а потом оттолкнула... У него реально снижена эмпатия, он может намеренно оттолкнуть друзей, хоть и будет потом размышлять и слегка мучиться.

Сюжет же весьма... Любопытный.

Ну, начнем с минусов. Он скучноват, некоторые сцены затянуты, иногда он даже слегка сумбурный, а финальных встреч со злодеем аж две.
Я догадываюсь, как это получилось. Вот моя теория: в сценарии обнаружилась ошибка, а нужные раскадровки уже были сделаны и даже начали рисовать сцены. Дело в том, что некоторые сцены не имели смысла до встречи со злодеем, и не имели смысла после победы над ним. И чтобы эти сцены не пропали даром (а их немало), сделали так, что Люпен встречается со злодеем дважды. Динамика фильма просела, но хоть логически более-менее подтянули.

Из плюсов можно отметить много юмора (что отличает его от слабоюморного первого сериала), иногда глупого, а зачастую черного.

Сущность самого сюжета весьма оригинальна. Более высокому рейтингу — более серьезные темы, теперь здесь подымаются философские темы о бессмертии и его цене, жизни и о том, может ли человек играть в бога.

Люпен Третий. Часть 3. Фильм за фильмом Аниме, Lupin III, Хаяо Миядзаки, Экранизация, Фильмы, Длиннопост


Один из конфликтов здесь извечный конфликт Люпен с друзьями. Люпен готов идти на край света за Фудзико, пусть она, скорее всего, предаст. Гоэмон и Дзиген таким раскладом недовольны. Насколько важна Люпену Фудзико, важнее ли она друзей? Конфликт вроде как заканчивается ничем, но зато потом во франшизе будет подниматься этот вопрос.

Люпен Третий. Часть 3. Фильм за фильмом Аниме, Lupin III, Хаяо Миядзаки, Экранизация, Фильмы, Длиннопост

Еще небольшой минус в том, что Дзенигата тут опять чисто комический персонаж, сюжету не нужный.
Кстати, Гоэмон тут темненький такой. Как в пилоте.

Люпен Третий. Часть 3. Фильм за фильмом Аниме, Lupin III, Хаяо Миядзаки, Экранизация, Фильмы, Длиннопост

В целом фильм хороший, пускай и есть непонятки с повествованием. Денег собрал аж 915 млн, был весьма успешен. Поэтому второй фильм не заставил себя ждать. И к сожалению для фильма Тайна Мамо, второй его полностью затмил. Встречайте:

Замок Калиостро.

Скорее всего, из всей франшизы вы могли видеть только этот фильм. Как часть коллекции Миядзаки.

Режиссером, сценаристом, раскадровщиком и дизайнером выступил Хаяо Миядзаки. И вот тут получилось эдакое столкновение. С одной стороны — будущая гиперфраншиза, которая будет регулярно выходить 50 лет. С другой — будущий гипермаэстро аниме, которого будут смотреть даже те, кто аниме не смотрит. В итоге получился гениальный фильм, лучший во всей франшизе.

Производство

Для Хаяо Миядзаки это была первая полнометражная работа. Но у него за плечами был опыт серий первого сериала о Люпене и своего собственного сериала тоже. С персонажами он уже умел работать, так что могло пойти не так?

Сроки. Миядзаки дали 7 месяцев на полностью производство фильма с нуля при таком же бюджете, что и у Тайны Мамо, а я напомню, что у Тайны Мамо сроки были 15 месяцев. Производство было адом, работники ночевали прямо в студии, и это при том, что Миядзаки знал, чего хотел, и продюсеры не говорили "все фигня, давайте заново". Когда надо было начинать уже отрисовывать сами сцены, была готова всего четверть раскадровок, их завершали уже по ходу дела. И Миядзаки еще и снял целых два часа материала, пришлось урезать до часа сорока. И а этом аду родился такой шедевр!

Сам фильм

Начнем с персонажей.
Хаяо Миядзаки уже работал над первым сериалом, поэтому дизайны основных персонажей похожи на тот самый сериал, хотя и несут в себе некую черту Миядзаки. Пиджак у Люпена опять зеленый, ага.

Люпен Третий. Часть 3. Фильм за фильмом Аниме, Lupin III, Хаяо Миядзаки, Экранизация, Фильмы, Длиннопост
Люпен Третий. Часть 3. Фильм за фильмом Аниме, Lupin III, Хаяо Миядзаки, Экранизация, Фильмы, Длиннопост
Люпен Третий. Часть 3. Фильм за фильмом Аниме, Lupin III, Хаяо Миядзаки, Экранизация, Фильмы, Длиннопост

Интересно, что Дзенигата здесь чем-то напоминает капитана Дайса из сериала Миядзаки Конан — мальчик из будущего, который он снял за год до фильма.

Люпен Третий. Часть 3. Фильм за фильмом Аниме, Lupin III, Хаяо Миядзаки, Экранизация, Фильмы, Длиннопост

А Кларисса де Калиостро напоминает Лану из того же Конана — как внешне, так и характером.

Люпен Третий. Часть 3. Фильм за фильмом Аниме, Lupin III, Хаяо Миядзаки, Экранизация, Фильмы, Длиннопост
Люпен Третий. Часть 3. Фильм за фильмом Аниме, Lupin III, Хаяо Миядзаки, Экранизация, Фильмы, Длиннопост

Кларисса, как и Лана — невинное дитя, воплощение чистоты, прекрасный, ничем не запятнанный образ, милая девочка, которую нужно оберегать.

Раз уж заговорили о характере, давайте поговорим об изменениях не только дизайна персонажей.

Люпен тут изменился, причем достаточно серьезно. Он стал взрослее и остепенился. Его психологические качели резко махнули в сторону спокойствия, уравновешенности и золотого сердечка, которое он всегда с собой носит, но здесь оно проявляется особо. Изнасилования? Что вы, этот Люпен даже к Фудзико не пристает, а уж к Клариссе он относится дружески или даже отечески. Разве что с официанткой флиртует. Планы придумывает не чересчур сложные, а простые и надежные. Вместо выпендрежного Мерседеса SSK — простой, крепкий и надежный Фиат 500. Да и вообще стал намного мягче и романтичнее. По факту он не совершает ни одного негативного поступка — краденые бумаги оказались фальшивыми, а незаконное пересечение границы и проникновение в замок — было для спасения невесты и разгадки тайны фальшивых денег. Это контрастирует с его антигероическим образом из других частей, но ты веришь, что это тот же Люпен, только остепенившийся и раскрывший больше свое золотое сердце. Наверное, в этом некоторый неуспех Заговора клана Фума и 3Д-фильма, в которых тоже Люпена сделали чуть добрее. Дело ведь не в том, что он стал добрее в душе — в душе у него всегда было золотое сердце (кроме манги, естественно). Дело в том, что он именно повзрослел и стал более искренним, стал больше раскрывать свою душу.

Автомобиль Люпена из Тайны Мамо и Замка Калиостро.

Люпен Третий. Часть 3. Фильм за фильмом Аниме, Lupin III, Хаяо Миядзаки, Экранизация, Фильмы, Длиннопост
Люпен Третий. Часть 3. Фильм за фильмом Аниме, Lupin III, Хаяо Миядзаки, Экранизация, Фильмы, Длиннопост

Дзиген тоже поменялся. если раньше он ворчал на Люпена, отпускал едкие саркастичные шутки и высказывал пренебрежение к женщинам, то теперь он стал мягче, всегда поддержит друга, хотя не любит, когда Люпен что-то скрывает, а в конце вообще предлагает Люпену остаться с Клариссой.

Фудзико тоже изменилась весьма серьезно, что можно понять по ее внешнему виду. Одета она весьма скромно, ну и в дальнейшем вместо чувственности и сексуальности задействует ум, хитрость, физическую подготовку и огнестрельное оружие с гранатами.

Люпен Третий. Часть 3. Фильм за фильмом Аниме, Lupin III, Хаяо Миядзаки, Экранизация, Фильмы, Длиннопост

А вот у Гоэмона почти нет сколько-нибудь экранного времени, но зато есть одна реплика, которую бы не сказал Гоэмон из сериала. Он подметил, что Кларисса прекрасна душой. Кажется, он начал отходить от философии "есть только путь самосовершенствования и женщины в него не входят".

Люпен Третий. Часть 3. Фильм за фильмом Аниме, Lupin III, Хаяо Миядзаки, Экранизация, Фильмы, Длиннопост

Дзенигата тоже "вырос". Только если Люпен вырос характером, то Дзенигата — профессионально. Он теперь не в одиночку бегает за Люпеном, ему выделили пару десятков подчиненных.

Люпен Третий. Часть 3. Фильм за фильмом Аниме, Lupin III, Хаяо Миядзаки, Экранизация, Фильмы, Длиннопост

Анимация очень хорошая, плавная, фоны прекрасны. Миядзаки все-таки.

Люпен Третий. Часть 3. Фильм за фильмом Аниме, Lupin III, Хаяо Миядзаки, Экранизация, Фильмы, Длиннопост
Люпен Третий. Часть 3. Фильм за фильмом Аниме, Lupin III, Хаяо Миядзаки, Экранизация, Фильмы, Длиннопост

Ах да, поскольку это Миядзаки, устаревший летательный аппарат должен быть. Не пропеллерный, но что уж было.

Люпен Третий. Часть 3. Фильм за фильмом Аниме, Lupin III, Хаяо Миядзаки, Экранизация, Фильмы, Длиннопост

И европейская архитектура.

Люпен Третий. Часть 3. Фильм за фильмом Аниме, Lupin III, Хаяо Миядзаки, Экранизация, Фильмы, Длиннопост

Сюжет тут весьма незатейлив, но целостен, без дыр. Нет лишних сцен, сюжетных линий, конфликтов, всего в самый раз. Кстати, есть отсылочки на оригинальные романы Леблана, но я читал не все, узнаю только имя Кларисса — оно было в "графине Калиостро".

Злодей хорош. Он не внезапный злодей из ниоткуда, он не недопонятый и обиженный, у него нет трагической предыстории. Но и с другой стороны — он не абсолютное зло, которое хочет просто зла всем на планете, и который за малейший промах казнит половину подручных. Он, как и некоторые другие злодеи Миядзаки, просто хочет наживы, но уж ради этой цели он готов пойти на очень многое. И у него весьма хорошая репутация и связи на мировом уровне. У него нет сверхгениальных технических изобретений, которые опережают общемировой прогресс на 150 лет. У него просто передовые технологии середины-конца XX века.

Сцены экшна очень качественно сделаны, цепляют. При этом они перемежаются со спокойными сценами, замедляя повествование, давая расслабиться и слегка отдохнуть от погонь, драк и перестрелок.

Этот фильм - доказательство того, что для того, чтобы снять отличный фильм, не нужно выдумывать что-то экстраординарное. Не нужно снимать гениальный артхаус для зрителей с 300 IQ, или выдвигать какие-то сверхновые теории, или еще что-то. Нет. Чтобы снять отличный фильм - нужно снять просто очень хороший во всех смыслах, во всех аспектах фильм, отполировать его до блеска и вложить в него душу.

Вообще, как заметил один человек в 2004 году, Замок Калиостро напоминает французское кино того времени — солнечное, яркое, легкое и веселое кино с недостатком натуралистичности. Но даже последнее - не недостаток.

Изначально фильм просто окупился, собрав 610 млн йен. Но позже, когда его стали продавать на носителях, он стал просто фурором.
Он повлиял на многих — в том числе на Западе. Великий мышиный сыщик отсылается на Замок Калиостро в сцене с Биг Беном. Сцена в конце "Атлантиды" Диснея, по признанию Гэри Труздейла, была тоже вдохновлена концовкой Замка Калиостро. Джон Лассетер, соучредитель Пиксар, признавался, что на него повлиял Замок Калиостро. И даже постановщик фильма Сипсоны признавался, что сцена, где Барт падает с крыши, вдохновлена Замком Калиостро. А в Японии Тадаси Ямадзаки через 40 лет буквально снял фильм, полностью вдохновленный Замком Калиостро — Люпен Третий: Первый. Неплохой, кстати.

Недовольны были немногочисленные "хардкорные фанаты" Люпена, которые утверждали, что это совсем не то. Но даже создатель манги Кадзухико Като считал, что фильм прекрасен, пускай у Миядзаки и другое видение персонажа.

Не знаю, когда будет следующий пост, но я хочу лишь конструктивной критики.

Аниме

35.8K постов7.1K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

- Соблюдайте правила Пикабу;

- NSFW контент запрещен, для него есть отдельное сообщество;

- Ставьте верные теги, подробнее читайте в этом посте.

- Пожалуйста, не оставляйте необоснованные негативные комментарии о тематике сообщества;

- По вопросам работы модераторов сообщества Вы можете обратиться к @admoders