ЛЮДИ СЛОВА окончание

начало https://pikabu.ru/story/lyudi_slova_6624429


Следующая нервотрёпка оказалась более длительной и потребовала значительно больше моих нервов. В 2007 году я начал работу с владельцами замечательного колбасного производства – Василием Николаевичем и его сыном Игорем. История, достойная учебника по бизнесу: начинали в помещении армейской бани площадью 120 кв. м, а через пять лет владели производством общей площадью 4,5 тыс. кв. м, производительностью 15 т в смену и собственным автопарком. Предметом особой гордости был комплект современного высокопроизводительного оборудования немецкого и австрийского производства. Причём линии были смонтированы и размещены до того умно и экономично, что поставщики оборудования периодически возили туда делегации для показа. Надо сказать, и прибыль соответствовала амбициям владельцев. Проведя оценку, я без тени сомнения выставил бизнес на продажу за 11 млн. долларов.


С обращениями проблем не было, была проблема с соблюдением конфиденциальности. На четвёртый день экспозиции мне позвонил Игорь и поведал о случившемся. К нему в кабинет ворвалась финансовый директор с криком "Караул, нас предали!". Оказывается, так она отреагировала на размещённое на сайте БизТорг объявление о продаже колбасного производства площадью 4,5 тыс. кв. м, мощностью 15 т в сутки в 26 км от МКАД. Сначала Игорь сделал втык за посещение сайта БизТорг в рабочее время. И вообще за каким … она туда полезла? Затем пытался убедить, что в Подмосковье много похожих предприятий в 26 км от кольцевой, ведь в объявлении не указано направление или шоссе, не говоря уже о названии. Аргументы слабоватые, но если соблюдать полную секретность, то и продажи не будет.

Затем были рутинные, так называемые "справочные" обращения. Когда их слишком много, это начинает раздражать.


Как бы там ни было, если отбросить предложения, связанные с кредитованием, швейцарскими банками. и прочую шелуху,, остаётся довольно заманчивый вариант. Потенциальные покупатели – российский вертикально интегрированный холдинг по производству свинины. Владелец бизнеса, по совместительству депутат Госдумы, уже несколько лет строит животноводческие комплексы, и вот-вот должна пойти свинина в промышленном количестве. Построить мясоперерабатывающий завод уже не успевают, и принято решение о покупке готового бизнеса. Дело завертелось довольно быстро, и мои клиенты как-то растерялись. Наверное, сработал так называемый «синдром раскаяния продавца». Так психологи называют состояние предпринимателя, продающего родное детище. По аналогии с родителями, отдающие дочку замуж: хорошо, пусть найдёт своё счастье в чужом доме. Но как хочется, чтобы она жила рядом: можно, как и прежде, быть в курсе её жизни, общаться и давать советы. Сначала Игорь намекнул на то, что считает цену заниженной. Коэффициент капитализации, равный 4, слишком мал. Надо бы по справедливости не менее пяти. Об этом ему поведала одна женщина, ранее работавшая на Микояновском мясокомбинате. Так: клиент готов слушать её, а не нанятого за деньги специалиста. Тревожный звонок.


Дальше – больше. Игорь противится процедуре задатка и не хочет вписывать её в предварительный договор. Опасается попасть в ситуацию с двойным возвратом. Покупатели предлагают взамен залог долей в проверенном банке. Но синдром раскаяния настолько гложет клиентов, что на встрече, которая стала последней, Василий Николаевич и Игорь заявляют о повышении цены бизнеса на 60 млн. рублей. Причина – опять женщина с Микояновского мясокомбината плюс намечающийся контракт на 200 т варёной колбасы в месяц с одной из сетей эконом-класса. Представители депутата обещают сообщить об этом шефу и уходят явно разочарованными. Через три недели мне позвонил Игорь и уже не таким решительным тоном попросил узнать судьбу своего предложения. Ответ классический, как и следовала ожидать: «Нашему шефу всё равно, какой там коэффициент. Может быть, и вправду объект был недооценён. Но правильные пацаны не нарушают договорённости. Если покупатель пойдёт у вас на поводу, то заслужит репутацию лоха. А этого он не может допустить». Точка.


Блеф не удался, а я решил временно приостановить работу по этому проекту. Через пару лет судьба меня случайно свела с Василием Николаевичем, уже отошедшим от дел по возрасту. Он очень сожалел о той ситуации, признавал ошибку, но было поздно. В разгар кризиса доходность упала почти до нуля, и о продаже не могло быть речи. Однако через некоторое время я узнал, что крупнейший в мире производитель свинины из Таиланда ищет площадку в Подмосковье. Игорь обрадовался, и я повёз представительного тайского господина смотреть завод. Объект гостю понравился, и владелец не оплошал. Сделав широкий жест рукой, он произнёс: «Вот это всё вы можете купить за 15 млн. долларов, и ни центом меньше. Торг неуместен.». Зачем ездили, не пойму до сих пор.


После кризиса бизнес вышел на небольшую прибыль, но былых высот так и не достиг. Игорь периодически звонил мне с просьбой продолжить работу по поиску покупателей или, по крайней мере, привозить к нему клиентов, ищущих колбасное производство. Следующим интересантом оказался МПК «Рублёвский». На поиски подходящей площадки, где можно было разместить новое производство, был потрачен год. Идеалом для них был бы действующий завод-пятнадцатитонник в пределах 50 км от МКАД, но с большим земельным участком под расширение. «Отлично, у меня неподалёку есть участок 3 га в собственности» – оживился Игорь. А через неделю сообщил, что сделки не будет, поскольку только что продал участок своим друзьям под строительство торгового центра. Надо сказать, что в друзьях детства у него числились сын бессменного главы администрации района, сын районного прокурора и сын вице-президента крупного подмосковного банка. Этим, может быть, и объясняется успех бизнеса.

Вовремя сориентировавшись, я предложил рублёвцам услугу по поиску подходящей площадки. За три недели, используя наработанные связи и оригинальную методику, я нашёл подходящий колбасный завод. Или почти подходящий – до МКАД было 110 км. Покупатели согласились за неимением других вариантов (владельцы подходящих по всем параметрам объектов категорически отказывались продаваться). Сделка прошла довольно быстро, и вскоре на прилавках появилась новая линейка рублёвских колбас и деликатесов.


У рассказанной истории есть занимательная концовка. Через четыре года после «продажи» Игорем земельного участка под торговый центр, мне случилось пообщаться с ним по телефону. «Я никогда никому этот участок не продавал и не мог об этом говорить, клянусь. Вот он, стоит нетронутый. Пусть кто хочет, покупает. вместе с заводом». Без комментариев…

ЛЮДИ СЛОВА окончание Бизнес, Покупка бизнеса, Оценка бизнеса, Длиннопост