Люди. Дороги. Деньги....или кто платит за дороги

Пятница да? Ну вот вам. Контент.

Причина поста/текста довольно проста: попытка разобраться своими силами Кто же все-таки платит за дороги города. Ибо очень часто можно увидеть фразы что "автомобилисты платят за велодорожки", "не нужен общественный транспорт, там полтора инвалида катается", "лучше делать дороги для автомобилистов чем полосы для транспорта" и т.п. В общем, захотелось в этом разобраться. В общем кому лень - крутите вниз до выводов.

Источники информации: интернет. Статистика ГИБДД, статьи дохода/расхода бюджета Санкт-Петербурга, разные СМИ, ресурсы администрации Спб и т.п. В общем, при желании можно найти всё. Сложнее оказалось привести все цифры к общему пониманию. особенно когда пишут "10000тыс.р.". И для четкого корректного понятного интервала беру целый 2022 год.

Численность населения Санкт-Петербурга по данным Росстата на конец 2022 года. составляет 5 600 044 чел. Плотность населения — около 4 тысяч (3991,48) чел./км2. С населением ближайшего пригорода 6,2 млн. Фактическая численность населения Санкт-Петербурга по данным администрации достигает 7 млн. (И кстати, для сравнения - население всей ближайшей Финляндии в 2022 - 5 549 807 чел.)

РАСХОДЫ на «Развитие транспортной системы Санкт‑Петербурга» ‒ 240,5 млрд рублей. Сюда входит все, от строительства и реконструкции дорог, до закупки техники и транспорта и объектов.

ДОРОГИ. 3500км дорог. Именно дорог, без безымянных проездов, дворовой территории и т.п. При этом, на 170км в 2022 было потрачено:

строительство и реконструкция - 60млрд (59.541млн), федеральный бюджет по программе БАД - более 12 млрд (12.637млн), содержание - почти 30млрд ( 28.971 млн), капитальный .ремонт 2млрд ( 2.000млн).

дополнительно, в расходах на транспортную сферу города:

приобретение подвижного состава - 26млрд (26.057млн.), субсидирование проезда в ОТ - 62млрд (62.472млн), Приобретение объектов дорожного хозяйства 1.2млрд(1 272.6млн)

Велодорожки: 135 км велодорожек. Всего включая велополосы, велодорожки, вело-пешеходные дорожки с знаками и разметкой. Но с 2017 до 2020 было заключено всего 44 контракта на общую сумму 411млн.рублей. В общем сумме планируется потратить всего в общем 750 млн до 2030года на 300км, что должно составить расчетные около 10% покрытия города. Но ситуация с 2020 изменилась. А именно появление КСОДД , по которому строительство велополос теперь сильно осложнено в пользу строительства велодорожек при наличии места, требования к строительству новых дорог с заложенными велодорожками и ожидание глобальной концепции развития вело-инфроструктуры. О последней пока ничего не известно, но ожидается на осень 2023.

Городской наземный общественный транспорт в городе представлен: 1520 автобусами, 602 трамваев , 507 троллейбусов. Плюс еще есть метрополитен и электрички железной дороги.

Общественный транспорт в сумме на конец 2022 года перевез 1,5 млрд человек. Это почти пять миллионов человек за одни сутки воспользовалось общественным транспортом. Т.е. это объем всего населения города...или Финляндии. За один день.

Причем, если смотреть на разделение перевозок, то выходит что основной перевозчик - метрополитен (1.8млн/сутки), затем автобусы (1.6млн/сутки ), электро-транспорт (700тысяч (0.7млн) , и еще добавляются пригородные электрички - 200 тысяч (0.2млн) .

Однако в виду недостаточного охвата и недостатка станций в районах - у пассажиров часто всего возникает необходимость совмещения двух видов общественного транспорта: доехать ДО метро и поехать НА метро. И сделать это два раза в день. Как компенсацию, в 2023 планируется довести количество автобусного парка до 4600 единиц подвижного состава.

С метрополитеном в Петербурге все...сложно. Субсидия на перевозку пассажиров 27.8млрд.р (27 859 739тыс.р) плюс на строительство метро - 30млрд.р.

на 2015год стоимость строительства 1 км линии метрополитена с двумя однопутными тоннелями (диаметр 6 м) составляет 7,028 млрд рублей, стоимость аналогичного участка с двухпутным тоннелем (диаметр 10 м) — 6,253 млрд. Вот только этот комбайн "надежда" по факту обеспечил массу проблем городу вида "найти импортные запчасти в условиях кризиса". Вроде как решили на Обуховском заводе.

Напомню: до 2020 всех субсидий на строительство метростроя выделялось около 4млрд. Что хватало только на поддержание состояния коммуникаций.

Каршаринг представлен тремя основными игроками: Ситидрайв, Делимобиль и Яндекс Драйв. Еще дополнительно, но меньшими объемами: Car.Smile, BelkaCar и.т.п Всего около 10тыс прокатных автомобилей, при этом только ДелимМобиль заявлял о более 800тыс пользователей.

Так же, дополнительно к каршарингу есть прокатные самокаты. Urent, Whoosh, Yandex. Общий парк в Петербурге оценивается в 30тыс прокатных электросамокатов, что за 2022 дало 18млн поездок. При стартовом вложении около 500тыс рублей за три года Urent инвестировал (вместе с ВТБ) около 4млрд.рублей, занял 80% рынка с объемом в 120тысяч своих самокатов и получил к концу 2022 года прибыль 2млрд.

Личный транспорт. По данным ГИБДД, в СПБ в 2022 году зарегистрировано 2.1млн транспортных средств. Включая почти 1.8млн (1.789.182) легкового транспорта. Дополнительно: 238771 грузовиков, 20599 автобусов, 76788 мотоциклов и т.п., 97492 прицепов, 58034 полуприцепы.

И так, для сравнения: в той же Финляндии всего "3,19 миллиона автомобилей, из них 2,74 миллиона легковых автомобилей". Вот только у СПБ площадь - 1 439 км², а у Финляндии - 338 462 км². Т.е площадь более чем в 250 раз больше, а автомобилей всего в полтора раза при сравнимом населении. Ну и плотность населения в 16 человек на квадратный километр, против 3991,48 чел./км2.

ПЛАТНЫЕ ПАРКОВКИ Общий парковочный фонд города оценивается в 85тыс. мест. Количество льготных парковочных разрешений - 25тыс. Стоимость парковочного места 100р/час., но стоимость льготного - 1800р/год за "В" категорию.

ДОХОДЫ Для строительства дорог используется "дорожный фонд", в котором собраны получаемые средства с транспортного налога, поступления с штрафов, доходы с акцизов от продаже топлива и т.п.

Доход Петербурга по транспортному налогу в 2022 году составил - 13.04млрд (из них 2 701 543тыс - юр.лица, 10 078 023 тыс. - физ.лица), плюс по штрафам дорожного движения 1.6 млрд (1 632 421.9 тыс), дополнительно - акцизы на дизельное топливо -5.4 лярда, акцизы на бензин - 7.2 лярда.

при этом, на 2.3 млн (2 342 826) нарушителей составлено 9.6млн (9 649 876) актов о нарушениях на сумму 4.4 млрд (4 462 014 тыс).

>9млн (9 106 085) актов по результат автоматической фиксации на сумму 3.6 млрд (3 642 539 тыс.)

Тут пару пунктов есть: всего в городе 1443 камеры, точнее "систем автоматической фиксации нарушений правил движения" как стационарные так и мобильные. 90% камер - контроль скорости. И да - из 4.4млрд штрафов до бюджета дошло всего 1.6млрд.рублей "чистыми". Количество камер обещают увеличить, но вот до появление умных камер - еще далеко. Даже "вафельная разметка" была введена кое-где без камер.

При этом по статистике ГИБДД так же под штрафы попали 925 должностных лиц, 848 юр.лиц, 1301 пассажира, 47043 пешехода. и да - юрлица платят по штрафам в разы больше физ.лиц.

ПОТЕРИ В среднем в СПБ каждый житель проводит 115 часов в год в пробках (18 минут в сутки). При средней зарплате в 84480р, население города теряет более 330млрд.рублей каждый год.

Средняя эксплуатационная скорость, по данным 2022 года, составляет: для трамвая – 13,3 км/час, для троллейбуса – 13,5 км/час, для автобуса – 14,68 км/час. Скорость автомобилей в час пик - около 13км/час. Но в зоне платной парковки В июне 2022 года средняя скорость выросла до 21,8 км/ч

Некоторые расчеты

3млн. руб\км - Расходы на строительство и проектирование велоинфраструктуры (затраты на протяженность) за все время с 2017 по 2030.

423,5 млн руб/км - один новый километр дорог.

9 млн руб/км в год дополнительно на содержание и поддержание состояния.

69 млрд рублей - заплатили пассажиры.

27 млрд рублей - всего получено с водителей (налог плюс акцизы плюс штрафы).

330млрд.рублей каждый год. - потери населения от пробок.

доходность платных парковок в идеале - 204млн.р/год, с учетом льготных разрешений уменьшается до 189млн/год. В идеале работы всего объема. Но на июль 2023 есть всего 37 039 парковочных мест. Так что сумму можно смело резать в два раза.

Выводы:

Велоинфраструктура города стоит городу копейки. Но при этом позволяет снять с городского трафика некоторый объем пассажиров. Особенно в летнее время, когда идет массовое строительство и ремонт дорог. Велосипеды и самокаты в остальное время не занимают дорожное пространство простоем и их пользователи - используют общественный транспорт. Т.е. по сути являются пассажирами.

Город тратит огромные средства, вкладывая в общественный транспорт. Да, он убыточен и в него вкладывают деньги не только в закупку новой техники, но и компенсации проезда. Даже в введении новой оплаты было заложено 10% неплательщиков (итог - 7% на середину 2023). Закупка транспорта в виде увеличения количества автобусов (с 1500 до 4600 к концу 2023года), +30 новых трамваев и тролейбусов по федеральной программе развития электротранспорта. Но вот все это съедается ...пробками. Теми кто занимает городского пространство, снижает эффективное использование дорог. Введение платных парковок в центре - по сути убыточное явление, даже штрафы в 3000р и то выгоднее. Но это позволило нормализовать движение и ускорить его в узких местах. Особенно там, где нельзя сделать новые дороги - центр города. Меньше пробок - меньше потерь времени - больше доход.

Но при всей этой убыточности общественный транспорт в разы больше и чаще участвуют в перевозках чем личный автотранспорт, который чаще просто занимает дорожное пространство. И - приносит значительный ущерб городу. И таки да: ради этих "нищебродов" в "сраных автобусах" - делают дороги. Чтобы по ним ехали, а не стояли. Пять миллионов пассажирских перевозок за сутки оказывается выгоднее и полезнее чем пара миллионов стоящих автомобилей, которые используются несколько часов, уменьшая дорожное пространство.

Да, метро - это хорошо. И быстро. и объемно. Но очень дорого и долго в строительстве. Фактически к тому времени когда строится один участок, второй уже нужно заново перепроектировать и искать новое место, потому что там уже появились новые кварталы и изменились условия. Но это - уже становится болезнью города, когда какой-нибудь запроектированный и незастраиваемый участок вдруг внезапно оказывается сквером или площадкой, встречает массовое сопротивление жителей, которые купили квартиру в многоэтажке и "вдруг внезапно" обнаружили под окнами с купленным "красивым видом" стройку на несколько лет. Или им продали квартиру с наценкой за "скоро тут будет метро".

По сути, сейчас Петербург пошел по московскому пути развития городского транспорта. Т.е массовые вливания денег в дороги и транспорт. И жесткое регулирование личного. Просто потому что вместить всех желающих проехать, приехать и припарковаться в центре города невозможно. Введение "платного въезда" иногда всплывает, но тут еще будут считать и смотреть. Насколько это выгодно, какая польза/вред и как дорого. Но то, что возможности для личного транспорта будут резать - уже довольно очевидно.

В общем, как-то вот так.

UPD. видеоверсия.