Любопытные культурные шаблоны в фантастике европейской и азиатской частей мира.

Я сравнивал европейскую и азиатскую фантастику и заметил кое какие странности.


В азиатской фантастике, все персонажи выглядят романтично и современно, независимо от времени. Чтобы что-то сделать, нужно пройти большой путь, вынести много страданий, пережить множество катарсисов и обладать большими умениями и хорошими друзьями, иначе на одном желании ничего не получится сделать, независимо от того кто ты и откуда. Да и духи, в азиатской фантастике, всегда желают стать людьми и становятся ими, играя в сюжета равную с человеком роль. Сами же духи всегда мудрые существа, и не бязательно духообразные. Это может быть и просто человек большой духовной силы, ставший чем-тов роде полубога. Сами же боги добрые, а если и злые, то долго не живут, так как сами же боги и разбираются с ними, а смертным остается только сражаться с его последователями. И это совершенно понятно и объясняется культурно. Но вот в европейской все совершенно наоборот.


Есть также любопытное различие в творении мира. Миры либо появляются просто так, либо их создают боги или артефакт. Творение мира почти никогда детально не описывается и больше эта тема не поднимается, даже если история крутится вокруг уничтожения мира. Природа зла гораздо важнее, чем природа богов или реальности; Любопытно также то, что боги редко когда проявляют себя. У них могут быть персонофикации в виде статуй и изображений, им молятся и даже получают ведения, но их никто не видел, кроме совсем уж фанатичных последователей. Мифологически они есть и либо они тайно влияют на мир, либо это другие чудеса происходящие просто сами собой, есть выбор трактовки.

Миром часто правят единолично Императоры или короли


З.Ы. Есть конечно и дурная фантастика, где персонажи типичные сопливо страдающие мэрисью, но ее как раз меньшинство.



В европейской фантастике персонажи похожи на новичков в своем же мире. Не сказать что они выглядят современно, но нравы у них не на уровне времени где они живут. Хотя это и странно. Если азиаты ориентированы больше на духовную часть произведения, то европейцы включают гораздо больше логических деталей;

Сами персонажи часто хоть и имеют какие-то особые силы, но получают их не за большую мудрость или заслуги, а эта сила либо дается от рождения избранным, либо ею можно научиться. Но опять же, без сильного духа, что ведет за собой очень много проблем, в виде превращения очередного чудо неудачника в темного властелина;

Путь персонажи хоть и тоже проходят длинный путь, но во время пути осознают очень мало, страдания больше связаны не с самим осознанием чего-то, а от козней злодеев или просто потому, что идти тяжело а они устали;

Друзей тоже редко где можно встретить и те друзья скорее просто товарищи по беде, с которыми хоть и держат связь, но не часто и бывает так, что тот товарищ после теряется, а другой не знает где он да и ему все равно у него и так много бытовых дел;

Духи, всего лишь, мелкие помощники и фамильяры - рабы одним словом;

Боги и другие мощные существа всегда стараются извратить человека, сделать его похожим на какого-то монстра, что им полностью удается. Причем не духовно, как у азиатов, а совершенно физически. Все сверхъестественное объясняется влиянием множества темных существ, которые только и желают бедному человеку зла, чтобы изменить его и сделать похожим на себя. Также, люди тут обращаются в зверей, а звери, даже разумные, часто не хотят быть людьми, также как и духам совершенно на людей плевать, но при этом, есть множество человекоподобных звериных существ. Поэтому если и есть разнообразие существ в описываемом автором мире, то только потому, что именно какие-то высокотехнологические или магические существа взяли человека, инопланетянина, эльфа и изменили его, во благо или во зло, сделав новый вид;

Если боги и есть, то они как правило злые, так как есть только один истинный бог или существо, которое всегда доброжалательно и всегда есть и дает силы чтобы объединиться со всеми и навалять злодею люлей.


Строение мира происходит в борьбе. Добра или зла, или каких-то государств и сил за господство над целым миром, совершенно неважно.



Если в азиатской культуре многое объясняется самой культурой и ее историей, то в европейской, часть ужасов объясняется только влиянием средневековья. Другая же часть, особенно любовь к своей животной стороне натуры и отказ от духовного развития, мне совершенно непонятна.



Забавно также, что менталитеты севера и юга построены на чувственной фантастике. В северной фантастике больше переживаний, в южной больше веселья и развлечений.