Ломбардные истории. Записки оценщика. Клиент №7. Цыган

Вопросы вероисповедания часто очень интимные, и многие люди воспринимают их как нечто, нарушающее их границы, оболочку внутреннего мира, реагируя всегда очень возбужденно, вспыльчиво или, наоборот, замкнуто и стеснительно. В противоположном случае, определенная часть людей выставляет свое вероисповедание напоказ, демонстративно очерчивая сквозь призму религиозных догматов свои правила и нормы поведения, нравственные и этические ценности. Но, в любом случае, религия всегда значит что-то для человека, который причисляет себя к той или иной ее форме. Религия выступает неким нормативом, в пределах которого допускает развитие и существование человека. Говоря о религии, я подразумеваю не только основные мировые течения, но также их ответвления и даже секты, где главным, на мой взгляд, является духовный корень или духовная основа, содержащая предписания к действиям и определенные правила. Но современный мир со своим технократическим и материальным уклоном уже издавна породил не только отдельного человека, а даже целые народы, главенство духовного мира которых ограничено материальными ценностями в самых примитивных в этих аспектах формах. К таким народам, на мой субъективный взгляд, можно отнести цыган. Безусловно, не всех. И в бочке дегтя будет ложка меда. Но, в основной своей массе, цыгане ставят во главенство своего существования — золото, деньги и наркотические вещества. Конечно, корень такой деструктивной направленности народа можно искать во многом, но суть, на сегодняшний день, остается такой.

Ломбард часто посещает цыгане: как целыми семьями, так и по одиночке. Одни пытаются сбыть фальшивое самопальное золото, оборот которого, только по скромным оценкам достигает нескольких миллионов долларов в месяц на территории Российской Федерации. Другие стараются выдать современные реплики различных направлений искусства за исключительные образцы антиквариата, третьи приходят просто поторговаться, стремясь купить вещи дешевле их себестоимости. Еще одни занимаются перекупкой с последующей реализацией со своим материальным интересом. А кто-то просто пользуется услугами ломбарда, сохраняя при этом определенные социально-психологический портрет цыганского представителя.

Так, еще в 2016 году, в ломбард, посреди дня, зашел один цыган, пребывающий в состоянии эйфорической ноты, о чем свидетельствовал шлейф спиртного, вальяжная походка и блестящие черные глаза, своим блеском маскирующие намерения своего владельца. Потрепанная черная кожаная куртка ушедшей моды, потертые оливковые штаны и, конечно, солидных размеров перстень со вставками из черного камня, при всем освещении ломбарда, проливал прекрасный золотой свет.

«Здравствуйте, уважаемый» - с легким акцентом иностранца кавказского происхождения произнес полноватый мужчина лет 40.

«Добрый день» - спокойно ответил я.

Судя по всему, состояние потенциального клиента шло вразрез с его желанием пафосно и быстро снять со своего не тоненького пальца перстень, в связи с чем его резкие подергивания не принесли ничего, кроме как набухания этого самого пальца, еще более осложняющим процесс снятия изделия.

«Да чтоб тебя...Хы-хы» - выругался клиент, чуть ли не с кожей сняв наконец перстень. - Посмотри, брат, оцени, на пару недель оставить. А то надо дочке пальто купить, а сейчас с деньгами, сам понимаешь, тяжело. Приходится, видишь золото снимать, брат» - от первого официального обращения не осталось и следа.

Очередное нарушение субординации уже годами меня не удивляло. Удивляет и настораживает всегда только неожиданность, в данном случае обращением ко мне как «брату». Изумительно, как можно быстро породниться с незнакомым человеком за первые 3-4 минуты общения.

Взвесив и осмотрев перстень, я произвел нехитрый, но выгодный для заведения вычет вставки из черного, как я уже убедился, оникса, и назвал соответствующую сумму.

«Друг, мне бы на пару тыщ побольше. Мне надо пальто доченьке купить, а то, сам понимаешь, зима на носу, холодная, а ходить не в чем» - с исключительной монотонностью и непрерывностью говорил цыган, будто бы читая заученный шаблон фраз. Это меня всегда настораживало, поэтому я сделал более глубокий надпил золота в месте стыковки оникса непосредственно с золотом и убедился, что камень пролагает намного глубже и шире в золотом изделии, в связи с чем, ранее озвученная сумма является недопустимой. Я озвучил изменившуюся сумму, после чего я перестал быть уже и другом.

«Послушай меня» - начал повышать тон цыган., - «Если ты думаешь, что я глупый, - это не так. Ты сказала сначала столько, теперь столько, может я это кольцо сдам, а завтра вас вообще здесь не будет. Давай, как первый раз назвал, столько и плати. Не надо только меня за дурачка держать, хорошо». - явно наступательная интонация всегда вызывает определенный уровень оппозиции и сопротивления, но у меня этот уровень логичен, отработан, и также заучен.

«Нет, это вы меня послушайте» - я встал с кресла и чуть наклонился к окну, разделявшему меня от посетителя, - «По большому счету, камень, закрепленный в вашем перстне не представляет никакой коммерческой ценности, и мы, дабы не наносит косметический вред вашему изделию, не вынимаем его, а высчитываем его вес, оценивая лишь фактический вес золота, за которой мы и можем заплатит. Если Вас не устраивает такая политика оформления сделки, я могу предложить вам удалить камень самостоятельно, после чего я назову Вам сумму по весу золота, но уже как за изделие не поддающееся реставрации и считающееся ломовым».

«Друг, я тебе еще раз повторяю: мне надо дочке купить пальто, я не прошу тебя вынимать что-то или вставлять, или еще что-нибудь. Мне просто нужны деньги за кольцо на две недели. Ты меня понимаешь?» - всегда очень сложно разумно говорить с людьми, находящимися на другой волне рациональности или пьяными.

«Если Вас не устраивает предложенный вариант взаимодействия, - Всего доброго!» - тут уже я начал повышать голос.

«Ладно, давай оформляй! Только побыстрее.» согласился он.

«Паспорт» - холодно сказал я.

Бросив аналитический взгляд на фамилию, я подтвердил свой первичный вывод о цыганской принадлежности мужчины, а состояние паспорта, выглядевшего как будто его несколько раз стирали, причем где придется и в чем придется, было лишнее тому доказательство, хоть и не прямое.

Пока я занимался оформлением документации, мужчина по имени «Ролан» безостановочно стремился отвлечь меня, узнавая, то ассортимент меховых изделий, выставленных на продажу, то ценовой политики в отношении продаваемого ломбардов золота, то возможностью, так сказать, мимо кассы, купить для себя какой-нибудь телевизор или холодильник. В общем-то, как я понял, мужчина хотел все, сразу и желательно бесплатно. По мере приближения сделки к выдаче денег, Ролан все реже разбавлял свою болтовню примечанием, что деньги ему нужны все-таки на пальто для дочери. И, как это неудивительно, получив сумму, сразу же перешел в типично «торгашеское» настроение.

«А можно ли так сделать, брат, что я выбираю у тебя изделие с витрины, с договором рассрочки. Ты его для меня снимаешь с витрины, а я по-маленечку, по-тихонечку тебе денежки приношу, пока не наберется той самой суммы. Ну, если ты мне, конечно, скидочку сделаешь хорошую» - снова монотонно начал «читать» цыган.

«Так вы же хотел пальто для дочери, правильно? У нас представлено некоторое количество хороших пальто с отделкой из натурального меха лиса, песца и норки по очень скромным ценам. У вашей дочери какой размер?» - решил я перевести тему на его личное.

«Да...» - как-то неуверенно начал Ролан, - «для доченьки надо бы, надо, но я думаю пара неделек еще потерпит, потерпит. Мне сейчас надо хотя бы увидеть для себя, сообразить., - перевел он меня снова на витрину с золотом, - «Скажем, вот перстенек побольше того, что я тебе сдал. У него почему такая цена в 65000 рублей? Сколько там веса?»

«28 грамм золота 585 пробы» - уверенно сказал я., - «По 2300 рублей за грамм золота».

«А почему ты у меня взял мой перстень по 1500 за грамм? Он что хуже?» - с невозмутимым лицом говорил цыган.

«Ну, знаете ли, мы не просто так здесь сидим, и я работаю, наверное, также не бесплатно, как Вы может быть подумали» - начал было я разворачивать это направление разговора, как он меня перебил:

«Значит, ты все же здесь обманываешь, и меня обманываешь. Давай обратно мое золото.» - начал цыган нападение.

«Да, конечно, без проблем. Согласно тарифу, о котором Вы расписались, Вы должные проценты за хранение за 5 дней, что составляет минимальный тарифный план по договору, в независимости от того, когда вы забираете свои вещи: сейчас, через 5 минут, или 5 дней.»

«Слушай, малой. Ты меня за идиота то не держи. На одной земле живем. Давай по-хорошему, ты мне кольцо, а я тебе деньги обратно».

«Да, конечно, соглашусь с Вами. Вы мне деньги с учетом 5-дневного периода, я Вам — Ваш перстень» - часто, когда клиент явно неадекватный, или по мере общения набирается его рейтинг ненормальности, я, с целью сохранения нервных клеток в ситуации аналогичной текущей, начинаю вести диалог в безэмоциональном, отстраненном режиме, сочетающим в себе прямой взгляд между бровей и череду регламентированных повторяющихся фраз. Обычно, результатом такого взаимодействия становится односторонний конфликт, с которым клиент не может справиться, и на этом все заканчивается. Однако, цыган был не из таких, и успокоился, хоть это и далось ему с трудом.

«Хорошо. Давай не будем ничего возвращать, но я тогда возьму тот перстень за 65000 в рассрочку и со скидочкой. Готов его взять за 40000 рублей и деньги в течении двух недель принесу. По рукам?» - навыки торга, хоть и были, возможно, отточены, но с явным перегибом.

«Нет. Нельзя» - спокойно сказал я.

«Да я сто процентов...»

«Нет.» - перебил его я., - «Первое. Если Вы что-то берете в рассрочку ни о каких скидках речи быть не может. Второе. Если Вы не укладываетесь в оговоренный срок, - то теряете внесенную сумму. Третье...»

«Хорошо, брат. Я согласен. Сейчас его куплю за 40000. Устраивает?»

«Нет. Во-первых, вырученных с Вашего перстня денег не хватит и на половину, тем более, что...»

Он опять обменялся со мной прерыванием: «А с чего ты взял, малой, что у меня нет таких денег?», - улыбнулся он вовсю ширь своими золотые вставками, доставая из кармана пачку крупно-номинальных купюр.

«Так значит то, что Вы говорили про пальто — это пустые слова, так ведь?» - спросил я удивленно.

«Почему, брат? Мне действительно нужны деньги, чтоб купить доченьки пальто»

У меня с каждой секундой возникало ощущение, что то ли я начинаю впадать в транс, то ли цыган пребывает в нем бесконечно, изредка выходя в реальность. Во все этой пустой болтовне, явно присутствовал скрытый умысел обмана.

«НЕ менее, чем за 62000, и перстень Ваш» - твердо сказал я.

«60 и по рукам, брат.»

«Не менее, чем за 62000.» - я повторил.

Он вновь достал пачку денег, перемотанную канцелярской резинкой, и отсчитал 62000 рублей, и протянул мне.

Иногда интуиция — лучше любого анализа, просто нужно ее чаще слушать. Я решил демонстративно проверить купюры на подлинность, что показало фальшивость всех предоставленных мне денег.

Видимо, обомлев от моей скрупулезности в этом деле, цыган резко попытался перевести все стрелки, мол ему срочно нужно было убегать, но я сказал, что вызываю полицию и он уже будет разбираться с ними. Деньги фальшивые он оставил, только «пятки сверкали».

Однако, спустя несколько дней, он снова вернулся, как ни в чем не бывало, но уже в сопровождении своей супруги и четверых детей. Дети были одеты далеко не бедно, в шубах из мутона, прилично постриженные, трое дочерей и сын в темном пальто. Но жена и муж были в потрепанной одежде, довольно грязные на лицо, как будто бы занимались попрошайничеством, только на супруге цыгана, - очень полной телом женщине, было надето столько золота, по крайней мере, визуально которое только можно было бы оценить хорошим зарубежным автомобилем, или недорогой квартирой-студией. Причем, эти украшения не прятались под одеждой, а выставлялись напоказ, будто бы демонстрируя какой-то статус или, своего рода, благополучие этой семьи. Но этой выглядело даже не столько безвкусно, сколько вульгарно и вызывающе. Возникало такое ощущение, что супруга цыгана все время носила на себе все, что имела в этой жизни.

Словно, прикрываясь своей женой, от стыда и камер видеонаблюдения, цыган начал: «Здравствуй, уважаемый. Помнишь меня? В прошлый раз некрасивая ситуация получилась, поэтому у меня для тебя подарок, прими пожалуйста, не отказывайся., - он достал из кармана своих грязных штанов два мандарина не первой свежести и протянул мне через ячейку приема изделий, - «Очень вкусные, это мы с женой продаем».

«Спасибо, но я все же откажусь. Кстати говоря, зря вы в прошлый раз не дождались полиции, они просили передать, что очень плохая у вас подделка денег была, дешевая» - решил продолжать я с сарказмом, - «И, между прочим, Ваш перстень, что вы сдали в прошлый раз, скоро будет реализован, так как вы не уплатили проценты по хранению».

Семья судорожно начала кучковаться и обсуждать что-то на непонятном мне языке, который не походил ни на кавказский, ни на арабский, ни на европейский, или даже африканский. Часть звуков они съедали и говорили как будто бы одними согласными, но на визгливых тонах. Жена исподтишка схватила своей рукой цыгана куда-то в область живота, а точнее, его излишек. Небольшое выражение боли на лице цыгана свидетельствовало о серьезном доминировании в этой семье матриархата, если еще учесть золото и количество детей женского пола.

«Сколько там, брат, чтобы забрать?» - напряженно спросил цыган.

Я назвал ему сумму, после чего жена всколыхнулась и лицо ее стало из смуглого иностранного белым, разъяренным и демоническим. Поток неизвестной речи почему-то мой разум перевел как ей бы она спрашивала у него куда он умудрился деть деньги, которые тогда получил. Цыган, серьезно подавленный, начал ковыряться у себя в кармане своих штанов, откуда начал поочередно доставать различный мусор: фантики от конфет, семечки, бумажки-обрывки с номерами телефонов, сим-карты, докуренные сигареты и прочее. Видимо, квитанции по займу он не нашел, в связи с чем сумма для выкупа его перстня увеличилась еще на 50 рублей. Он начал пересчитывать то, что у него было. Смятые и грязные деньги хранились у него в разных часть одежды, что говорило о том, что он их либо прятал, либо, по крайней мере, часть из них утаивал от подконтрольного взгляда своей жены. В конце концов, он что-то достал, но ему не хватило. Не хватило значительно, тогда он спросил:

«Шубу возьмешь в залог, брат?»

Я очень напрягся, уже зная, что подвох может быть где угодно. «Смотря какую» - сказал я.

Пробормотав что-то на своем языке, он дал команду двум своим дочерям снять шубы. Жена при этом стояла невозмутимо, видимо, ожидая поскорее получить свое золото обратно.

На улице был мороз: градусов десять ниже ноля, но цыгана, судя по всему, это не смущало.

«Мутон у меня, новый, хороший. Только недавно детям купил, с тех денег, что ты мне дал. Возьмешь?»

«А как же Ваши дети? На улице ведь холодно» - спросил я.

«А ты за моих детей, не переживай, малой, и спокойней жить будешь.» - агрессивно ответил цыган.

Согласно нормальной человеческой морали, в случившейся ситуации я должен был бы, несмотря на ни на что рассмотреть к приему предложенные цыганом шубы с плеч его же детей, и с точки зрения бизнеса это было бы правильно, так как я предложил бы сумму, которая является изначально меньшей, даже с учетом вторичной перепродажи в случае чего. Но допустить такое развитие событий для меня было немыслимым и я отказал ему, после чего его жена долго кидала в его адрес то ли проклятия, то ли оскорбления, в общем недовольства в любом случае. Перстень свой они забрали спустя два дня, может быть на заработанные деньги, а может быть на вырученные от продажи вещей, которые согревали их же детей в холод, не давая простудиться и заболеть. Потому что золото для цыгана и его жены явно находилось на ценности, стоящей выше здоровья своих родных.