ЛОГИКА. Струве Генрих Егорович. Элементарная логика: Учебник для преподавания и самообучения.

Логика есть наука о правильном мышлении. Предмет её - изучение законов правильного мышления.

Мышление есть деятельность ума, посредством которого человек стремится познать предметы, возбуждающие его внимание, и уразуметь их, т. е. усвоить их себе.

Деятельность ума, называемая мышлением,починена известным логическим законам. Эти законы мышления имеют характер всеобщности, т. е. они одни и те же всегда и везде, у всех людей, и при исследовании самых разнородных предметов.

1. Закон тождества. Первый основной закон мышления известен под именем закона тождества. Закон этот выражается в следующем положении: Истина всегда и везде одна и та же согласна сама с собою: она никогда и нигде не изменят свое содержание.

2. Закон противоречия. Он выражается так: Всякое противоречие в мышлении исключает возможность познания истины. Закон этот высказывает содержание предыдущего закона тождества, но в отрицательной форме: ибо, если истина всегда согласна сама с собою, то естественно, что каждая мысль, несогласная сама с собою, т. е. противоречащая самой себе, не может быть истиной.

3. Третий основной закон мышления - закон исключающего третьего. Он выражает так: Между утверждением и отрицанием одной и той же мысли нет ничего третьего или среднего: каждой из них, т. е. или утверждение или отрицание всегда или истина или ложь. Закон этот истекает непосредственно из двух предшествующих: ибо, если истина всегда согласна сама с собою, а противоречие с нею всегда ложь, то каждая мысль может быть только или истиною, т. е. согласная сама с собою, или ложью, т. е. противоречащей сама себе. Среднего состояния не мыслимо.

4. Последний основной закон мышления называется законом  достаточного основания. Он выражается так: Каждая мысль может быть признана истиною лишь при достаточном основании. Закон этот истекает из природы человеческого духа, который не довольствуется в мышление простым утверждением или простым отрицанием какого-нибудь положения, но всегда требует ответа на вопрос: почему это так, а не иначе?