Ликбез по ушастым
Так вот, отойду от политики на очень долгое время, как и обещала, и поговорим (с точки зрения автолюбителя, хоть и начинающего в сфере машин, но разбирающегося в истории) о таком милом, противоречивым, но в то же время многими любимом простеньком автомобильчике Советского Союза - "Запорожце". Детище завода "Коммунар", позже названным ЗАЗ и ныне почти почившем в анналах истории... но не будем о грустном.
Сразу же скажу, мы не будем разбирать всю историю и тому подобное, а хочется остановиться на знаменитом "ушастом" "Запорожце", который имел, на деле, аж три модификации, похожие и отличающиеся друг от друга. И чтобы люди не путали, я постараюсь в меру своих знаний и с большим числом фотографий назвать отличия "ушастых" друг от друга. "Горбатого" ЗАЗ-965 и "мыльницу" ЗАЗ-968М мы рассматривать не будем.
Итак, ЗАЗ-966. Самый первый "ушастый" "Запорожец" снискавший славу за доступность и милый внешний вид. Действительно, как такую няшу можно не любить? Наивно-добрые передние фары, стильная фальш-решётка почти как на "Волге" на багажнике (да, вы ведь помните, что багажник у жужика спереди, а мотор и капот сзади), много хрома в отделке. Выпускался с 1966 по 1972 года и претерпел минимум изменений даже во внешнем отличии.
Здесь начинают путаться и бывалые ЗАЗоводы, но принятым считается такая последовательность, что на фото выше представлена ранняя модель ЗАЗ-966. Внешне можно выделить лишь две вделанные в фальш-решётку дополнительные фары, выполнявшие ещё роли поворотников, и повторители по бокам. Кроме эмблемы завода на крышке багажника (капот сзади, ещё раз) там на левой части также наличествовала надпись "Запорожець" позаимствованная с "Горбатого". Честно одолжу фото с drive2 для демонстрации самого труЪ-ЗАЗ-966 с той самой хромированной надписью на багажнике.
В целом простой народный автомобиль вышел и очень даже стильным. Зад тоже выглядел весьма симпатично, для демонстрации "ушастый" цвета охры:
Очки для задних фар, больше похожие на чашечки с аккуратно точно выштамповкой. Точно такая же выштамповка по хрому была и на колпаках этого автомобиля. Сами задние фары делились на габариты (внизу красные) и поворотники (оранжевые сверху), сигналы заднего хода вынесены в отдельные лампочки со своим остеклением, задняя часть машины имеет длинные прорези для выветривания воздуха из двигателя. А разделены эти решётки небольшой выемкой под стандартный советский квадратный номер. Стоит добавить, что ближе к 1972 году появилась немного модифицированная версия уже с отдельными поворотниками спереди. Вот такая:
Да, этот жужик снимался в выпуске про себя от "Кузницы Тест-Драйва". Также немного "обеднели" колпаки на колёсах, приобретя фирменный для всех "Запорожцев" вид без всяких декоративных наворотов. Надпись "Запорожец" с багажника уже пропала. Но в целом оба варианта почти ничем более друг от друга не отличались. Объединяло их также нутро, то бишь, салон, в который мы фотографиями полезем с вами.
Конечно, арки колёс довольно сильно выступают в салон и педали немного смещены относительно руля и сиденья водителя, однако тут есть куда вытянуть ноги и ездить с комфортом. В отличие от классической посадки в раскоряку и с кривой спиной в вазовском го... кхм-кхм, "Жигулях". Салон весьма скромный, сиденья, конечно, поудобнее чем в "Горбатом", но с не таким большим комфортом как на том же "Москвиче". Руль простой, уже более травмобезопасный и сиденья получили более нормальные крепления - в случае ДТП передний пассажир уже не улетал в лобовое стекло подкидываемый своим креслом, а водитель от кресла не ломал грудь об твёрдый руль. Торпеда стальная и выкрашена под цвет кузова - такие торпеды мне лично очень нравятся и придают некий ретро-шарм машине.
И да, руль у нас "пустой": без рычажков и ключей: стартер находился посередине торпеды, все важные агрегаты мы включаем и выключаем при помощи рычажков, которые вытягиваем на себя - это не кнопки. А включение дворников и поворотников у нас находятся сверху. На фото выше вы их прекрасно видите. Ну и небольшой бардачок для перчаток, журнальчика, каких-то мелких инструментов, винтиков или кулька конфет.
А теперь ЗАЗ-968.
И вот тут начинаются уже путаницы. Ранние модели ЗАЗ-968, сошедшие с конвейера как раз в 1972 году, практически ничем не отличались от "ушастых" 966-х. Внешне ничем. Для примера вам ЗАЗ-968. Найдите десять отличий от ЗАЗ-966:
Снаружи отличий почти никаких нет. Уши всё той же длины и доходят до начала задних колёсных арок. А вот если мы заглянем в салон, то тут уже становятся видны первые отличия:
Как видите, стали в салоне на торпеде стало куда меньше. Переключатели поворотников и дворников у нас переместились на привычное место на руле. Рули стали изготавливаться уже из чёрной пластмассы, а на ЗАЗ-966 встречался руль цвета слоновой кости. Стало больше пластика и на торпеде, а панель приборов чуть сместилась вниз. У бардачка пропала крышка и он занял вертикальное положение. Появилась пепельница и надпись ЗАЗ с номером модели. Левый кусок торпеды всегда пустовал, так что это не разгильдяйство владельца. Магнитола на фотографии уже современная и приделана, а так в стандартную комплектацию жужика входили фирменные механические часы с завода.
Но время не стояло на месте, и вскоре случился небольшой рестайлинг жужика, благодаря чему он приобрёл вот такой внешний вид. И здесь начинается путаница в наименованиях: это ЗАЗ-968 точно, хотя на самом деле...
Вот такая морда ЗАЗ-968А будет вас встречать. В глаза сразу же бросаются первые кардинальные отличия от ЗАЗ-966 и ранних ЗАЗ-968, ибо в целях удешевления машины фальш-решётка была убрана и её заменили хромовой "птичкой" спереди. Появились круглые поворотники спереди, но и это ещё не все отличия...
Остались ещё боковые поворотники, обычно белого цвета, на углах спереди, и повторители вернулись на своё место. На модели ЗАЗ-968, как они могли то присутствовать, то отсутствовать. И при взгляде сбоку мы сразу замечаем куда более короткие уши-воздухозаборники: если раньше они заканчивались на начале задних колёсных арок, то теперь они стали куда короче и заканчивались где-то на середине этих арок. И мелкая деталь: повторители поворотников на заднем крыле, которых на предыдущих кузовах не было.
А теперь переходим снова к заднице, уже ЗАЗ-968А:
На советских номерах Николаевской области. Красивые чашечки обрамляющие задние фары остались на месте, а вот площади с прорезями через которые выветривался из двигателя воздух стали куда меньше, а выемка под номер как раз шире. Сложно сказать, предсказали ли на ЗАЗе появление в 1980-м году новых "белых" номеров и специально сделали под них место, но это ещё одно яркое отличие ЗАЗ-968А от 968. Кроме того под решёточками появились два тонких прямоугольных катафота (светоотражателя), коих ранее не было.
И ещё, что внимательным читателям уже бросилось в глаза, это пропажа крышки горловины бензобака. На прежних "Запорожцах" она гордо красовалась на левой задней части автомобиля снаружи сразу за задним стеклом. И доставляла много хлопот владельца жужиков, ибо оттуда по ночам можно было безнаказанно сливать бензин. Поэтому горловина бензобака переместилась под капот. Отчего заправка ЗАЗ-968А всегда выглядит вот так:
ЗАЗ-968А выпускался вплоть до 1979 года, пока его не сменил в конце 1979 года ЗАЗ-968М, он же "Мыльница", выглядевший совсем уж скупо и скучно по сравнению с "ушастыми" машинками. Однако появлению "мыльницы" предшествовало ещё одно изменение в "ушастом" и касалось оно уже всей торпеды и панели приборов. Вот вам ЗАЗ-968А последней серии, как раз 1979 года выпуска. Кажется, ничего особенного кроме запущенных владельцем советских номеров.
А внутри сюрприз и ещё последняя такая выделяющаяся интересная деталь. Торпеда и панель приборов:
Торпеда стала уже целиком пластмассовой, бардачок обзавёлся крышкой, а приборная панель перестала быть уже единым целым и обзавелась отдельным спидометром, отдельным указателем топлива (который часто, как и раньше, показывал что угодно, но только не уровень топлива в баке) и отдельным указателем температуры. Также место той самой пустовавшей полочки слева от панельки заняла теперь аварийная сигнализация. Именно такая торпеда и такой неизменный салон перекочевали на ЗАЗ-968М, но это уже отдельная машинка не имеющая к "ушастым"никакого отношения.
Теперь, если подвести эдакие итоги, можно легко научиться по характерным признакам отличать ЗАЗ-968 и ЗАЗ-968А друг от друга - это отсутствующая крышка бензобака снаружи, отсутствие фальш-решётки, больше повторителей поворотников, больше самих поворотников спереди, укороченные сзади решетки и большая выемка под номер, а также куда более короткие уши. Не знаю, зачем так сделали на ЗАЗе, упростив в некотором плане весьма стильный 966-й, может экономии ради, кто знает? Или пресс-формы поменяли.
Но вот с попытками отличить ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968 могут возникнуть крайне серьёзные трудности, ибо снаружи оба автомобиля будут целиком идентичны. И тут вам уже надо будет заглядывать в салон и смотреть по торпеде :)
А в целом, сколько бы анекдотов про жужик не травили и сколь бы не комфортным его не называли, при своих известных проблемах вроде вместимости салона, багажника и ОСОБЕННО тормозов, любящих внезапно пропасть в самый ответственный момент (при отсутствии внимательного ухода к ним, само собой), машинка вышла знаковой и легендарной. По-своему стильной, весьма симпатичной и, будучи "ушастой", очень даже ретрофутуристичной. Да и в голодные 90-ые не одну семью в провинции спас этот жужик, таская в себе и на себе всё что угодно, и при должном уходе верно служа своим хозяевам десятки лет. Ну и куда же без отличной проходимости запорше по любым говнам, что он и сейчас может уверенно кинуть вызов современным джипам на бездорожье (и с гарантией незастревания в виде экипажа из четырёх мужиков).