Ликбез по ушастым

Так вот, отойду от политики на очень долгое время, как и обещала, и поговорим (с точки зрения автолюбителя, хоть и начинающего в сфере машин, но разбирающегося в истории) о таком милом, противоречивым, но в то же время многими любимом простеньком автомобильчике Советского Союза - "Запорожце". Детище завода "Коммунар", позже названным ЗАЗ и ныне почти почившем в анналах истории... но не будем о грустном.

Сразу же скажу, мы не будем разбирать всю историю и тому подобное, а хочется остановиться на знаменитом "ушастом" "Запорожце", который имел, на деле, аж три модификации, похожие и отличающиеся друг от друга. И чтобы люди не путали, я постараюсь в меру своих знаний и с большим числом фотографий назвать отличия "ушастых" друг от друга. "Горбатого" ЗАЗ-965 и "мыльницу" ЗАЗ-968М мы рассматривать не будем.


Итак, ЗАЗ-966. Самый первый "ушастый" "Запорожец" снискавший славу за доступность и милый внешний вид. Действительно, как такую няшу можно не любить? Наивно-добрые передние фары, стильная фальш-решётка почти как на "Волге" на багажнике (да, вы ведь помните, что багажник у жужика спереди, а мотор и капот сзади), много хрома в отделке. Выпускался с 1966 по 1972 года и претерпел минимум изменений даже во внешнем отличии.

Ликбез по ушастым Автомобилисты, Отечественный Автопром, Запорожец, Ушастые, История, Милота, Длиннопост

Здесь начинают путаться и бывалые ЗАЗоводы, но принятым считается такая последовательность, что на фото выше представлена ранняя модель ЗАЗ-966. Внешне можно выделить лишь две вделанные в фальш-решётку дополнительные фары, выполнявшие ещё роли поворотников, и повторители по бокам. Кроме эмблемы завода на крышке багажника (капот сзади, ещё раз) там на левой части также наличествовала надпись "Запорожець" позаимствованная с "Горбатого". Честно одолжу фото с drive2 для демонстрации самого труЪ-ЗАЗ-966 с той самой хромированной надписью на багажнике.

Ликбез по ушастым Автомобилисты, Отечественный Автопром, Запорожец, Ушастые, История, Милота, Длиннопост

В целом простой народный автомобиль вышел и очень даже стильным. Зад тоже выглядел весьма симпатично, для демонстрации "ушастый" цвета охры:

Ликбез по ушастым Автомобилисты, Отечественный Автопром, Запорожец, Ушастые, История, Милота, Длиннопост

Очки для задних фар, больше похожие на чашечки с аккуратно точно выштамповкой. Точно такая же выштамповка по хрому была и на колпаках этого автомобиля. Сами задние фары делились на габариты (внизу красные) и поворотники (оранжевые сверху), сигналы заднего хода вынесены в отдельные лампочки со своим остеклением, задняя часть машины имеет длинные прорези для выветривания воздуха из двигателя. А разделены эти решётки небольшой выемкой под стандартный советский квадратный номер. Стоит добавить, что ближе к 1972 году появилась немного модифицированная версия уже с отдельными поворотниками спереди. Вот такая:

Ликбез по ушастым Автомобилисты, Отечественный Автопром, Запорожец, Ушастые, История, Милота, Длиннопост

Да, этот жужик снимался в выпуске про себя от "Кузницы Тест-Драйва". Также немного "обеднели" колпаки на колёсах, приобретя фирменный для всех "Запорожцев" вид без всяких декоративных наворотов. Надпись "Запорожец" с багажника уже пропала. Но в целом оба варианта почти ничем более друг от друга не отличались. Объединяло их также нутро, то бишь, салон, в который мы фотографиями полезем с вами.

Ликбез по ушастым Автомобилисты, Отечественный Автопром, Запорожец, Ушастые, История, Милота, Длиннопост

Конечно, арки колёс довольно сильно выступают в салон и педали немного смещены относительно руля и сиденья водителя, однако тут есть куда вытянуть ноги и ездить с комфортом. В отличие от классической посадки в раскоряку и с кривой спиной в вазовском го... кхм-кхм, "Жигулях". Салон весьма скромный, сиденья, конечно, поудобнее чем в "Горбатом", но с не таким большим комфортом как на том же "Москвиче". Руль простой, уже более травмобезопасный и сиденья получили более нормальные крепления - в случае ДТП передний пассажир уже не улетал в лобовое стекло подкидываемый своим креслом, а водитель от кресла не ломал грудь об твёрдый руль. Торпеда стальная и выкрашена под цвет кузова - такие торпеды мне лично очень нравятся и придают некий ретро-шарм машине.

И да, руль у нас "пустой": без рычажков и ключей: стартер находился посередине торпеды, все важные агрегаты мы включаем и выключаем при помощи рычажков, которые вытягиваем на себя - это не кнопки. А включение дворников и поворотников у нас находятся сверху. На фото выше вы их прекрасно видите. Ну и небольшой бардачок для перчаток, журнальчика, каких-то мелких инструментов, винтиков или кулька конфет.


А теперь ЗАЗ-968.


И вот тут начинаются уже путаницы. Ранние модели ЗАЗ-968, сошедшие с конвейера как раз в 1972 году, практически ничем не отличались от "ушастых" 966-х. Внешне ничем. Для примера вам ЗАЗ-968. Найдите десять отличий от ЗАЗ-966:

Ликбез по ушастым Автомобилисты, Отечественный Автопром, Запорожец, Ушастые, История, Милота, Длиннопост
Ликбез по ушастым Автомобилисты, Отечественный Автопром, Запорожец, Ушастые, История, Милота, Длиннопост

Снаружи отличий почти никаких нет. Уши всё той же длины и доходят до начала задних колёсных арок. А вот если мы заглянем в салон, то тут уже становятся видны первые отличия:

Ликбез по ушастым Автомобилисты, Отечественный Автопром, Запорожец, Ушастые, История, Милота, Длиннопост

Как видите, стали в салоне на торпеде стало куда меньше. Переключатели поворотников и дворников у нас переместились на привычное место на руле. Рули стали изготавливаться уже из чёрной пластмассы, а на ЗАЗ-966 встречался руль цвета слоновой кости. Стало больше пластика и на торпеде, а панель приборов чуть сместилась вниз. У бардачка пропала крышка и он занял вертикальное положение. Появилась пепельница и надпись ЗАЗ с номером модели. Левый кусок торпеды всегда пустовал, так что это не разгильдяйство владельца. Магнитола на фотографии уже современная и приделана, а так в стандартную комплектацию жужика входили фирменные механические часы с завода.


Но время не стояло на месте, и вскоре случился небольшой рестайлинг жужика, благодаря чему он приобрёл вот такой внешний вид. И здесь начинается путаница в наименованиях: это ЗАЗ-968 точно, хотя на самом деле...

Ликбез по ушастым Автомобилисты, Отечественный Автопром, Запорожец, Ушастые, История, Милота, Длиннопост

Вот такая морда ЗАЗ-968А будет вас встречать. В глаза сразу же бросаются первые кардинальные отличия от ЗАЗ-966 и ранних ЗАЗ-968, ибо в целях удешевления машины фальш-решётка была убрана и её заменили хромовой "птичкой" спереди. Появились круглые поворотники спереди, но и это ещё не все отличия...

Ликбез по ушастым Автомобилисты, Отечественный Автопром, Запорожец, Ушастые, История, Милота, Длиннопост

Остались ещё боковые поворотники, обычно белого цвета, на углах спереди, и повторители вернулись на своё место. На модели ЗАЗ-968, как они могли то присутствовать, то отсутствовать. И при взгляде сбоку мы сразу замечаем куда более короткие уши-воздухозаборники: если раньше они заканчивались на начале задних колёсных арок, то теперь они стали куда короче и заканчивались где-то на середине этих арок. И мелкая деталь: повторители поворотников на заднем крыле, которых на предыдущих кузовах не было.

А теперь переходим снова к заднице, уже ЗАЗ-968А:

Ликбез по ушастым Автомобилисты, Отечественный Автопром, Запорожец, Ушастые, История, Милота, Длиннопост

На советских номерах Николаевской области. Красивые чашечки обрамляющие задние фары остались на месте, а вот площади с прорезями через которые выветривался из двигателя воздух стали куда меньше, а выемка под номер как раз шире. Сложно сказать, предсказали ли на ЗАЗе появление в 1980-м году новых "белых" номеров и специально сделали под них место, но это ещё одно яркое отличие ЗАЗ-968А от 968. Кроме того под решёточками появились два тонких прямоугольных катафота (светоотражателя), коих ранее не было.

И ещё, что внимательным читателям уже бросилось в глаза, это пропажа крышки горловины бензобака. На прежних "Запорожцах" она гордо красовалась на левой задней части автомобиля снаружи сразу за задним стеклом. И доставляла много хлопот владельца жужиков, ибо оттуда по ночам можно было безнаказанно сливать бензин. Поэтому горловина бензобака переместилась под капот. Отчего заправка ЗАЗ-968А всегда выглядит вот так:

Ликбез по ушастым Автомобилисты, Отечественный Автопром, Запорожец, Ушастые, История, Милота, Длиннопост

ЗАЗ-968А выпускался вплоть до 1979 года, пока его не сменил в конце 1979 года ЗАЗ-968М, он же "Мыльница", выглядевший совсем уж скупо и скучно по сравнению с "ушастыми" машинками. Однако появлению "мыльницы" предшествовало ещё одно изменение в "ушастом" и касалось оно уже всей торпеды и панели приборов. Вот вам ЗАЗ-968А последней серии, как раз 1979 года выпуска. Кажется, ничего особенного кроме запущенных владельцем советских номеров.

Ликбез по ушастым Автомобилисты, Отечественный Автопром, Запорожец, Ушастые, История, Милота, Длиннопост

А внутри сюрприз и ещё последняя такая выделяющаяся интересная деталь. Торпеда и панель приборов:

Ликбез по ушастым Автомобилисты, Отечественный Автопром, Запорожец, Ушастые, История, Милота, Длиннопост

Торпеда стала уже целиком пластмассовой, бардачок обзавёлся крышкой, а приборная панель перестала быть уже единым целым и обзавелась отдельным спидометром, отдельным указателем топлива (который часто, как и раньше, показывал что угодно, но только не уровень топлива в баке) и отдельным указателем температуры. Также место той самой пустовавшей полочки слева от панельки заняла теперь аварийная сигнализация. Именно такая торпеда и такой неизменный салон перекочевали на ЗАЗ-968М, но это уже отдельная машинка не имеющая к "ушастым"никакого отношения.


Теперь, если подвести эдакие итоги, можно легко научиться по характерным признакам отличать ЗАЗ-968 и ЗАЗ-968А друг от друга - это отсутствующая крышка бензобака снаружи, отсутствие фальш-решётки, больше повторителей поворотников, больше самих поворотников спереди, укороченные сзади решетки и большая выемка под номер, а также куда более короткие уши. Не знаю, зачем так сделали на ЗАЗе, упростив в некотором плане весьма стильный 966-й, может экономии ради, кто знает? Или пресс-формы поменяли.

Но вот с попытками отличить ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968 могут возникнуть крайне серьёзные трудности, ибо снаружи оба автомобиля будут целиком идентичны. И тут вам уже надо будет заглядывать в салон и смотреть по торпеде :)


А в целом, сколько бы анекдотов про жужик не травили и сколь бы не комфортным его не называли, при своих известных проблемах вроде вместимости салона, багажника и ОСОБЕННО тормозов, любящих внезапно пропасть в самый ответственный момент (при отсутствии внимательного ухода к ним, само собой), машинка вышла знаковой и легендарной. По-своему стильной, весьма симпатичной и, будучи "ушастой", очень даже ретрофутуристичной. Да и в голодные 90-ые не одну семью в провинции спас этот жужик, таская в себе и на себе всё что угодно, и при должном уходе верно служа своим хозяевам десятки лет. Ну и куда же без отличной проходимости запорше по любым говнам, что он и сейчас может уверенно кинуть вызов современным джипам на бездорожье (и с гарантией незастревания в виде экипажа из четырёх мужиков).

Ликбез по ушастым Автомобилисты, Отечественный Автопром, Запорожец, Ушастые, История, Милота, Длиннопост